УМК: Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Тема: Знакомство с понятием «Скорость движения».
Тип урока: «открытия» нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: по плану рабочей программы, знакомство с понятием «скорость движения», это первый урок по теме «Решение задач на движение»
Цель: создание условий, для формирования у учащихся понятия «скорость движения». Ввести понятие скорости, как новой величины.
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
На данном уроке обучающиеся получат возможность: усвоить понятие «скорость движения»; научиться выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих понятия: скорость, время, расстояние; выполнять чертёж по условию задачи на движение; решать простые задачи на выполнение двух арифметических действий с величинами скорость, время, расстояние. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала. | Ориентироваться в своей системе знаний. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.). Соотносить содержание схематических изображений с математической записью. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в паре, группе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. | Создание атмосферы успеха. Включение в деловой ритм. Создать благоприятный психологический настрой на работу | Фронтальная | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Мне бы хотелось начать урок стихотворением “Счастье” Хоть ты смейся, хоть ты плачь, Не люблю решать задач. Потому что нет удачи На противные задачи. Может быть, учебник скверный, Может быть, таланта нет, Не могу открыть секрет: Как задаче дать ответ… - Кто хорошо умеет решать задачи? - А что нужно нам, чтобы научиться хорошо решать задачи? | Улыбаются друг другу и учителю. Проверяют наличие всего необходимого к уроку. Выслушивание всех мнений. Формулирование вывода. Вывод: вычленять математические понятия, знать алгоритм решения задач. | Организовывают свое рабочее место под руководством учителя, контролируют себя. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Наблюдение учителя за организацией обучающихся. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение. | групповая | 1) В книге 180 страниц. Маша прочитала эту книгу за 6 дней, читая ежедневно одинаковое количество страниц. Сколько страниц прочитывала Маша каждый день? 2)В книге 180 страниц. Маша прочитала эту книгу за 5 дней. Сколько страниц прочитывала Маша каждый день? 3) Машина мама напечатала 180 страниц за 9 дней. Какова её производительность труда? | Выполняют задание, проверяют верность решения по слайду. Ориентируются в своей системе знаний. Выявление уровня знаний для решения таких задач. Фиксируют затруднения при решении задач. | | Наблюдение учителя за организацией обучающихся. |
3. | Подготовка к восприятию. Постановка цели урока | Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. | фронтальная | (Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию) - Посмотрите на слайд, составьте задачу. -Давайте попробуем решить составленную задачу. - Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос задачи? - Как эта величина может называться? Чему будем учиться на уроке? | Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема и др.). Учащиеся высказывают свои варианты задачи. Вычленяют наилучшую. Формулировать тему, цель урока с помощью учителя и самостоятельно. Высказывают свои определения математического понятия. | Формирование цель урока. Самостоятельное выполнение индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения) Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения составленной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). | Педагогические наблюдения: сформулирована цель урока, задачи урока. |
4 | Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. | Усвоить понятие «скорость движения». | Фронтальная | (Организует учащихся по выходу из проблемной ситуации) Можно ли измерить скорость? - Какой прибор существует для измерения скорости? ИД спидометр - В каких единицах измеряют скорость на спидометре? - Попробуйте записать эту единицу измерения скорости в тетради.(все варианты записей помечаются на доску) -Можно встретить разные обозначения. Мы будем записывать так: км/ч.-КМ –это единица измерения какой величины? Подберите синонимы к слову длина (расстояние, путь). -Ч -это единица измерения какой величины? -Что же обозначает данная запись? -Что такое скорость? Попробуйте дать определение. -Какое определение дают ученые и совпадает ли оно с нашими высказываниями, прочитаем в учебнике. С. 47 Скорость движения – расстояние пройденное за единицу времени (секунду, минуту, час). | Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Высказывание предположений, вывода. Сравнение своего вывода с эталоном в учебнике. | Определение результатов прогнозирования. Зафиксировать новоё понятие, его место в процессе движения. | Учитель задает уточняющие вопросы. Педагогические наблюдения: учащиеся находят ответы, подтверждают их. Связно строят свою речь. |
5 | Физкультминутка | | Фронтальная | Тихо встали. Зарядка для глаз. Нарисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! Тихо сели. | | | |
6 | Первичное закрепление | Совершенствовать умения находить информацию в таблице. Увоить понятие «скорость движения» Нучиться выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач. | Работа в парах Работа в группах | (Устанавливают осознанность ситуации.) Выпишите из выражений скорость движения объектов. | Скорость движения | Турист проехал 150 км | | Скорость автомобиля 130км/ч | | Улитка проползла за минуту 20 см | | Бегун пробежал 100 м за 10 сек | | Автобус ехал 3 часа | | - Как нашли скорость бегуна? Соотнесите объект с его скоростью Гепард 5 км/ч Черепаха 5 м/мин Самолет 8 км/с Ракета 50 км/ч Катер 800 км/ч Человек 90 км/ч | Уметь оценивать свои достижения. Самооценивание. Защищают работу своих пар В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор. Выполнять краткую запись к задаче, решать простые задачи на увеличение в несколько раз. уметь работать с текстом задачи по алгоритму. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в паре, группе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. | Предоставлен результат выполненной работы в парах. Предоставлен результат выполненной групповой работы |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения. | | Индивидуальная | Придумайте по чертежу текст задачи на движение и решите её. Задача № 355, стр. 48 Представляют результаты всем, находят общее и различие, делают выводы. Сравнивают с эталоном на слайде. Молодцы! | | Уатся выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач. Фиксация нового действия и исполнительская рефлексия (коллективная, и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия. | |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение поставленной цели и полученного результата деятельности. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности | Фронтальная | Организует рефлексию. Подводит итог работы на уроке. Задает вопросы: -Какие вопросы мы поставили по теме урока? - Что такое скорость движения? - Где в жизни мы чаще всего встречаемся со скоростью? -Хочется напомнить, что дорога очень опасна, необходимо соблюдать ПДД. -Кого сегодня на уроке можно похвалить и за что? Оставить смайлики в тетради (Было интересно и легко; было интересно, но трудно; не разобрался) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Оценивают результаты своей работы на уроке. Заполняют Ставят смайлики в тетрадях. Выставляются оценки за урок. | Оценивают свою работу и работу товарищей; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Заполнение оценочных листов, подведение итогов работы. |