kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики 5 класс. Тема урока: Задачи "на части".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет из себя разработку технологической карты урока математике в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики 5 класс. Тема урока: Задачи "на части".»

В классе есть несколько учащихся, которые имеют хорошую успеваемость по предмету, но их результаты не отличаются стабильностью. Однако они могут активно проявлять себя на уроке: отвечать у доски, задавать вопросы на уточнения, вступать в диалог при поиске альтернативных способов выполнения заданий. Задания, требующие четкого следования алгоритму в их выполнении, вызывают трудности, что сказывается на результатах тестовых работ по всем учебным предметам.



Решение задач – одно из средств развития мышления. Как показывает опыт, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создаёт у ученика отрицательное отношение к математике, а потеря интереса порождает неуверенность в собственных силах. Приступая к решению, ученик испытывает трудности с выбором определённого плана решения – ему нужна конкретизация имеющихся знаний. Это заставляет ученика думать. По каждому типу задач в условии могут быть предложены различные математические ситуации. Но алгоритмическое предписание указывает, что надо делать, а вот как делать – ученик решает сам.

Для того чтобы ученик мог применить алгоритм к решению конкретной задачи, он должен, во-первых, уметь вычленить этот алгоритм из определения, теоремы, увидеть его в правиле, формуле, а во-вторых, он должен уметь развертывать этот алгоритм в пошаговую программу. Этому надо систематически учить учащихся.

В качестве примера, иллюстрирующего процесс алгоритмизации как средство обучения, приведу урок «Задачи на части» в 5 классе.

Цель данного урока составить алгоритм решения задач на части и четкого следования ему при решении задач.

Учитель предлагает ситуацию, возникшую с ним летом на даче (нет весов, как сварить варенье по рецепту). - Давайте попробуем научить решать задачи и Машу из мультфильма

«Маша и медведь»


Вопрос, на которые нужно найти ответы для решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос


На доске нарисована схема к задаче. Предлагаю составить задачу по схеме.

- Объясните, как вы рассуждали.


- Пользовались ли вы при решении этой задачи понятием часть? (если при ответах не произнесут часть)


- Каким образом можно использовать это понятие при решении данной задачи?

Учитель предлагает ситуацию, возникшую с ним летом на даче (нет весов, как сварить варенье по рецепту)


- Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься на уроке?


- А какого типа задачи мы будем решать?


- А какая цель стоит перед нами?

- Какое важное условие должно выполняться в задачах на части?

- Предложите план решения задачи на части


Собственный опыт

Знания, полученные в начальной школе

Учебник

Опыт одноклассников (работа в парах и группах)



Содержание собираемой информации

Источник этой информации

Метод работы с этой информацией

Различные задачи на части

Книги с рецептами

Интернет
Учебники

Мультфильм

Презентация

Составление карточек


Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс:
Тема урока:
«Задачи на части»
Тип урока:
урок открытия нового знания


Раздел

Числа

Урок 35 (§ 2.15)


Тема урока

Задачи на части

Задачи урока

Формировать УУД:


Личностные:

–  независимость и критичность мышления;

–  воля и настойчивость в достижении цели;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Метапредметные:

(Регулятивные)

–  совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

–  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

–  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

–  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

–  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

( Коммуникативные)

- совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

–  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

–  в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

–  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

–  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

–  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


(Познавательные)

–  совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

–  совокупность умений по использованию доказательной математической речи;

–  совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;

–  умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.


Предметные:

- знать структуру текстовой задачи;

- уметь различать условие задачи, вопрос;

- уметь правильно оформлять решение задачи;

- уметь составлять схему;

- развивать умения решать задачи на части.

Технологии

- здоровье сберегающие: создавать условия для снятия физической и умственной усталости детей;

- проблемное обучение;

- технология оценочной деятельности;

- технология работы с текстом.

Формы организации учебного пространства

- фронтальная работа;

- работа в парах;

- работа в группах;

- индивидуальная.

Планируемые результаты


-учащиеся научаться решать задачи на части, составлять и понимать схемы выяснят, что является важным в решении данных задач;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и группе.

Ресурсы

Компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Математика» 5 класс авторы: С. А. Козлова, А.Г.Рубин; «Дидактический материал» к учебнику «Математика» 5 класс.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний


5- 7 минут

  • Слайд №1

Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной.

А. Эйнштейн 

  • Слайд №2

На доске нарисована схема к задаче. Предлагаю составить задачу по схеме.

- Объясните, как вы рассуждали.


- Пользовались ли вы при решении этой задачи понятием часть? (если при ответах не произнесут часть)


- Каким образом можно использовать это понятие при решении данной задачи?


А я вам предлагаю решить вот такую задачу по этой схеме.

  • Слайд №3


  • Слайд №4

Приведено решение











Поочередно придумывают задачи.



При объяснении ученики пользуются слово часть




На первой полке стояли две части книг…





Ученики решают в парах.

Один из учеников выходит к доске и объясняет свое решение. Проводит самоанализ своего ответа

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока).

3 -5 минут

  • Слайд №5

Учитель предлагает ситуацию, возникшую с ним летом на даче (нет весов, как сварить варенье по рецепту)


- Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься на уроке?


- А какого типа задачи мы будем решать?


- А какая цель стоит перед нами?

Ученики предлагают свои подходы к решению проблемы. Возможна работа в парах.




Решать задачи


Задачи нового типа на части


Научится решать задачи на части

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Открытие нового (узнаём новое).

5 минут

Запишем тему урока

  • Слайд №6

Записываем тему урока: «Задачи на части»


- Давайте попробуем научить решать задачи и Машу из мультфильма

  • Слайд №7



Записывают тему урока




Смотрят мультфильм «Маша и медведь»

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

IV. Первичное закрепление (применяем новые знания).


  1. минут

- Из чего Маша варила варенье?

- Пользуясь Машиным рецептом, я решила составить вам задачу.

  • Слайд №8







Зарядка для глаз



  • Слайд №10

Рассмотрим схему к задаче №2

- Чем отличается эта задача?









  • Слайд №12

Учитель предлагает подумать и ответить на вопросы

- Какое важное условие должно выполняться в задачах на части?

- Предложите план решения задачи на части

Моркови, перца, шишек…



Ученики работают в парах (можно в группах). Составляют схему для решения задачи и оформляют решение, пишут ответ. Правильное оформление показывают через документ – камеру и комментарием ученика.

Ученик проводит самоанализ своего ответа


Ученики читают задач

Схемой, условием


В группах обдумывают решение

Записывают самостоятельно решение в тетрадь

Правильное оформление показывают через документ – камеру и комментарием ученика.

Ученик проводит самоанализ своего ответа


Ученики отвечают на вопросы и делают выводы

Части должны быть одинаковыми

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Тренинг (выбираем задания и тренируемся).


11 минут

Учитель выдает задачи на карточках



  • Слайд №13


Во время работы учеников план решения задач написан на слайде

Ученики работают в группах.

После групповой работы ученик желающий рассказать, выходит к доске и объясняет решение своей задачи с последующим самоанализом своего ответа.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VI. Итог урока.



5 минут

  • Слайд №14


Учитель просит учеников еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они





Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.


Отвечают на поставленные учителем вопросы.






Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Возможное

домашнее задание.

2 минуты

  • Слайд №15


Запишем домашнее задание


  • Слайд №16



  • Я узнал, что...

  • Я научился...

  • Что способствовало моему продвижению…


  • Слайд №17



Стр 141 № 13, 14 (дополнительно №11)



На данном уроке используются групповая и парная работа. Учащиеся могут высказывать свое мнение, есть возможность ошибок, рассуждений. Мультфильм дает возможность показать, как математика применяется в жизни и заинтересовать в решении этих непростых задач. Использовались технологии оценивания и проблемного диалога.

Групповую и парную работу можно использовать на уроках закрепления, повторения, анализа контрольных работ.

Презентации использую почти на всех уроках. Использую презентации как готовые, так и составленные учениками.


Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы

Показывает презентацию

Просит составить задачу по схеме

Рассказывает ситуацию из собственной жизни

Показывает мультфильм

Просит сформулировать цели и план решения задачи

Ответить на вопросы анкеты

Считаю, что данными действиями не нарушаются права ребенка

На уроке учитель проявлял корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с учениками, уважал их честь и достоинство, был доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​

  • соблюдал культуру речи, не допускал использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;

  • внешний вид педагога соответствовал общепринятому деловому стилю







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока математики 5 класс. Тема урока: Задачи "на части".

Автор: Курицына Юлия Валентиновна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта урока математики по теме :"Закрепление понятий периметр, площадь. объем""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_matiematiki_po_tiemie_zakrieplieniie_poniatii_"
    ["file_id"] => string(6) "426437"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503862688"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Технологическая карта урока математики по теме «Квадрат» 2 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(79) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_matematiki_po_teme_kvadrat_2_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "597087"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641725467"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Технологическая карта урока математики по теме: "Устные приёмы вычислений в пределах 100. Что мы знаем. Чему научились" "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-po-tiemie-ustnyie-priiomy-vychislienii-v-priedielakh-100-chto-my-znaiem-chiemu-nauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "205992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430068716"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "урок окружающего мира по теме " Водоемы Пермского края" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "urokokruzhaiushchieghomirapotiemievodoiemypiermskoghokraia4klass"
    ["file_id"] => string(6) "294391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455640133"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок окружающего мира по теме " Водоемы Пермского края" 4 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "urokokruzhaiushchieghomirapotiemievodoiemypiermskoghokraia4klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "294406"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455641060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства