1 | Самоопределение к деятельнсти. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | - Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в окружающий мир. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя Слушают стихотворение учителя и анализируют о чём это стихотворение. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Какую знаменательную дату недавно отмечал наш Пермский край? 1 декабря 2005 года - образование Пермского края. СЛАЙД №1
Что мы знаем о нашем крае? Что бы еще хотелось узнать? Посмотрите на карту нашего края, что еще мы не исследовали? СЛАЙД №2 ( водоемы Пермского края)
| Выводит информацию на экран проектора. Проводит работу по карте Пермского края. | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления . Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
3. 4. | Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. Планирование учебной деятельности: Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. Б) Согласовать цель и тему урока. | - Сформулируйте учебную задачу с помощью вопросов. На какие вопросы мы будем отвечать в течение урока? Что? (Что такое водоемы?) Какие? (Какие бывают водоемы?) Зачем? ( Зачем нужны водоемы?) Почему? ( Почему их нужно охранять?) -сформировать представление о водоёмах нашего края; -познакомиться с видами водоёмов; - узнать о значении водоёмов в жизни человека и необходимости бережного отношения к ним. - Экологические проблемы водоёма. -Что же такое водоём? (работа со словарем) Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой. ( карточки на доске) Сегодня мы поговорим о водоёмах Пермского края. На уроке нас ждут открытия, мы отправимся в заочную экскурсию по водоёмам Пермского края и превратимся в учёных-исследователей. (математики, географы, экологи) Какие бывают водоемы? ( Карточки на доске.) Разделите все водоемы на 2 группы. ( естественные и искусственные) | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Работают со словарем. Учащиеся классифицируют виды водоемов. | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. Познавательные: Классифицировать объекты. |
5. 6. 7. | Построение проекта выхода из затруднения Самостоятельная работа Включение в систему знаний и повторение. | Сегодня мы поработаем по группам, каждая группа получит свое задание, в результате вы сделаете открытия. 1 группа- географы- получает текст « Водоемы Пермского края»: прочитать текст, заполнить таблицу « Самый, самый…» 2 группа – математики - получает текст « Реки Пермского края.» прочитать текст, заполнить таблицу, составить диаграммы . 3 группа – эколог - работа с текстом учебника на с. 146, заполнить таблицу « Экологические проблемы водоемов и пути их решения». Работа в группах. Выступление групп. При выступлении первой группы учитель показывает информацию о Кам ГЭС. (слайд № 3) Камская ГЭС была построена в середине 20 века. Выше ее плотины разлилось Камское водохранилище. Его площадь-1915 кв. км. Ширина-30 км. Максимальная глубина-30 метров. Воды Камы являются источником энергии, необходимой для развития промышленности. Это мощный и сложный гидротехнический и энергетический комплекс, гордость Пермского края. Камская ГЭС отличается от аналогичных сооружений, ранее известных в отечественной и мировой практике строительства гидроэлектростанций. Особенность Камской ГЭС в том, что плотина совмещается со зданием электростанции. Все гидроагрегаты размещены внутри водосливной плотины. При выступлении второй группы учитель показывает презентацию о реках (Презентация №3 слайды 9-14, диск « Наш Пермский край») -Название рек часто заканчивается на « ва». Почему? -Заполните таблицы, переведите название рек на русский язык. (Для всех групп) Игра « Верно, неверно».( Если верное утверждение, ставим +, иначе-) Верно ли что болото относится к искусственным водоемам. Верно ли, что Кама-самая длинная река в Пермском крае. Верно ли, что название реки Иньва переводится как женские слезы. Верно ли , что самое большое озеро Пермского края Бызимское. Верно ли, что загрязнение рек происходит в результате сброса отходов фабрик, заводов. | Организует работу в группах Выводит информацию на экран проектора. Организует беседу, помогает сделать вывод. | Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу в группах, согласно данного задания. Вывешивают на доску подготовлен-ный проект Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. | Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. | - Наш урок подходит к концу. - Ребята, удалось ли достичь поставленной цели урока? - На все ли поставленные вопросы в начале урока мы ответили? - Где могут пригодиться в жизни полученные знания? - Какие трудности возникли в работе? - Что показалось наиболее интересным? Беречь воду и водоемы – это то же самое, что и охранять и оберегать жизнь на планете, жизнь своего края, любить его, заботиться о красоте и процветании мира, в котором живут не только люди, но и многие другие живые существа. -Перед вами капельки воды, если вам понравилась ваша работа на уроке, поднимите капельку, посмотрите какая красивая получилась водная гладь. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. | Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Убирают свои рабочие места. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |