kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме " Водоемы Пермского края" 4 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока: «Водоёмы нашего края»

Предмет: окружающий мир,  УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир»                                                                                                                                                                                                               Класс: 4.                                                                                                                                                                                                                                                      Тема урока: «Водоёмы нашего края».                                                                                                                                                                     Тип урока: урок-исследование.                                                                                                                                                                                                                   Место и роль урока в изучаемой теме: третий  урок по теме  « Родной край- часть большой страны».

 Цель: формирование    образовательных    компетенций              (информационных,    коммуникативных,      рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области  окружающий мир  по   теме   «Водоёмы нашего края».

Учебные задачи :                                      

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           -  сформировать представление учащихся о водоёмах своего края; познакомить с естественными и искуственными водоёмами,    расширить знания учащихся о значении водоёмов  в жизни человека и необходимости  бережного отношения к ним.                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: математика

Базовая технология: технология деятельностного подхода.                                                                                                                                                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме " Водоемы Пермского края" 4 класс ФГОС»

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока: «Водоёмы нашего края»


Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» Класс: 4. Тема урока: «Водоёмы нашего края». Тип урока: урок-исследование. Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме « Родной край- часть большой страны».

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области окружающий мир по теме «Водоёмы нашего края».

Учебные задачи :

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - сформировать представление учащихся о водоёмах своего края; познакомить с естественными и искуственными водоёмами, расширить знания учащихся о значении водоёмов в жизни человека и необходимости бережного отношения к ним. Межпредметные связи: математика

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Ресурсы: - основные:

  • Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с. 146-148, М. «Просвещение», 2014 г

  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.68-70, М. «Просвещение», 2014 г

  • Инструкционные карты, карточки для рефлексии.

  • компьютер, проектор, презентация. Литература:

«Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс», М. «Вако», 2014 г


























Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельнсти.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.



- Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в окружающий мир.




Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.


Приветствуют учителя








Слушают стихотворение учителя и анализируют о чём это стихотворение.



Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.


Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.


Какую знаменательную дату недавно отмечал наш Пермский край?

1 декабря 2005 года - образование Пермского края. СЛАЙД №1



Что мы знаем о нашем крае?

Что бы еще хотелось узнать?

Посмотрите на карту нашего края, что еще мы не исследовали? СЛАЙД №2 ( водоемы Пермского края)






Выводит информацию на экран проектора.






Проводит работу по карте Пермского края.




Отвечают на вопросы учителя.







Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления .

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.



























4.


Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
















Планирование учебной деятельности:

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.



- Сформулируйте учебную задачу с помощью вопросов. На какие вопросы мы будем отвечать в течение урока?


Что? (Что такое водоемы?)

Какие? (Какие бывают водоемы?)

Зачем? ( Зачем нужны водоемы?)

Почему? ( Почему их нужно охранять?)


-сформировать представление о

водоёмах нашего края;

-познакомиться с видами водоёмов;

- узнать о значении водоёмов в жизни человека и необходимости бережного отношения к ним.


- Экологические проблемы водоёма.




-Что же такое водоём? (работа со словарем)


Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

( карточки на доске)


Сегодня мы поговорим о водоёмах Пермского края. На уроке нас ждут открытия, мы отправимся в заочную экскурсию по водоёмам Пермского края и превратимся в учёных-исследователей. (математики, географы, экологи)


Какие бывают водоемы? ( Карточки на доске.)

Разделите все водоемы на 2 группы. ( естественные и искусственные)

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.














Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.










Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.











Работают со словарем.












Учащиеся классифицируют виды водоемов.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

























Познавательные:

Классифицировать объекты.


5.















6.


7.





































Построение проекта выхода из затруднения














Самостоятельная работа


Включение в систему знаний и повторение.



Сегодня мы поработаем по группам, каждая группа получит свое задание, в результате вы сделаете открытия.

1 группа- географы- получает текст « Водоемы Пермского края»: прочитать текст, заполнить таблицу « Самый, самый…»

2 группа – математики - получает текст « Реки Пермского края.» прочитать текст, заполнить таблицу, составить диаграммы .

3 группа – эколог - работа с текстом учебника на с. 146, заполнить таблицу « Экологические проблемы водоемов и пути их решения».




Работа в группах.


Выступление групп.


При выступлении первой группы учитель показывает информацию о Кам ГЭС. (слайд № 3)

Камская ГЭС была построена в середине 20 века. Выше ее плотины разлилось Камское водохранилище. Его площадь-1915 кв. км. Ширина-30 км. Максимальная глубина-30 метров. Воды Камы являются источником энергии, необходимой для развития промышленности. Это мощный и сложный гидротехнический и энергетический комплекс, гордость Пермского края.
Камская ГЭС отличается от аналогичных сооружений, ранее известных в отечественной и мировой практике строительства гидроэлектростанций. Особенность Камской ГЭС в том, что плотина совмещается со зданием электростанции. Все гидроагрегаты размещены внутри водосливной плотины.



При выступлении второй группы учитель показывает презентацию о реках (Презентация №3 слайды 9-14, диск « Наш Пермский край»)



-Название рек часто заканчивается на « ва». Почему?

-Заполните таблицы, переведите название рек на русский язык. (Для всех групп)


Игра « Верно, неверно».( Если верное утверждение, ставим +, иначе-)

  1. Верно ли что болото относится к искусственным водоемам.

  2. Верно ли, что Кама-самая длинная река в Пермском крае.

  3. Верно ли, что название реки Иньва переводится как женские слезы.

  4. Верно ли , что самое большое озеро Пермского края Бызимское.

  5. Верно ли, что загрязнение рек происходит в результате сброса отходов фабрик, заводов.



Организует работу в группах















Выводит информацию на экран проектора.







Организует беседу, помогает сделать вывод.








Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу в группах, согласно данного задания.







Вывешивают на доску подготовлен-ный проект







Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.


















Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.


- Наш урок подходит к концу.

- Ребята, удалось ли достичь поставленной цели урока?

- На все ли поставленные вопросы в начале урока мы ответили?

- Где могут пригодиться в жизни полученные знания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Что показалось наиболее интересным?

Беречь воду и водоемы – это то же самое, что и охранять и оберегать жизнь на планете, жизнь своего края, любить его, заботиться о красоте и процветании мира, в котором живут не только люди, но и многие другие живые существа.


-Перед вами капельки воды, если вам понравилась ваша работа на уроке, поднимите капельку, посмотрите какая красивая получилась водная гладь.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.


Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
















Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.


Убирают свои рабочие места.



Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

















Приложение 1


Самый, самый…

Название

Длинная река

Глубокое озеро


Крупный пруд


Большое болото


Большое озеро


Мощное водохранилище










Приложение 2


Наш край - единственный на Урале регион, где вдоволь воды.

По территории Пермского края протекают две большие реки ( Кама и Чусовая), сорок средних рек и около двадцати девяти тысяч малых рек.

    Помимо рек, в нашем крае около 800 озер и более 300 прудов, три крупных водохранилища: Камское, Воткинское и Широковское.


Самые большие озера находятся на севере края:

  • Чусовское (19,4 кв.км)

  • Большой Кумикуш (17,8 кв.км)

  • Новожилово (7,12 кв.км)

    Самые глубокие озера :

  • Рогалек (глубина 61 м)

  • Белое (глубина 46 м)

  • Большое в Добрянском районе(глубина 30 м)

Пруды создавались в Прикамье с самыми различными целями: для регулирования стока малых рек, для нужд малой энергетики, лесосплава, рыболовства, водоснабжения, орошения, для украшения сельских мест. Самые крупные пруды:

  • Нытвенский (площадью 6,7 кв.км) на реке Нытве

  • Семинский (площадью 5,2 кв.км) на реке Зырянке

  • Очерский (площадью 4,3 кв.км) на реке Травянке

   В крае есть и более крупные, чем пруды, водоемы - водохранилища, созданные в связи со строительством ГЭС: Камское и Воткинское на Каме, Широковское на Косьве

   В Пермском крае насчитывается свыше 800 болот, торфяные залежи которых могут иметь промышленное значение. Кроме того, на болотах растут богатые витаминами клюква, морошка. Многие болота являются неплохими сенокосными угодьями.

   Наиболее крупные болота расположены на севере края:

  • Большое Камское (площадь 810 кв.км)

  • Джурич-Нюр (площадь 350 кв.км)

  • Бызимское (площадь 194 кв.км)



Приложение 3


Реки Пермского края

Кама

Чусовая

Вишера

Сылва

Обва

Косьва

Сива

Колва

Егошиха

Данилиха

Пожва

Иньва




493 км


283 км


450 км

9 км

11 км

192 км












Приложение 4



Самой крупной рекой Пермского края является Кама, ее протяженность-1805 км.

Самым большим левым притоком Камы является река Чусовая, ее протяженность-591 км, а также Вишера ( ее длина 415 км).

К правым притокам Камы относятся тихие, равнинные реки: Иньва ( 257 км), Обва ( 247 км), Сива( 493 км).






















Приложение 5



Часть слова на коми – пермяцком языке

Значение слова на русском языке

Название реки

Кол-

рыбная


Усь-

Узкая, шумная


Сыл-

талая


Лысь-

хвойная


Си-

тина


Пож-

мутная


Инь-

женская


Кой-

Мелкая, брызги


Об-

снежная


Юсь-

лебедь


Кось-

порог



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок окружающего мира по теме " Водоемы Пермского края" 4 класс ФГОС

Автор: Отинова Елена Георгиевна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294406


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства