kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока математики по теме: "Устные приёмы вычислений в пределах 100. Что мы знаем. Чему научились"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель Гончарова Ирина Владимировна

ОУ   МБОУ СОШ №4 г.Скопина Рязанской области

Класс  

Тема урока  Устные приёмы вычислений в пределах 100. Что мы знаем. Чему научились.

Тип урока   Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (с использованием межпредметных связей).

Цели урока (цели учителя)

- Организовать учебную деятельность учащихся  на воспроизведение ими имеющихся у них знаний, умений и навыков.

- Поддерживать мотивацию учащихся на протяжении всего урока.

-Организовать рефлексивную оценку достижения поставленных целей.

-Создавать условия для развития таких качеств личности, как вежливость, воспитанность, доброжелательность; для формирования уважительного отношения к мнению других; для развития учебно-познавательных интересов, формирования личностного смысла учения.

-Способствовать достижению метапредметных результатов: опыт формулирования темы, умение грамотно формулировать цели и сохранять их в течение всего урока, умение контролировать свою работу по результату и оценивать ее; умения осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; умение строить речевое высказывание, умение формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения.

Цели урока     (цели ученика)

-Закрепить знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках.

-Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

-Узнать что-то новое.

-Закрепить умение доказывать своё мнение.

Планируемые результаты

-Учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания в устных вычислениях; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;  оценивать себя и товарищей.

                                                Этапы урока                                  Деятельность учителя

                                                          Мотивация. Актуализация. 

-Приветствует детей.

 -Создает позитивный настрой, осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности,  организует мотивирование к учебной деятельности на уроке.

-Организует работу учащихся по актуализации соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов:

1. Работа по учебнику (с.72 поля).

2.         -Дополни до 30:

28     25     27     23    26

- Дополни до 60:

58     56     53     51   59

Одновременно:

Вставь пропущенные числа, так чтобы равенства были верными:   

        + 15=20

         -  9 =7

  15 -       =8

90 +      = 100

      + 50 = 58

      - 6 = 70

                                                                Самоопределение к деятельности.

-Направляет учащихся на формулирование темы и целей урока:

- А теперь вспомните всё, что мы сейчас делали, о чем мы говорили, какие знания освежили. Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Что мы будем делать сегодня на уроке?  - Зачем мы будем этому учиться?

- Значит, цель наша какая будет? А ещё какие цели поставим перед собой?

-И как всегда на каждом уроке мы стараемся узнать что-то новое. А вот о чём мы узнаем, я предлагаю вам догадаться:

1. Изограф.

- Кто догадался, что за слово?

 -Какая орфограмма встретилась? Как проверим?

-Ребята, а вы знаете, что 11 декабря праздник всех возвышенностей и гор нашей любимой планеты. О появлении Международного дня гор объявила в 2003 году Генеральная Ассамблея ООН.

- Довольно необычно, что праздник посвящен частям земной поверхности, возвышающимся над равнинами. Впрочем, горными образованиями покрыта четверть поверхности Земли и там проживает 10 процентов населения планеты и обитает немало животных, не говоря уже о растениях. Это немаловажный праздник.

- Надеюсь, вы уже догадались, что сегодня мы поговорим ещё и о горах.

 -Значит, какую цель ещё перед собой поставим?

                                                                Работа по теме урока.

Этап применения знаний, умений  и способов действий.

- Организует работу по теме.

- Мотивирует работу учащихся.

-Направляет учащихся на воспроизведение ими имеющихся у них знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий:

- Среди горных систем в России можно выделить несколько.  Какие - вам предстоит узнать, выполнив задание на карточках.

1. Работа по карточкам (разным по степени сложности), содержащим математические задания и дополнительную информацию про Уральские горы, Кавказ, Алтай.

-Ребята, как я уже сказала - гор в России много. Мне бы хотелось сказать ещё о горах полуострова Камчатка. Они, наверно, самые необычные. Здесь 28 вулканов, внесённых в Список Всемирного наследия. Самый высокий - это вулкан Ключевcкая Сопка (4750м), извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.

2. Работа по ноутбукам.

 - Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты?

- Я вам предлагаю тоже сейчас покорить вершину, да не одну, а целых две. А так как мы на уроке математики, то достичь вершины что нам поможет?

Одновременно работа на интерактивной доске.

 Решение задачи: "Одна группа альпинистов покорила уже 6 вершин, а другая на 3вершины больше. Сколько вершин  покорили обе группы?"

- Ребята, вы согласны, что он решил верно?

- Молодцы! Вы покорили свои вершины.

- А вы знаете, какие виды спорта кроме альпинизма связаны с горами?

3.Решение логической задачи:

"Петя, Валя, Митя занимаются       спортом: альпинизмом, сноубордом, горными лыжами.  Кто из ребят каким видом спорта занимается, если Митя занимается не сноубордом, Валя -  не сноубордом и не альпинизмом."

- А из вас кто-нибудь занимается спортом? А в зимнее время чем вы занимаетесь? А кто на лыжах катается?

- Какие чувства вы испытываете при этом?

- Я предлагаю также быстро справиться со следующим заданием, как вы быстро катитесь с горы.

4. Решение примеров по карточкам.

28+2=

41+9=

64+6=

83+7=

90-5=

80-6=

70-7=

-Что заметили в первом столбике?

 -Кто догадался, какой следующий будет пример?

Одновременно работа по карточкам (для тех, кто выполнил задание быстро):

Исправь ошибки.

84+2-40=46

62-7-9=46

75-5+30=90

6+34-7=33

                                                            Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Заинтересовывает учащихся.

-Организует самостоятельную работу учащихся, с последующей самопроверкой по эталону.

1.Звучит голос сойки. Учитель рассказывает о том, что 11 декабря -сойкин день, что её можно встретить и у нас, и в горах Кавказа, что сойка - своего рода "полицейский лесов", что ее появление у окна в этот день считается добрым знаком, что она способна показать дорогу к счастью.

-Я хочу подарить вам частичку счастья- буклет, благодаря которому вы не только будете любоваться этой птичкой, но и узнаете много интересного из дополнительной в нём информации.

2.Работа по двусторонними карточкам в тетрадях.

- Сравните выражения.

54+6     68-20

40 - 8     39-7

65-7      51+8

74+7     85+5

- Оцените свою деятельность.

3. Звучит приятный голос сойки.

- Молодцы! Порадовали и сойку и меня. Друзья мои, помним о том, что нужно не только соблюдать тишину, чтоб не потревожить лесных жителей, а и подкармливать зимой. Хорошо?

                                                                                                 Подведение итогов

- Организует работу по подведению итогов урока, достижению поставленных целей и соотнесению их с учебной деятельностью.

- Направляет учащихся к намечающимся дальнейшим целям деятельности.

-Поддерживает мотивацию учащихся.

                                                                             Рефлексия учебной деятельности на  уроке.

-Организует рефлексию.

 - Способствует самооцениванию учащихся с фиксированием степени результатов учебной деятельности.

-Поддерживает мотивацию учащихся.

1."Лесенка успеха".

2. "Эдельвейсы на горе".

- Друзья мои, мы сегодня много говорили о горах. Вы знаете, что в горах растёт очень красивый цветок - эдельвейс. Многие альпинисты готовы покорять самые высокие вершины лишь бы только взглянуть на него.  Мы сегодня с вами тоже покоряли вершины с помощью наших знаний. Давайте украсим нашу гору этими красивыми цветами:

-те, кому было интересно, украшают верх горы;

-те, кому было немного трудно, те располагают свой цветок ниже.

-Давайте девочкам сначала дадим возможность.

                                                                               Оценивание учащихся.

- Оценивает работу учащихся.

- Спасибо! Урок окончен! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики по теме: "Устные приёмы вычислений в пределах 100. Что мы знаем. Чему научились" »

Технологическая карта урока.


Учитель

Гончарова Ирина Владимировна

ОУ

МБОУ СОШ №4 г.Скопина Рязанской области

Класс

Тема урока

Устные приёмы вычислений в пределах 100. Что мы знаем. Чему научились.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (с использованием межпредметных связей).

Цели урока

(цели учителя)

- Организовать учебную деятельность учащихся на воспроизведение ими имеющихся у них знаний, умений и навыков.

- Поддерживать мотивацию учащихся на протяжении всего урока.

-Организовать рефлексивную оценку достижения поставленных целей.

-Создавать условия для развития таких качеств личности, как вежливость, воспитанность, доброжелательность; для формирования уважительного отношения к мнению других; для развития учебно-познавательных интересов, формирования личностного смысла учения.

-Способствовать достижению метапредметных результатов: опыт формулирования темы, умение грамотно формулировать цели и сохранять их в течение всего урока, умение контролировать свою работу по результату и оценивать ее; умения осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению; умение строить речевое высказывание, умение формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения.

Цели урока

(цели ученика)

-Закрепить знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках.

-Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

-Узнать что-то новое.

-Закрепить умение доказывать своё мнение.

Планируемые результаты

-Учащиеся научатся применять правила сложения и вычитания в устных вычислениях; планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Мотивация. Актуализация. Самоопределение.

Оргмомент.

Мотивация к

учебной

деятельности.



-Приветствует детей.

-Создает позитивный настрой, осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности, организует мотивирование к учебной деятельности на уроке.


-Приветствуют учителя и гостей, которым дарят улыбки и заряд хорошего настроения.

-Настраиваются на работу и сотрудничество.

Подвижный способ обучения.


-Смыслообразование.

-Планирование удачного сотрудничества на уроке с учителем и одноклассниками.


Актуализация

знаний.




-Организует работу учащихся по актуализации соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов:


1. Работа по учебнику (с.72 поля).

2. -Дополни до 30:

28 25 27 23 26

- Дополни до 60:

58 56 53 51 59

Одновременно:

Вставь пропущенные числа, так

чтобы равенства были верными:

+ 15=20

- 9 =7

15 - =8

90 + = 100

+ 50 = 58

- 6 = 70



-Актуализируют уже имеющиеся знания, изученные способы действий.







-Один ученик работает у доски, оценивает свою деятельность.


-Проверяют работу, выполненную на доске.

-Подвижный способ обучения.





-Устная работа.

-Фронтальная работа.


- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

- Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

-Учет разных мнений.

-Оценивание деятельности.

Самоопреде-ление к деятельности.




-Направляет учащихся на формулирование темы и целей урока:


- А теперь вспомните всё, что мы сейчас делали, о чем мы говорили, какие знания освежили. Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Что мы будем делать сегодня на уроке?  - Зачем мы будем этому учиться?

- Значит, цель наша какая будет? А ещё какие цели поставим перед собой?

-И как всегда на каждом уроке мы стараемся узнать что-то новое. А вот о чём мы узнаем, я предлагаю вам догадаться:

1. Изограф.






- Кто догадался, что за слово?

-Какая орфограмма встретилась? Как проверим?

-Ребята, а вы знаете, что 11 декабря праздник всех возвышенностей и гор нашей любимой планеты. О появлении Международного дня гор объявила в 2003 году Генеральная Ассамблея ООН.

- Довольно необычно, что праздник посвящен частям земной поверхности, возвышающимся над равнинами. Впрочем, горными образованиями покрыта четверть поверхности Земли и там проживает 10 процентов населения планеты и обитает немало животных, не говоря уже о растениях. Это немаловажный праздник.

- Надеюсь, вы уже догадались, что сегодня мы поговорим ещё и о горах.

-Значит, какую цель ещё перед собой поставим?

- Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:

  • устанавливают связи между частным и общим;

  • согласовывают и формулируют тему урока;

  • ставят цели.




- Разгадывают изограф, освежают знания о безударных гласных.




- Слушают учителя, получая новую информацию.


-Подвижный способ обучения.

-Фронтальная работа.





















-Сообщение учителя.


- Самоопределение.

- Анализ, обобщение.

-Синтез – составление из частного целого.

-Смыслообразование.

-Целеполагание.

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

-Предвосхищение уровня усвоения знаний.

-Извлечение из изографа необходимой информации.

- Решение учебной задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и УУД.

Работа по теме урока.


Этап применения знаний, умений и способов действий.


- Организует работу по теме.

- Мотивирует работу учащихся.

-Направляет учащихся на воспроизведение ими имеющихся у них знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий:


- Среди горных систем в России можно выделить несколько. Какие - вам предстоит узнать, выполнив задание на карточках.


1. Работа по карточкам (разным по степени сложности), содержащим математические задания и дополнительную информацию про Уральские горы, Кавказ, Алтай.





- Ребята, как я уже сказала - гор в России много. Мне бы хотелось сказать ещё о горах полуострова Камчатка. Они, наверно, самые необычные. Здесь 28 вулканов, внесённых в Список Всемирного наследия. Самый высокий - это вулкан Ключевcкая Сопка (4750м), извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.


2. Работа по ноутбукам.

- Ребята, а вы знаете, кто такие альпинисты?

- Я вам предлагаю тоже сейчас покорить вершину, да не одну, а целых две. А так как мы на уроке математики, то достичь вершины что нам поможет?


Одновременно работа на интерактивной доске.

Решение задачи: "Одна группа альпинистов покорила уже 6 вершин, а другая на 3вершины больше. Сколько вершин покорили обе группы?"


- Ребята, вы согласны, что он решил верно?


- Молодцы! Вы покорили свои вершины.

- А вы знаете, какие виды спорта кроме альпинизма связаны с горами?


3.Решение логической задачи:

"Петя, Валя, Митя занимаются спортом: альпинизмом, сноубордом, горными лыжами. Кто из ребят каким видом спорта занимается, если Митя занимается не сноубордом, Валя - не сноубордом и не альпинизмом."


- А из вас кто-нибудь занимается спортом? А в зимнее время чем вы занимаетесь? А кто на лыжах катается?

- Какие чувства вы испытываете при этом?

- Я предлагаю также быстро справиться со следующим заданием, как вы быстро катитесь с горы.


4. Решение примеров по карточкам.

28+2=

41+9=

64+6=

83+7=

90-5=

80-6=

70-7=







-Что заметили в первом столбике?

-Кто догадался, какой следующий будет пример?


Одновременно работа по карточкам (для тех, кто выполнил задание быстро):

Исправь ошибки.

84+2-40=46

62-7-9=46

75-5+30=90

6+34-7=33







-Выполняют различные задания, решают учебные и практические задачи на основе полученных знаний.






- Выполняют задание, извлекают необходимую информацию.

-Проверяют, оценивают свою работу.

- Делятся полученной информацией.

- Слушают учителя, получая новую информацию.







-Решают задачи, соотносят схемы и решения задач.




-Оценивают свою деятельность.


- Один ученик решает задачу и оценивает свою деятельность.




-Проверяют и оценивают работу ученика.





-Решают логическую задачу, доказывают своё мнение.




-Отвечают на вопросы.









- Решают примеры.


-Проверяют и оценивают работу одноклассников.


- Анализируют, предполагают, доказывают своё мнение.

-Исправляют ошибки.

-Проверяют и оценивают работу свою и одноклассников.


-Подвижный способ обучения.












-Индивидуальная работа.



-Фронтальная работа.





-Сообщение учителя.









-Работа в парах.

-Самостоятельная работа.

-Ситуация успеха.






-Самостоятельная работа.






-Фронтальная работа.


-Ситуация успеха.




-Фронтальная работа.







Беседа.










-Самостоятельная работа.

-Взаимопроверка, но не с соседом по парте, а с тем, с кем встретился глазами.

-Фронтальная работа.


-Самостоятельная работа.

-Проверка с помощью документ-камеры.

– Анализ, синтез.

– Извлечение из текстов необходимой информации.

- Использование знаково-символических средств, моделей.

- Выполнение действий по алгоритму.

- Активное и сознательное закрепление изученного материала.

-Совершенствование основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной).

- Решение учебных задач на основе полученных знаний, сформированных умений и УУД.

- Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

- Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

-Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

- Согласование работы в паре.

-Умение анализировать результат и делать выводы.

-Оценивание деятельности.

- Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности и определение причин их возникновения.

Самостоя-тельная

работа с

самопроверкой по эталону.


-Заинтересовывает учащихся.

-Организует самостоятельную работу учащихся, с последующей самопроверкой по эталону.


1.Звучит голос сойки. Учитель рассказывает о том, что 11 декабря -сойкин день, что её можно встретить и у нас , и в горах Кавказа, что сойка - своего рода "полицейский лесов", что ее появление у окна в этот день считается добрым знаком, что она способна показать дорогу к счастью.


-Я хочу подарить вам частичку счастья- буклет, благодаря которому вы не только будете любоваться этой птичкой, но и узнаете много интересного из дополнительной в нём информации.


2.Работа по двусторонними карточкам в тетрадях.

- Сравните выражения.


54+6 68-20


40 - 8 39-7

65-7 51+8


74+7 85+5


- Оцените свою деятельность.


3. Звучит приятный голос сойки.

- Молодцы! Порадовали и сойку и меня. Друзья мои, помним о том, что нужно не только соблюдать тишину, чтоб не потревожить лесных жителей, а и подкармливать зимой. Хорошо?







- Пытаются угадать: чей голос звучит.

-Слушают учителя, получая новую информацию.




-Рассматривают буклеты.






-Самостоятельно выполняют задания.

-Осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

-Оценивают работу.

-Выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

-Подвижный способ обучения.




-Ситуация неожиданности.

-Беседа.







-Ситуация неожиданности.






-Индивидуальная работа.


-Самопроверка по эталону.






-Ситуация неожиданности.

-Беседа.

- Анализ, синтез, сравнение.

-Извлечение из математических текстов необходимой информации.

- Доказательство.

-Контроль.

-Коррекция.

-Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-Умение проверять, оценивать свою работу с использованием эталона.

-Оценивание деятельности.

Подведение итогов

- Организует работу по подведению итогов урока, достижению поставленных целей и соотнесению их с учебной деятельностью.

- Направляет учащихся к намечающимся дальнейшим целям деятельности.

-Поддерживает мотивацию учащихся.




-Подводят итоги урока.

-Оценивают работу на уроке в целом.


-Подвижный способ обучения.

-Беседа.

-Умение оценивать работу с использованием разработанных критериев оценки.

– Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

– Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

-Умение осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению.

- Планирование учебного сотрудничества.

Рефлексия учебной деятельности на

уроке.


-Организует рефлексию.

- Способствует самооцениванию учащихся с фиксированием степени результатов учебной деятельности.

-Поддерживает мотивацию учащихся.


1."Лесенка успеха".


2. "Эдельвейсы на горе".

- Друзья мои, мы сегодня много говорили о горах. Вы знаете, что в горах растёт очень красивый цветок - эдельвейс. Многие альпинисты готовы покорять самые высокие вершины лишь бы только взглянуть на него. Мы сегодня с вами тоже покоряли вершины с помощью наших знаний. Давайте украсим нашу гору этими красивыми цветами:

-те, кому было интересно, украшают верх горы;

-те, кому было немного трудно, те располагают свой цветок ниже.

-Давайте девочкам сначала дадим возможность.

-Оценивают свою работу на уроке.







-Слушают учителя, получая новую информацию.








- Украшают гору, оценивая свой интерес к учебной деятельности и комфортность на уроке.

-Подвижный способ обучения.




-"Лесенка успеха"



-Ситуация неожиданности.









-Комфортность на уроке.

-Рефлексия способов и условий действия.

- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-Самооценка на основе критерия успешности.

- Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

-Умение осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению.

-Наличие мотивации к работе на результат.

-Умение проявлять воспитанность.

- Следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям.



Оценивание учащихся.

- Оценивает работу учащихся.


- Спасибо! Урок окончен!!! 





































Фотографии с урока.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гончарова Ирина Владимировна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Технологическая карта урока на тему "Единицы массы. Тонна, центнер" "
    ["seo_title"] => string(75) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-iedinitsy-massy-tonna-tsientnier"
    ["file_id"] => string(6) "119914"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413552440"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок по математике 2 класс по программе "Перспективная начальная школа" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-matiematikie-2-klass-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "112049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408198683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1360 руб.
2270 руб.
1270 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства