I. | Организационный этап | Создать мотивационную основу учебной деятельности | Фронтальная | Организует приветствие, проверяет готовность к уроку, устанавливает эмоциональный контакт с классом (предлагает учащимся прослушать высказывание и объяснить его смысл): - Каждый урок вы получаете знания. И как сказал Ал Бируни «Знания – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Эти слова и будут девизом нашего урока. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место включаются в учебную деятельность, воспринимают информацию на слух, осмысливают высказывание, объясняют смысл и почему его можно считать девизом урока | Личностные: внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения. Коммуникативные УУД: Умение оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают других | Оценка эмоционального настроя («Светофор») |
II. | Актуализация знаний. Целеполагание. | Выявить места и причины затруднения, определить тему и цели урока | Фронтальная Индивидуальная | Организует работу по отгадыванию зашифрованного слова, показывает на слайде примеры, которые надо решить, следит за выполнением (у каждого учащегося на столе находится таблица с алфавитом, каждая буква алфавита пронумерована натуральными числами от 1 до 33, это своеобразный шифр, с помощью этой таблицы, решив примеры, ученик прочитает зашифрованное слово) Слайд 1) 85 : 5 = 2) 196 – 180 = 3) 1 ∙ 18 = 4) 18 + 15= 5) 70 : 14 = 6) 96 : 6 = 7) 132 :11 = | Организует работу по определению темы, задает вопросы, контролирует правильность ответов учащихся, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока - Какое слово у вас получилось? (Порядок). Что такое порядок? Обсуждает с детьми, что такое порядок, где они слышали это, рекомендует посмотреть, что означает это слово в толковом словаре русского языка. Слайд Счёт и вычисления –основа порядка в голове. И. Г. Песталоцци А порядком чего мы с вами можем сегодня заняться на уроке? Уже во втором классе изучают порядок действий в математике, почему? Кто сможет сформулировать тему урока? Слайд Запишем тему урока в тетрадях Слайд Что надо знать и уметь при изучении этой темы? Организует работу по выдвижению гипотезы, предлагает выполнить вычисления, сверить ответы с эталоном 2 + 2 · 2 124 – 24 ·3 7 + 7 : 7 25 – 25 : 5 | Почему есть ошибки, какие еще могли быть ответы? Какая цель нашего урока? Организует работу по заполнению таблицы «ЗХУ» (1,2) - Какие знания по данной теме получены вами ранее? - Хотелось бы вам расширить их? - Что бы вам хотелось узнать на уроке? - А для чего вам это нужно? Где может пригодиться информация, которую вы сегодня получите? | Осмысливают задание, включаются в решение примеров вписывают после решения примера букву и отгадывают ключевое слово, оценивают 17 | 16 | 18 | 33 | 5 | 16 | 12 | п | о | р | я | д | о | к | Отвечают на вопросы, уточняют значение слова «порядок» на основе жизненного опыта и объяснения в толковом словаре, дополняют и уточняют ответы одноклассников. На основе высказывания И.Г. Пестолоцци и своих рассуждений о роли соблюдения правил по выполнению порядка вычислений в выражениях (невозможно производить никакие расчёты), выдвигают предположение о теме и формулируют тему урока (Порядок действий в вычислениях) Записывают число и тему урока в тетради (Порядок действий в вычислениях) В совместной деятельности вспоминают, используя личный опыт и знания, как правильно делать вычисления со множеством действий 2 + 2 · 2 =2+4=6 124 – 24 ·3 =124–72=52 7 + 7 : 7 =7+1=8 25 – 25 : 5 = 25 –5=20 | На основе решения данных выражений выдвигают гипотезу (без знания правила выполнения порядка действий невозможно решать задачи, выражения и уравнения даже если в них только два действия) Прогнозируют результат изучения (цели, задачи) Заполняют таблицу Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1 | 2 | 3 | | | | | Предметные: показывают умение решать числовые выражения Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к выполнению заданий Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознание учащимися смысла учения Регулятивные УУД: формулируют тему урока; осуществляют целеполагание, прогнозирование; определяют область знания/незнания. Познавательные УУД: на основе сравнений, наблюдений высказывают простые суждения и самостоятельно делают выводы Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса | Наблюдение Самооценка Наблюдение Самоанализ Исследование Самоконтроль Самоанализ |
III. | Усвоение новых знаний и способов действий Физминутка | Организовать поиск решения учебной задачи, построить ориентированную основу для освоения новых терминов и понятий 1. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу 2. Проверка понимания способа действия Снятия усталости и мобилизации сил для дальнейшей успешной работы на уроке 3. Первичная проверка понимания | Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Групповая (работа в парах) Фронтальная Фронтальная Групповая (работа в парах) | Используя приём ИНСЕРТ, организует работу по изучению новых знаний порядка действий в вычислениях: Задание 1. Познакомьтесь с информацией Задание 2. Заполните таблицу «Инсерт» (ведёт учебный диалог) Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте правила порядка выполнения действий, используя ключевые слова Организует работу по составлению алгоритма «Порядок действий в вычислениях» (выдает учащимся полоски с напечатанными действиями /шагами) Организует работу по выявлению лишних шагов - Какие шаги не включили в данный алгоритм? Организует проверку по образцу Слайд Организует работу по составлению Кластера Организует сверку с эталоном (Приложение 1) Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Используя приём «Верные и неверные высказывания» организует проверку понимания порядка выполнения действий в математических выражениях 1. Сложение и вычитание относятся к действиям первой ступени. 2. Если в выражении нет скобок, есть действия только одной ступени, то действия выполняются по порядку слева направо 3. Если в выражении нет скобок, то сначала выполняют действия первой ступени, затем – второй. 4. В выражении со скобками действия в скобках выполняются раньше. 5. Если нет скобок и действия только одной ступени, сначала выполняют сложение, а потом вычитание. | 1.Учащиеся знакомятся с информацией читают информацию (с. 107) про себя, используют систему маркировки, значки: V – это уже знали; + – информация новая; - – думали иначе и не согласны; ? – что-то непонятно, возникли вопросы | 2. Учащиеся заполняют таблицу (в тетради ), делают сообщение «V» – знаю | «+» – новое | «-» – думал иначе | «?» – вопросы | 3. Изучив таблицу, проговаривают правила порядка выполнения действий, используя ключевые слова Учащиеся составляют алгоритм из предложенных на полосках действий (шагов), исключив «лишние» (если такие есть) А. Определяю: скобок нет 1. Действия одной ступени (только «+», «–» или «х», «:») выполняю по порядку слева направо 2. Действия разных ступеней («+», «–», «х», «:») выполняю по порядку слева направо сначала действия второй ступени («х», «:»), затем действия первой ступени («+», «–»). Б. Определяю: скобки есть Выполняю действия в скобках (учитывая правила 1 и 2) Не включили такие шаги: Есть скобки: Выполняю сначала действия второй ступени («х», «:»), затем первой («+», «–») | Осуществляют сверку с образцом на доске С каждого ряда вызывается ученик и составляет Кластер Наклоны вперёд и назад Рывки руками перед грудью Вращение головой Садятся по местам Осмысливают задание, используют сигнальные карточки «Да–Нет»), включаются в игру «Верные и неверные высказывания» 1. Да 2. Да 3. Нет, сначала выполняют действия второй ступени, а затем – первой. 4. Да 5. Нет, по порядку слева направо | Предметные: работают с понятиями «действия первой ступени», «действия второй ступени», правила выполнения порядка действий в вычислениях Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к изучаемой теме Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, работают по предложенному плану Познавательные УУД: находят ответы на вопросы, извлекая необходимую информацию из текста учебника; на основе сравнений, наблюдений высказывают простые суждения и самостоятельно/ совместно с учителем делают выводы умозаключения по освещаемой проблеме Коммуникативные УУД: учатся осознанно строить речевое высказывание в устной форме; проявляют умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия Личностные Формировать установку на здоровый образ жизни Регулятивные УУД: планируют свои действия; осуществляют пошаговый контроль своих действий, анализируют и оценивают результат работы Познавательные УУД: отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике; анализируют объекты с целью выделения признаков; определение основной и второстепенной информации | Взаимоконтроль Исследование Взаимоконтроль Взаимоконтроль Наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Самоанализ |
IV. | Работа по закреплению нового | Организовать деятельность по осуществлению контроля за правильностью выполнения способа действия Закрепление с проговариванием во внешней речи | Фронтальная Групповая (работа в парах) Индивидуальная | Организует работу по составлению программы вычисления выражения (выполнение алгоритма/ команды). Организует деятельность учащихся по выполнению действий в математических выражениях в соответствии с изученными правилами. Сверка с эталоном Организует работу по формированию умения применять правила выполнения действий самостоятельно. Организует по эталону взаимопроверку | Уточняют понимание слова «команда» (Команда – это: а) последовательность выполнения действий в выражении; б) одно из действий в выражении; в) запись выражения). В совместной деятельности (работа в тетрадях и у доски), называют команды, выполняют решение выражения (с.109 №3.268 б)) Группируют математические выражения в соответствии с 3-мя правилами на основе заданий учебника (с. 109 №3.264 – 3. 267) Правило 1: №3.264 в) №3. 267 а), б), в), г) Правило 2: № 3.264 a); №3.265 1), 2); №3.266 а); №3.267 д), е) Правило 3: №3.264 б), г); №3.265 3), 4); №3.266 б); | Выполняют самостоятельно (в тетрадях) (с. 109 №3.266; №3.268 а) Сверяют с эталоном (друг у друга) | Предметные: используют в речи понятия «алгоритм». «команда». «порядок выполнения действий» Личностные: проявляют интерес к изучению темы; осознают свою ответственность за коллективно выполняемое задание Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают возникающие трудности, ищут причины затруднений и пути преодоления, анализируют и оценивают результат работы Познавательные УУД: на основе анализа делают выводы и умозаключения, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; строят логическую цепь рассуждений; доказывают Коммуникативные УУД: выбирают адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимают другое мнение и позицию; формулируют собственное мнение и позицию. | Наблюдение Взаимопроверка Взаимооценка |
V. | Проверка усвоения нового (Контролирующее задание) | Проверить уровень усвоения изученного материала, применение общего способа действия для решения частных задач, выявить проблемы осмысления изученного материала для дальнейшей коррекции | Индивидуальная | Организует самостоятельную работу учащихся (Работа с карточкой, приложение 2) по применению общего способа действия, работу с эталоном | Получают карточку, осмысливают и выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой (сверяют с эталоном) | Предметные: знают теоретический материал, умеют применять в практической деятельности Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи Регулятивные УУД: осуществляют контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом; осуществляют самопроверку работы; находят в работе ошибки, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: владеют общим приёмом решения учебных задач, используют алгоритм для решения практической задачи. Коммуникативные УУД: умеют слушать, обращаться с вопросом к учителю и однокласснику. | Самоанализ Самооценка |
VII. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Проверить уровень понимания изученного учебного материала на уроке Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Фронтальная | Используя приём «Ромашка Блума» учитель организует проверку понимания изученного учебного материала на уроке 1. Приём «Ромашка Блума» (Шесть лепестков — шесть типов вопросов) Простой вопрос: Назови действия первой и второй ступени? Уточняющий вопрос: Уточним: Как можно изменить порядок действий? Интерпретационный (объясняющий) вопрос: Почему важно выполнять действия в вычислениях, следуя алгоритму? Творческий вопрос: Что случилось бы, если люди не соблюдали порядок выполнения действий? Оценочный вопрос: Почему умным и грамотным быть лучше? Почему знание математики ценится высоко? Практический вопрос: Каков порядок выполнения действий в вычислениях? Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися. - Что мы хотели выяснить на уроке? - Что нам удалось узнать? - Мы ответили на поставленный вопрос? - Что было самым важным на уроке? - Какие задания показались самыми интересными? - Какие наиболее трудными? Почему? -Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Предлагает оценить учащимся свою деятельность на уроке, используя прием «Заполнение таблицы», а также «Лист самооценки» | Осмысливают задание, отвечают на вопросы по содержанию изученного учебного материала на уроке Отвечают на вопросы рефлексии, проводят самооценку деятельности на уроке и настроения Подводят итоги, выставляют оценку, заполняют таблицу (3), Знаю | Хочу узнать | Узнал | 1 | 2 | 3 | | | | заполняют «Лист самооценки» (Приложение 4) | Предметные: показывают предметные знания по изученному на уроке материалу Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, осознают необходимость учения Регулятивные УУД: анализируют и оценивают успешность своей деятельности, соотносят полученный результат с поставленной целью и проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы урока. Коммуникативные УУД: понимают заданный вопрос и строят сообщения в устной форме, формируют умение выражать свои мысли | Наблюдение Оценка эмоционального состояния и своей деятельности на уроке (через поднятие руки) Слайд (Приложение 3) |