Место работы: МБОУ «СОШ №53» г. Чебоксары
Тип урока: повторение, закрепление пройденного материала (интегрированный урок)
- Развитие навыка самостоятельности в работе, умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности.
-Учащиеся самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Уравнения», повторить понятия «уравнение», «корень уравнения», отработать умения решать уравнения и решать задачи с помощью уравнений, также задачи на логику и смекалку, задачи – шутки, развивать вычислительные навыки.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2019.
А.П. Ершова и др. Самостоятельные и контрольные работы по математике 5 класс. М.: Илекса 2018.
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный (1 мин) | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. | Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. | Регулятивные:прогнозирование своей деятельности Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения |
2.Мотивация к учебной деятельности (3 мин) | Знаете ли вы, что означают цифры 01? (ответы учеников) Телефон 01 наизусть знает каждый ребёнок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато других эти самые защитники спасут от смерти. Любой город и даже посёлок обязательно должен иметь свою бригаду спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы. (Слайд №1, 2) | Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. | Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других. Личностные: умение проявлять познавательную инициативу. |
Создание проблемной ситуации.(5 мин) | Учитель создаёт ситуацию для активизации знаний необходимых для формулировки темы урока. (слайд №3) Часть пергамента при пожаре сгорело, как вы думаете, что там было написано? Эта запись мне что то напоминает? Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока? (ответ «Решение уравнений») да и связана она с профессией пожарного. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: -вспоминают основные определения, касающиеся уравнений; -формулируют тему урока Записывают тему урока в тетрадь | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4. Устный счет (6 мин) | Рабочий день пожарного начинается с обязательных процедур: проверки дыхательного аппарата, БОП – боевой одежды, а также личных документов. Последний пункт необходим для трагических случаев, если спасатель погибнет при исполнении. А наш урок начинается с проверки устного счета. Перед вами на столах лежат сигнальные карточки с буквами разных цветов. Буквы соответствуют правильным ответам. Поднимайте ту карточку, на которой, по вашему мнению, буква с правильным ответом. (слайд №4, 5) | Решают устно уравнения, вспоминая как найти неизвестные величины в уравнении и поднимают карточку с ответом | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить исправления. |
5.Разноуровневая работа по карточкам (5 мин) | Теперь поговорим про боевую одежду пожарного. Для работы на пожарах с большим тепловым излучением применяют теплоотражательный костюм. В комплект такого костюма входят комбинезон с бахилами, куртка, защитная маска с пелериной, рукавицы и чехол для кислородно- изолирующего противогаза. Теплозащитный костюм шьют из металлизированной ткани с внутренней многослойной подкладкой. Но что делает этот костюм устойчивым для высоких температур? Для этого выполним дифференцированную самостоятельную работу. Все ответы к примерам закодированы буквами. Выписывайте буквы, соответствующие правильным ответам в таблицу и прочитайте полученное слово. Таким образом узнаем название ткани. (слайд №6, 7) Итак, ребята, мы узнали название. Винилискожа – трудновоспламеняемый материал, который хорошо работает в широком диапазоне температур – от низких до высоких. Форма из винилискожи хорошо защищает от искр и дыма. Время защитного действия теплозащитного костюма при температуре окружающей среды 200градусов составляет 16 мин, при воздействии температуры до 800 - 3 мин. Масса костюма - 17 кг. С экипировкой пожарного мы немного познакомились. (слайд №8) | Выбирают уровень сложности (всего 3 уровня сложности), решают задания в тетради и выписывают буквы, соответствующие правильным ответам Высказывают названия ткани, которые у них получились | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
6. Обобщение и углубление изученного. (10 мин) | 1)Перейдем к другому вопросу: какими качествами, характеристиками, способностями должен обладать каждый пожарный? (слайд №9) Задача: Пожар разгорается в доме №9. Но номера домов записаны неправильно. Помогите пожарным разобраться. (№9 или №21, №5, №9) Какие качества пожарных мы можем увидеть через эту задачу? Смекалка, логика, быстрота решения проблемы, сообразительность. От этого порой зависит чья то жизнь. 2)Еще одну характеристику мы узнаем ее, если решим уравнения. (слайд №10) Уравнения представлены на экране в двух вариантах. ( Решают у доски 2 ученика.) 1 вариант | 2 вариант | 5x + 13 = 113 Ответ: 20 секунд | 6x - 30 = 150 Ответ: 30 кг. | Хорошая физическая подготовка – это один из основных критериев при отборе бойцов. Это связано с тем, что пожарное оборудование требует немалой физической силы для использования. Например, полное обмундирование пожарного может весить до 30 кг. Не смотря на то, сколько лет, какая смена и какой пол, пожарный должен успеть в течении 20 секунд собраться и быть готовым к выезду. (слайд №11) 3)Наверное в этой профессии главным минусом является постоянный риск и напряжение, ведь ежедневно приходится сталкиваться с реальной опасностью. Пожарному просто необходимо как то расслабляться. Хорошим лекарством является юмор. И мы свами немного расслабимся и проведем зарядку для ума. (слайд №12) Пожаpных учат надевать штаны за тpи секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожаpный за пять минут? 4) Решим следующую задачу: Первая смена пожарных выезжала на тушение огня в два раза меньше чем вторая смена. Сколько выездов выполнила каждая смена пожарных, если за день поступило 9 сообщений о пожаре? (слайд №13) | Отвечают на вопросы. Предлагают свои версии по решению логической задачи. Уравнения представлены на экране в двух вариантах решают у доски два ученика, объясняя классу каждый шаг, остальные - в тетради. По решению шуточной задачи высказывают свои мнения. Один ученик выходит к доске и записывает краткую запись, выбирает другого ученика из класса, тот составляет уравнение на доске, вызывает следующего, третий решает уравнение, вызывает четвертого, последний интерпретирует ответ уравнения в соответствии с условием задачи. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, сотрудничать в совместном решении проблемы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты |
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5 мин) | Я думаю, что вы тоже обладаете некоторыми озвученными качествами пожарных, поэтому достаточно быстро, в течение 5-7 минут выполним задание проверочной работы. Выполнять задания можно прямо на листах. (слайд №14) Проверка задания: Давайте поменяемся тетрадями с соседом по парте и проверим ответы (ответы на слайде). Если человек получил все 5 правильных ответов, поставьте оценку 5 и напишите «Молодец», если 4 правильных ответа, то оценку 4, напишите «Хорошо постарался», и если 3 правильных ответа, оценка 3, надпись «Будь внимательнее». (слайд №15) Ответы: 1)38 2)65 3)37 4)56 5)66 | Решают уравнения Меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют ответы в соответствии с образцом. Озвучивают отметки учеников для выставления в журнал. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару; учатся формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: ориентация в межличностных отношениях. |
11. Рефлексия учебной деятельности (3мин) | Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Предлагаю вам закончить предложения: -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... (слайд №16) При помощи сигнальных карточек, которыми мы пользовались в начале урока, оцените свои знания по теме «Уравнения». Если вы оцениваете свои знания как твердые, глубоко осознанные, вы поднимете красную карточку, если у вас все еще возникают трудности при умножении дробей, то поднимите зеленую карточку. | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. Ученики показывают цвет карточки. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
12. Домашнее задание (2мин) | Учитель предлагает домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (слайд №17) | Учащиеся записывают домашнее задание: Придумать и решить задачу на уравнение, связанную с профессией пожарного. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Лирическое отступление: (Если остается время) Юный помощник пожарных (слайд №18) 13-летний Алексей Киселев спас двоих детей от верной смерти и получил медаль "За отвагу на пожаре". В феврале в поселке Лесное Ленинградской области случился пожар. Алексей вместе с двумя младшими детьми в этот момент находился в квартире. Там же был и взрослый мужчина, знакомый их родителей, все спали. От дыма и гари мальчик проснулся и, не растерявшись, вынес из горящей квартиры шестимесячного ребёнка. Потом вернулся за двухлетним. Устроив детей в безопасном месте, он вновь вернулся в горящую квартиру, чтобы спасти из огня взрослого. Но добраться до мужчины ему не удалось, гость погиб. За мужественный и самоотверженный поступок Леша награжден медалью "За отвагу на пожаре» |