Данный сценарий урока разработан для обучающихся 5 класса и является заключительным в теме "Обыкновенные дроби". Разработка может быть использована как урок, и как внеклассное мероприятие-игра для пятиклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по математике "Обыкновенные дроби"»
Сценарий урока математики
в 5 классе
Составитель:
Потовиченко М.Н.,
учитель математики
МОУ «Шахтёрская СШ с.Грабово»
Тема урока: «В мире дробей» («Обыкновенные дроби»)
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Цель урока: Обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби» и уметь применять полученные знания при решении практических задач
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях; закрепить навык выделения целой части из дроби; сложения и вычитания дробей; решение задач на дроби; усилить практическую направленность обучения.
Развивающие: развивать у обучающихся умения сравнивать и обобщать, логически излагать мысли, развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.
Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности ребенка, развивать умения работать в паре.
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях.
Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость обыкновенных дробей в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Метапредметные: видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности по эталону; строить логические рассуждения.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, парная, индивидуальная работа.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (листы с заданиями, карточки с задачами).
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на сегодняшнем уроке.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Прежде чем перейти к теме урока, поднимите руки те из вас, у кого есть вопросы по домашнему заданию. (Поднимают руки, те из учащихся, у кого есть вопросы).
- Если вопросов нет, то продолжим наш урок.
II. Мотивационный этап.
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит выполнить большую и интересную работу. Мы отправимся в путешествие по волнам знаний. Сегодня вы покажете все свои умения и навыки, преодолевая препятствия и решая различные задания.
III. Постановка цели и задач урока.
Учитель:
Все готовы, и мы можем отправиться в наше плавание. А куда мы поплывем? Для ответа на этот вопрос расшифруем название острова.
Задание 1. Перед вами ребус. Отгадайте его.
- Итак, тема нашего урока «В мире дробей».
- А как вы думаете, исходя из темы нашего урока, какова цель нашего путешествия, к чему мы стремимся? (Наша цель: обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби» и уметь применять полученные знания при решении практических задач ).
- А что мы знаем о дробях? (У дроби есть числитель и знаменатель. Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить).
IV. Актуализация знаний.
Учитель:
- Давайте разберемся, почему дроби «разные»? Что такое дробь? А какие дроби вы знаете? (Правильные, неправильные).
- Объясните, какая дробь называется правильной, а какая неправильной. Приведите примеры. (Дети отвечают)
Задание 1. Устная работа. Прием «Хлопушка» (хлопок на неправильную дробь). Учитель по очереди называет дроби, когда учащиеся слышат неправильную дробь, они хлопают в ладоши.
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;
- Все верно! Теперь я вижу, что ваши корабли наполнены знаниями, а это значит, что мы с вами можем уверенно продолжать наше плавание. Попутного ветра!
V. Решение практических задач.
Учитель:
- Посмотрим на карту нашего путешествия. И вот первый остров на нашем пути. Но для того, чтобы к нему добраться, нужен корабль.
1. Задание «Кораблики»
Карточки с числами:;;;;;;
Задание: неправильные дроби записать в виде смешанного числа, а смешанное число в виде неправильной дроби. Составить кораблик, у которого на борту показан знаменатель, парус – числитель, целое число расположить на флажке. (взаимопроверка с помощью слайда)
На выполнение задания отводится 5 мин.
Учитель:
- Выполняя разные задания на уроках, вам приходилось сравнивать дроби между собой. А какие правила сравнения дробей вы знаете? (Учащиеся формулируют правила). Итак, вам предстоит задание сравнить дроби.
Учитель:
- Молодцы! Мы выбрали правильный маршрут и не сбились с пути.
- Прямо по курсу остров «Посчитай-ка», но добраться до него не просто, нужно преодолеть подводные камни. Для этого вам предстоит выполнить следующее задание.
2. Задание. Выполните действия с дробями.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Ребята выполняют вычисления. Проверка правильности выполненных заданий с помощью сигнальных карточек «Да» и «Нет».
3. Физминутка
Учитель:
- В пути немало трудностей мы преодолевали и немножечко устали. Ну, ребята, улыбнитесь и немного подтянитесь. Посмотрите влево, вправо, повращайте головой, разомните кисти рук, чтобы легок был наш путь.
4.Сокращение дробей
Учитель:
- Приглядитесь, там мерцает остров вдалеке. Давайте сократим путь и доберемся до него через пролив. Но для этого нам нужно вспомнить, как сокращать дроби. Ну что, вперед!
Сократите дроби:
; 2) ; 3) ; 4) .
5. Задание «Подумай-ка»
Учитель:
- Этот остров на карте раньше никто не исследовал, поэтому он и называется «Неизвестный». Вам предстоит его открытие. А для этого придется проникнуть в его тайны и разгадать его загадки.
Задание. Определите, какая часть фигуры закрашена.
6.Решение задач.
Учитель:
- Мы почти достигли цели нашего плавания, и нам осталось проверить наши знания на практике. Для этого решим несколько задач.
Почтальону Печкину надо доставить 24 письма. Он уже доставил всех писем. Сколько ему ещё осталось доставить? (15 писем)
Суточная норма витамина Е составляет 15 мг, это только суточной нормы витамина С. Сколько мг витамина С необходимо употреблять в сутки? (60мг)
VI. Домашнее задание:
Составить кроссворд по теме «Обыкновенные дроби»
VII. Рефлексия.
Учитель:
Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас интересен и поучителен. А закончить урок я хотела бы словами великого писателя Л.Н.Толстого: "Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
– Спасибо всем за урок!
Использованная литература:
Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б.Суворова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Гусев А.А. Математический кружок, 6 класс. – М., 2014
Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. – М., 1981
Олимпиадные задачи по математике. 5-6 кл. / сост. Ю.В.Лепёхин. – Волгоград, 2010.