Покатаева Галина Владимировна,
учитель математики МБОУ «Лицей «Созвездие» №131», г. Самара.
Урок- игра «Математический биатлон»
для обучающихся 5 - 6 классов
Эта игра может проводится как на уроке, так и в качестве внеклассного мероприятия для класса или параллели.
Тема игры сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, решение простейших уравнений. Игра легко переделывается под любую другую тему путем замены заданий. Основное условие- задание не должны быть сложными, иначе игра затянется, потеряет динамичность.
Цель игры: закрепить навык сложения и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, решения простейших уравнений; развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности обучающихся; воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.
Участники: обучающиеся 5-6 классов, волонтеры – старшеклассники.
Форма проведения: игра.
Оборудование: презентация, бланки ответов, (игрушечные – винтовки по числу команд – необязательное, но повышающее интерес к игре, оборудование)
Структура мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Разминка (7 несложных вопросов на внимание)
3.Подготовка снаряжения (1 текстовая задача логического характера)
4.Эстафета (4 этапа по 5 задач на каждом)
5.Подведение итогов
Предварительная подготовка.
Класс делится на команды по 4 человека. Каждая команда выбирает капитана и название. Если в классе число детей не кратно 4, можно задействовать наиболее сильных учеников в качестве помощников – волонтеров, они будут проверять правильность ответов. Мы в качестве волонтеров приглашаем учащихся старших классов, которые с удовольствием учувствуют в игре.
Заранее подготавливаются бланки ответов.
Сценарий мероприятия:
Добрый день!
Приветствуем участников соревнования.
Команда 1 – капитан Иван Петров
Команда 2 – капитан Петр Иванов и т.д.
Сегодня мы проводим Математический биатлон в форме эстафеты, которая как в настоящем биатлоне состоит из 4 этапов.
Но прежде чем начать соревнование необходимо подготовить снаряжение и сделать разминку.
Командам раздаются бланки ответов для разминки
Разминка
Напишите на бланках название команд
Запишите в бланк ответы на следующие вопросы
(На экран быстро выводятся вопросы по одному, или зачитываются )
- Сколько хвостов у семи котов?
- Сколько носов у двух псов?
- Сколько пальчиков на руках у четырёх спортсменов- мальчиков ?
- Сколько ушей у пяти зрителей -малышей?
- Сколько клюшек у трёх тренеров-старушек?
- Сколько у четырех биатлонистов лыж, палок и винтовок?
- Три биатлониста тащили вместе одни сани с тренером. Скорость саней 9 км
в час. С какой скоростью двигался каждый биатлонист?
Бланки ответов сдаются (волонтеры проверяют и ставят по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Проверка снаряжения
А сейчас необходимо проверить снаряжение.
Задача: Биатлонисты Петя и Саша всегда приходят к финишу одновременно. На очередных соревнованиях Петя решил смазать лыжи новой лыжной мазью. В результате Петя прошел отметку в 2 километра за 8 минут, а Саша отметку в 5 км за 16 минут. Кто лучше смазал лыжи?
Команды получают бланк ответа для задачи.
Ответ запишите в бланке.
Эстафета
Итак, разминка проведена, снаряжение проверенно, начинаем нашу эстафету. Сегодня трасса состоит из 4 этапов. В каждом этапе участвует один человек от команды.
Он должен решить пять задач, и записать ответы на бланке- мишени.
Каждый правильный ответ - приближает к победе – он получает 2 балла.
За каждый неправильный ответ ему назначают штрафные круги (круги можно пробегать в коридоре, по заданному маршруту или назначать по 10 приседаний за каждую неправильно решенную задачу и т.п. Здесь нам также понадобится помощник, который будет следить за выполнением упражнений. Мы использовали дополнительный реквизит- игрушечные винтовки, с которыми дети бегали штрафные круги, они же выполняли и роль эстафетной палочки.)
Дальше он передает эстафету следующему участнику команды. Команды получают также баллы за скорость. (Если у вас получилось 5 команд- пришедшая к финишу первой получает 5 баллов, второй -4 балла и т.д. Это позволяет уравнять шансы на победу: кто-то хорошо решает, кто-то быстро бегает)
На старт! Внимание! Марш!
Ребята решают задачи, помощники проверяют и назначают штрафные круги.
Подведение итогов: подсчитываются все набранные командами баллы, определяется победитель, проводится награждение – шоколадные медали за 1, 2, 3 место.
Разминка
Команда ________________________________________
Запишите ответы на вопросы
№ вопроса
ответ
Кол-во баллов
1
2
3
4
5
6
7
итого
Проверка снаряжения
Команда ________________________________________
Решите задачу.
Биатлонисты Петя и Саша всегда приходят к финишу одновременно. На очередных соревнованиях Петя решил смазать лыжи новой лыжной мазью. В результате Петя прошел отметку в 2 километра за 8 минут, а Саша отметку в 5 км за 16 минут. Кто лучше смазал лыжи?
Ответ:
1 этап Команда______________
Решить уравнение
Ответ:
Найти:
Ответ:
Найти:
Ответ:
Найти:
Ответ
Найти:
Ответ
2 этап Команда______________
Решить уравнение:
Ответ:
Найти:
Ответ:
Решить уравнение:
Ответ
Найти: Ответ:
Ответ:
Найти:
Ответ:
3 этап Команда______________
Решить уравнение:
Ответ:
Найти:
Ответ:
Решить уравнение:
Ответ
Найти: Ответ
Ответ
Решить уравнение:
Ответ
4 этап Команда______________
Решить уравнение
Ответ:
Найти:
Ответ:
Решить уравнение
Ответ
Найти: Ответ:
Ответ:
Решить уравнение:
Ответ:
Протокол соревнования
Команда
Разминка
Снаряжение
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Итого