Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.
формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика! Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями) | Закрашивают смайлик, который соответствует их настроению. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. |
II . Актуализация знаний. | - Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались, кто из них прилетел в гости? ( Карлсон к Малышу) -Малыш у нас любознательный, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы. Чтобы Карлсон попал в дом к Малышу нужно поработать. Поможем ему, ребята? (да) - Окно у Малыша волшебное. Ответим верно, значит окно откроется. Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть фигуры закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым? А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке убывания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель? - Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть окно. -Малыш знает, что Карлсон очень любит варенье! Вот он и приготовил две банки с вареньем. Поможем Карлсону определить какое количество варенья находится в банках. В первой - от 900г (400г), во второй - от 700г (500г). - Карлсон съел все варенье за 5 минут. Какую часть часа он затратил? (ч) Молодцы! | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Устно решают задачи. | Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка учебной задачи на основе известного. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: самоопределение. |
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. | - Малыш приглашает Карлсона пить чай с тортом. Карлсон съел торта, а сам Малыш съел торта. - Ребята, ещё один гость! Малыш у нас воспитанный, он заботится обо всех гостях, волнуется, сможет ли он угостить Фрекен Бок тортом? - Как узнать? (надо посчитать, сколько кусочков торта осталось) - Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть) - Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями) - Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач. – Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.) – Запишите число и тему урока. (На доске учитель записывает тему урока) | Определяют цель урока. | Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации. Личностные: самоопределение. |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | - Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей ? Вспомним, что показывает числитель? Значит, Малыш съел 1 кусочек торта, а Карлсон 7. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.(4) - Ну что, ребята, малыш сможет угостить Фрекен Бок? (да) - А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. - Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать! - Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь. А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе). (Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание). | Вспоминают названия компонентов дроби. Делают выводы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями. Делают записи в тетрадь. Работают с текстом в учебнике. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывании. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации. Личностные: самоопределение. |
V. Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | |
VI.Первичная проверка понимания | - Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья. Запишите в тетради в строчку свои ответы. Ответу «да» соответствует _ , ответ «нет» - ^. 1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым. 2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых равна семи семнадцатым. 3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы. 4) Верно ли, что = . 5) Верно ли, что . 6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной. 7) Верно ли, что дробь 8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним. Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ . Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок). | Самостоятельно решают примеры. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения, самооценка. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция, самооценка. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Личностные: ориентация в межличностных отношениях. |
VII.Первичное закрепление | Работа по вариантам. У доски два ученика, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам. 1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант - Прочитайте ответ. (Масса салата кг.) (вопросы задаются учителем в случае затруднения) 2. Стр. 156, №1006 – 2 вариант - Прочитайте ответ. (Масса станка с упаковкой т.) (вопросы задаются учителем в случае затруднения) -Закончили? Проверяем. Открываем доску и сравниваем. - Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка? - Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка? - Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились. Работа в парах. (Одна пара у доски) № 1015, стр.158. Рассмотреть оба способа. 1 способ: ( всех изделий) бригада изготовила за два дня. 175:25*22=154 (изд) бригада изготовила за два дня. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить. Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий. 2 способ: 175:25*9=63 (изд) изготовила 1 бригада. 175:25*13=91 изд)изготовила 2 бригада. 63+91=154 (изд)изготовили 1 и 2 бригады вместе. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить. Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий. | Заслушивают решения, комментируют действия, проговоривают провила сложения и вычитания дробей, работают в парах, выставляют оценки. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка. Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения. Личностные: осознание ответственности за общее дело, профессиональное самоопределение, смыслообразование. |
VIII.Контроль и самопроверка знаний | Онлайн -тестирование на сайте http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php) | Учащиеся самостоятельно выполняют онлайн –тест. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция. Коммуникативные: коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Личностные: ориентация в межличностных отношениях. |
IX Подведение итогов урока. | – Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями) - А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями) – Наши задачи выполнены? (да) –Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок. | Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха. Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. Личностные: жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся. |
X.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Сегодня мы говорили о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила), № 1039, 1041. А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. | Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, самооценка. Личностные: нравственно -этическая ориентация. |
XI.Рефлексия. | -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению от урока. | Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха Регулятивные: оценка своей деятельности и других людей. Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничеств. Личностные: смыслообразование. |