kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике в 5 классе по ФГОС "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор урока:   Евланова Нина Григорьевна

Место работы:  МОУ-СОШ № 3 г.Аткарска Саратовской области

Должность:  учитель  математики
Предмет:  математика

Класс:  5

Автор УМК :  Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд.,  – М.: Мнемозина, 2012 г.

Тема урока: « Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями.»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Планируемые результаты:  Выполнять сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями, применять правила сложения и вычитания дробей  с одинаковыми знаменателями при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,  индивидуальные карточки – смайлики.

Информационные источники__________________________________________
Сценарий  урока: технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями2»


Автор урока: Евланова Нина Григорьевна

Место работы: МОУ-СОШ № 3 г.Аткарска Саратовской области

Должность: учитель математики
Предмет: математика

Класс: 5

Автор УМК : Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., – М.: Мнемозина, 2012 г.

Тема урока: « Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Планируемые результаты: Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки – смайлики.

Информационные источники__________________________________________
Сценарий урока: технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.


























Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.





Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)



Закрашивают смайлик, который соответствует их настроению.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества


Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.


II . Актуализация знаний.


- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались, кто из них прилетел в гости?

( Карлсон к Малышу)

-Малыш у нас любознательный, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Карлсон попал в дом к Малышу нужно поработать. Поможем ему, ребята? (да)

- Окно у Малыша волшебное. Ответим верно, значит окно откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть фигуры закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым? А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке убывания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть окно.


-Малыш знает, что Карлсон очень любит варенье! Вот он и приготовил две банки с вареньем. Поможем Карлсону определить какое количество варенья находится в банках. В первой - от 900г (400г), во второй - от 700г (500г).


- Карлсон съел все варенье за 5 минут. Какую часть часа он затратил? (ч)

Молодцы!

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Устно решают задачи.


Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.


Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка учебной задачи на основе известного.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.


Личностные: самоопределение.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.





- Малыш приглашает Карлсона пить чай с тортом.

Карлсон съел торта, а сам Малыш съел торта.


- Ребята, ещё один гость! Малыш у нас воспитанный, он заботится обо всех гостях, волнуется, сможет ли он угостить Фрекен Бок тортом?

- Как узнать? (надо посчитать, сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.


– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)


– Запишите число и тему урока.

(На доске учитель записывает тему урока)

Определяют цель урока.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


Личностные: самоопределение.

IV. Первичное усвоение новых знаний.


- Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей ?

Вспомним, что показывает числитель? Значит, Малыш съел 1 кусочек торта, а Карлсон 7. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.(4)

- Ну что, ребята, малыш сможет угостить Фрекен Бок? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).


Вспоминают названия компонентов дроби. Делают выводы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями. Делают записи в тетрадь. Работают с текстом в учебнике.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов,

построение логической цепи рассуждений, анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывании.


Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

планирование, прогнозирование.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


Личностные: самоопределение.

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.


VI.Первичная проверка понимания


- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья.

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует _ , ответ «нет» - ^.

1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым.

2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых равна семи семнадцатым.

3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы.

4) Верно ли, что = .

5) Верно ли, что .

6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

Самостоятельно решают примеры. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения, самооценка.


Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция, самооценка.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости).


Личностные: ориентация в межличностных отношениях.



VII.Первичное закрепление

Работа по вариантам.

У доски два ученика, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.

1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант

- Прочитайте ответ. (Масса салата кг.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

2. Стр. 156, №1006 – 2 вариант

- Прочитайте ответ. (Масса станка с упаковкой т.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)


-Закончили? Проверяем. Открываем доску и сравниваем.

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

Работа в парах. (Одна пара у доски)

№ 1015, стр.158.

Рассмотреть оба способа.

1 способ:

  1. ( всех изделий) бригада изготовила за два дня.

  2. 175:25*22=154 (изд) бригада изготовила за два дня.

  3. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить.

Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий.


2 способ:

  1. 175:25*9=63 (изд) изготовила 1 бригада.

  2. 175:25*13=91 изд)изготовила 2 бригада.

  3. 63+91=154 (изд)изготовили 1 и 2 бригады вместе.

  4. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить.

Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий.


Заслушивают решения, комментируют действия, проговоривают провила сложения и вычитания дробей, работают в парах, выставляют оценки.



Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.


Личностные: осознание ответственности за общее дело, профессиональное самоопределение, смыслообразование.




VIII.Контроль и самопроверка знаний


Онлайн -тестирование на сайте http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php)



Учащиеся самостоятельно выполняют онлайн –тест.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция.


Коммуникативные: коллективное обсуждение проблем (при необходимости).


Личностные: ориентация в межличностных отношениях.


IX Подведение итогов урока.


– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

– Наши задачи выполнены? (да)

–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок.


Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.


Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Личностные: жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся.

X.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Сегодня мы говорили о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила), № 1039, 1041. А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей.

Спасибо за работу на уроке!


Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, самооценка.


Личностные: нравственно -этическая ориентация.


XI.Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению от урока.




Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха


Регулятивные: оценка своей деятельности и других людей.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничеств.


Личностные: смыслообразование.




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика!

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Какая часть фигуры закрашена красным цветом? Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Какая часть фигуры закрашена красным цветом?

Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Какая часть фигуры закрашена зеленым цветом? Пригласите к компьютеру ученика

Какая часть фигуры закрашена зеленым цветом?

Пригласите к компьютеру ученика

Какая часть фигуры закрашена голубым цветом? Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Какая часть фигуры закрашена голубым цветом?

Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Найдите большее из чисел.

Найдите большее из чисел.

Расставьте дроби в порядке  возрастания . проверь

Расставьте дроби в порядке возрастания .

проверь

Какое количество варенья находится в банках?   В  первой банке -  от 900 г варенья,   во второй -  от 700 г варенья.

Какое количество варенья находится в банках? В первой банке - от 900 г варенья, во второй - от 700 г варенья.

Карлсон съел все варенье за  5 минут. Какую часть часа он  затратил?

Карлсон съел все варенье за

5 минут. Какую часть часа он затратил?

Карлсон съел всех яблок, а сам Малыш съел всех яблок.  Сможет ли Малыш угостить Фрекен Бок яблоком?   7 5 2 2+5 + = = 10 10 10 10

Карлсон съел всех яблок, а сам Малыш съел всех яблок. Сможет ли Малыш угостить Фрекен Бок яблоком?

7

5

2

2+5

+

=

=

10

10

10

10

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так:

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило сложения можно записать так:

3 10 10- 7 7 - = = 10 10 10 10

3

10

10- 7

7

-

=

=

10

10

10

10

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило вычитания можно записать так:

Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули!

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

. 6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной. 7) Верно ли, что дробь 8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним." width="640"

1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым.

2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых равна семи семнадцатым.

3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы.

4) Верно ли, что = .

5) Верно ли, что .

6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

1005 – 1 вариант 1006 – 2 вариант

1005 – 1 вариант

1006 – 2 вариант

Работа в парах.  № 1015

Работа в парах.

1015

Расскажите, как выполняется сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Расскажите, как выполняется вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Расскажите, как выполняется сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Расскажите, как выполняется вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила),  № 1039, 1041  (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей и рассказать её нашим друзьям Малышу и Карлсону.

п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила),

1039, 1041

(по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей и рассказать её нашим друзьям Малышу и Карлсону.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евланова Нина Григорьевна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1460 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства