kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике в 5 классе по ФГОС "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор урока:   Евланова Нина Григорьевна

Место работы:  МОУ-СОШ № 3 г.Аткарска Саратовской области

Должность:  учитель  математики
Предмет:  математика

Класс:  5

Автор УМК :  Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд.,  – М.: Мнемозина, 2012 г.

Тема урока: « Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями.»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Планируемые результаты:  Выполнять сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями, применять правила сложения и вычитания дробей  с одинаковыми знаменателями при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,  индивидуальные карточки – смайлики.

Информационные источники__________________________________________
Сценарий  урока: технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями2»


Автор урока: Евланова Нина Григорьевна

Место работы: МОУ-СОШ № 3 г.Аткарска Саратовской области

Должность: учитель математики
Предмет: математика

Класс: 5

Автор УМК : Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., – М.: Мнемозина, 2012 г.

Тема урока: « Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Планируемые результаты: Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении задач; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные карточки – смайлики.

Информационные источники__________________________________________
Сценарий урока: технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.


























Этап урока

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап


Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики? Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.





Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)



Закрашивают смайлик, который соответствует их настроению.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества


Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.


II . Актуализация знаний.


- Ребята, а вы знаете этих героев? Догадались, кто из них прилетел в гости?

( Карлсон к Малышу)

-Малыш у нас любознательный, всем кто к нему приходит в гости, он задаёт умные вопросы.

Чтобы Карлсон попал в дом к Малышу нужно поработать. Поможем ему, ребята? (да)

- Окно у Малыша волшебное. Ответим верно, значит окно откроется.

Вопросы: Какую тему вы сейчас изучаете? Какая часть фигуры закрашена красным цветом? Какая зеленым? Какая - голубым? А какая дробь меньше? Расположите дроби в порядке убывания. Как называют число, стоящее над чертой дроби? Под чертой дроби? Что показывает знаменатель? А что показывает числитель?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Помогли открыть окно.


-Малыш знает, что Карлсон очень любит варенье! Вот он и приготовил две банки с вареньем. Поможем Карлсону определить какое количество варенья находится в банках. В первой - от 900г (400г), во второй - от 700г (500г).


- Карлсон съел все варенье за 5 минут. Какую часть часа он затратил? (ч)

Молодцы!

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Устно решают задачи.


Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.


Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка учебной задачи на основе известного.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.


Личностные: самоопределение.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.





- Малыш приглашает Карлсона пить чай с тортом.

Карлсон съел торта, а сам Малыш съел торта.


- Ребята, ещё один гость! Малыш у нас воспитанный, он заботится обо всех гостях, волнуется, сможет ли он угостить Фрекен Бок тортом?

- Как узнать? (надо посчитать, сколько кусочков торта осталось)

- Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть)

- Что мы должны научиться делать?(складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.


– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)


– Запишите число и тему урока.

(На доске учитель записывает тему урока)

Определяют цель урока.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


Личностные: самоопределение.

IV. Первичное усвоение новых знаний.


- Ребята, на сколько частей разрезан торт? Как выполнить сложение дробей ?

Вспомним, что показывает числитель? Значит, Малыш съел 1 кусочек торта, а Карлсон 7. Всего сколько кусочков торта съедено? (8). Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.(4)

- Ну что, ребята, малыш сможет угостить Фрекен Бок? (да)

- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте откроем учебник на странице 155 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат. (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).


Вспоминают названия компонентов дроби. Делают выводы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями. Делают записи в тетрадь. Работают с текстом в учебнике.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов,

построение логической цепи рассуждений, анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывании.


Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

планирование, прогнозирование.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.


Личностные: самоопределение.

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.


VI.Первичная проверка понимания


- Сейчас мы напишем графический диктант. А помогать нам будут наши друзья.

Запишите в тетради в строчку свои ответы.

Ответу «да» соответствует _ , ответ «нет» - ^.

1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым.

2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых равна семи семнадцатым.

3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы.

4) Верно ли, что = .

5) Верно ли, что .

6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

Поставьте сами себе оценки карандашом на полях тетради («5»-верно все, «4»-1-2 ошибки, «3»-3-4 ошибки, «2»- 5 и более ошибок).

Самостоятельно решают примеры. Отвечают на вопросы. Проверяют правильность выполнения, самооценка.


Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция, самооценка.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости).


Личностные: ориентация в межличностных отношениях.



VII.Первичное закрепление

Работа по вариантам.

У доски два ученика, они работают на скрытой доске, а остальные работают самостоятельно по вариантам.

1.Стр. 156, №1005 – 1 вариант

- Прочитайте ответ. (Масса салата кг.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)

2. Стр. 156, №1006 – 2 вариант

- Прочитайте ответ. (Масса станка с упаковкой т.)

(вопросы задаются учителем в случае затруднения)


-Закончили? Проверяем. Открываем доску и сравниваем.

- Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

- Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы! Справились.

Работа в парах. (Одна пара у доски)

№ 1015, стр.158.

Рассмотреть оба способа.

1 способ:

  1. ( всех изделий) бригада изготовила за два дня.

  2. 175:25*22=154 (изд) бригада изготовила за два дня.

  3. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить.

Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий.


2 способ:

  1. 175:25*9=63 (изд) изготовила 1 бригада.

  2. 175:25*13=91 изд)изготовила 2 бригада.

  3. 63+91=154 (изд)изготовили 1 и 2 бригады вместе.

  4. 175 – 154 = 21 (изд) осталось изготовить.

Ответ: бригаде осталось изготовить 21 изделий.


Заслушивают решения, комментируют действия, проговоривают провила сложения и вычитания дробей, работают в парах, выставляют оценки.



Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.


Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.


Личностные: осознание ответственности за общее дело, профессиональное самоопределение, смыслообразование.




VIII.Контроль и самопроверка знаний


Онлайн -тестирование на сайте http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php)



Учащиеся самостоятельно выполняют онлайн –тест.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия, анализ и синтез объектов, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция.


Коммуникативные: коллективное обсуждение проблем (при необходимости).


Личностные: ориентация в межличностных отношениях.


IX Подведение итогов урока.


– Какую тему мы сегодня вместе с нашими друзьями изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)

- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)

– Наши задачи выполнены? (да)

–Выставление оценок индивидуально, в группах, выставление общей оценки за урок.


Отвечают на поставленные вопросы.

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.


Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.


Личностные: жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся.

X.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Сегодня мы говорили о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила), № 1039, 1041. А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей.

Спасибо за работу на уроке!


Учащиеся внимательно слушают и записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.


Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция, самооценка.


Личностные: нравственно -этическая ориентация.


XI.Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Закрасьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению от урока.




Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха


Регулятивные: оценка своей деятельности и других людей.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничеств.


Личностные: смыслообразование.




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это математика!

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

Какая часть фигуры закрашена красным цветом? Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Какая часть фигуры закрашена красным цветом?

Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Какая часть фигуры закрашена зеленым цветом? Пригласите к компьютеру ученика

Какая часть фигуры закрашена зеленым цветом?

Пригласите к компьютеру ученика

Какая часть фигуры закрашена голубым цветом? Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Какая часть фигуры закрашена голубым цветом?

Математика 5 класс. Н.Я.Виленкин. № 860.

Найдите большее из чисел.

Найдите большее из чисел.

Расставьте дроби в порядке  возрастания . проверь

Расставьте дроби в порядке возрастания .

проверь

Какое количество варенья находится в банках?   В  первой банке -  от 900 г варенья,   во второй -  от 700 г варенья.

Какое количество варенья находится в банках? В первой банке - от 900 г варенья, во второй - от 700 г варенья.

Карлсон съел все варенье за  5 минут. Какую часть часа он  затратил?

Карлсон съел все варенье за

5 минут. Какую часть часа он затратил?

Карлсон съел всех яблок, а сам Малыш съел всех яблок.  Сможет ли Малыш угостить Фрекен Бок яблоком?   7 5 2 2+5 + = = 10 10 10 10

Карлсон съел всех яблок, а сам Малыш съел всех яблок. Сможет ли Малыш угостить Фрекен Бок яблоком?

7

5

2

2+5

+

=

=

10

10

10

10

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так:

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило сложения можно записать так:

3 10 10- 7 7 - = = 10 10 10 10

3

10

10- 7

7

-

=

=

10

10

10

10

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило вычитания можно записать так:

Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули!

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем , как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

. 6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной. 7) Верно ли, что дробь 8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним." width="640"

1) Я считаю, что сумма одной десятой и двух десятых равна трем десятым.

2) Я считаю, что разность одиннадцати семнадцатых и четырех семнадцатых равна семи семнадцатым.

3) Я считаю, что сумма четырнадцати двадцать пятых и семи двадцать пятых больше единицы.

4) Верно ли, что = .

5) Верно ли, что .

6) Я считаю, что если поменять местами числитель и знаменатель правильной дроби, то полученная дробь окажется меньше исходной.

7) Верно ли, что дробь

8) Верно ли, что чтобы найти разность дробей с одинаковыми знаменателями надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить прежним.

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

Ключ: _ _ ^_ _^ _ _ .

1005 – 1 вариант 1006 – 2 вариант

1005 – 1 вариант

1006 – 2 вариант

Работа в парах.  № 1015

Работа в парах.

1015

Расскажите, как выполняется сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Расскажите, как выполняется вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Расскажите, как выполняется сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Расскажите, как выполняется вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила),  № 1039, 1041  (по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей и рассказать её нашим друзьям Малышу и Карлсону.

п.26 на стр. 155 – 156 (выучить правила),

1039, 1041

(по желанию) выполнить дополнительное задание: написать сказку про приключения дробей и рассказать её нашим друзьям Малышу и Карлсону.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евланова Нина Григорьевна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267877



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства