Урок 65. Сравнение чисел
Цели: педагогическая: создание условий для уточнения терминов, связанных с понятием «задача», для выделения задачи из предложенных текстов, для организации решения простых задач на сложение и вычитание; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся научатся выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, «больше (меньше) на…», использовать понятия «больше (меньше) на…», «увеличить (уменьшить) на…» при составлении схем; научатся определять какое из чисел больше (меньше) и на сколько, решать простые задачи на разностное сравнение.
Тип, вид урока: постановка учебной задачи.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
Культурно-компетентностный опыт: знаниево-предметный уровень; репродуктивно-деятельностный уровень; креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.
Приобретённая компетенция: предметная.
Объём освоения и уровень владения компетенциями
Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.
Способ действия: решение задач: репродуктивный; продуктивный; исследовательский.
Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.
ОР: карточки с цифрами, набор из геометрических фигур (квадраты, треугольники), модели мешков совокупностей, рисунок для групповой работы, модели схем, полоски из картона (для № 2).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Сравнение чисел" »
Урок 65. Сравнение чисел
Цели: педагогическая: создание условий для уточнения терминов, связанных с понятием «задача», для выделения задачи из предложенных текстов, для организации решения простых задач на сложение и вычитание; ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся научатся выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, «больше (меньше) на…», использовать понятия «больше (меньше) на…», «увеличить (уменьшить) на…» при составлении схем; научатся определять какое из чисел больше (меньше) и на сколько, решать простые задачи на разностное сравнение.
Тип, вид урока: постановка учебной задачи.
УУД метапредметные:
Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Р: выбирает место для работы: «место сомнений, тренировки», «место на оценку»; совместно с другими (в т. ч. родителями) отбирает учебный материал и планирует его выполнение в ходе самостоятельной работы.
П: осваивает умение конструировать способ решения задач нового типа в сотрудничестве с учителем и другими учащимся класса.
К: отвечает на вопросы учителя, одноклассников; старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение.
ОР: карточки с цифрами, набор из геометрических фигур (квадраты, треугольники), модели мешков совокупностей, рисунок для групповой работы, модели схем, полоски из картона (для № 2).
Сценарий урока
I. Мотивация к деятельности.
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Приветствие, ученики занимают свои места.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.
1. Работа с числовыми выражениями. Числовой ряд.
– Что общего в выражениях?
9 – 8 5 + 4 9 – 5
(Целое равно 9, все решаются в одно действие.)
– Найдите лишнее выражение. Обоснуйте своё мнение. (5 + 4, так как это сумма, а остальные – разности; 9 – 8, так как здесь целое разбито на части 1 и 8, а в остальных выражениях части 4 и 5.)
– Найдите значение выражений. (1, 9, 4.)
– Расположите эти числа в порядке возрастания. (1, 4, 9.)
– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (1, 4, 9, 12, 17, 20.)
– Восстановите числовой ряд. Какие числа пропущены?
Игра на внимание «Что изменилось?». Учитель меняет числа местами.
2. Сравнение совокупностей.
– Два слагаемых равны между собой, а их сумма больше каждого из них на 2. Какое числовое выражение получится? (2 + 2 = 4.)
– Найдите сумму чисел 2 и 4. Чему будет равно значение этого выражения? (6.)
– Изобразите сумму первого и второго выражений соответствующим количеством фигур, разложив их в два мешка совокупностей. Сравните с образцом на доске.
– Для чего у меня на доске фигуры соединены парами?
– Какие фигуры заштрихованы? Для чего? (Заштрихованные квадраты помогают увидеть, какие фигуры остались без пары.)
– Каких фигур больше? На сколько больше?
– Можете ли вы сказать, на сколько 6 больше 4? На сколько 4 меньше 6?
III. Открытие нового.
Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.
Выведение правила разностного сравнения.
Постановка проблемы (работа в группе).
– Каждая группа получает карточку, на которой изображены две совокупности с кружками (расположены настолько близко друг к другу, что неудобно соединить их в пары).
– Установите, в каком мешке фигур больше и на сколько.
В ходе работы учащиеся приходят к выводу: задание выполнить очень трудно, так как фигур много, и если их объединять в пары, то можно быстро запутаться.
– Следовательно, нам нужно придумать другой способ сравнения, для которого не нужен рисунок.
Проблема!
Решение проблемы и открытие нового.
– Давайте вернёмся с вами к сравнению треугольников и квадратов (задание, которое мы выполняли ранее).
– Оставшиеся без пары квадраты составляют целое или часть?
– Каким действием находим часть?
– Что нужно вычесть, чтобы узнать, на сколько число больше или меньше? (Нужно из большего числа вычесть меньшее.)
6 – 4 = 2 Ю 6 больше, чем 4 на 2 и наоборот.
IV. Первичное закрепление
Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
Работа с учебником. С. 52 учебника, демонстрационное табло.
Выводят правило разностного сравнения чисел:
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.
Физкультминутка
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и
В снежки играть.
Имитируют движения по ходу стихотворения.
1. Сравнение с помощью вычислений: № 1, с. 52.
Записывают числовые выражения, потом делают проверку, составляя пары.
2. Схемы к задачам на сравнение: № 2, с. 52.
– Составьте все возможные равенства к первой схеме. (М + Р = Б,
Р + М = Б, Б – М = Р, Б – Р = М.)
– Что обозначает на схеме Б? (Целое.)
– Что является его частями?
– Рассмотрите вторую схему. Сравните её с первой. Что заметили?
– У вас у каждого на парте лежит набор полосок из цветного картона. Сравните их. Что можете сказать?
Учащиеся путём наложения полосок друг на друга сравнивают их и приходят к выводу: две из них одинаковые по длине, а другая короче.
– Из длинной и короткой полосок сложите одну, под ними положите оставшуюся полоску (по образцу на доске проверяют).
– У нас получились с вами две полоски: большая и маленькая.
– Я провожу пунктирные линии так же, как и по схеме в тетради.
– Как вы думаете, что они обозначают? (Та полоска (вторая), которая меньше, равна части большей полоски.)
– Подумайте и скажите, что обозначает Р? (Это разница между большей полоской и меньшей.)
– Какие выражения – равенства – можно записать? (Такие же, как и к первой схеме в 2 учебника.)
– Что может быть неизвестно в задачах ко второй схеме? (Большее число – Б, меньшее число – М, разность – Р.)
– По схемам в № 3 на с. 52 составьте и запишите выражения. Обоснуйте своё мнение.
К I : Б – М = Р.
– Что искали? (Разницу.)
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
К II : М + Р = Б.
– Что искали? Как найти большее число? (К меньшему прибавить разницу.)
К III : Б – Р = М.
– Как найти меньшее число? (Из большего вычесть разницу.)
3. Составление обратных задач на разностное сравнение: № 4, с. 53.
а) Рассмотрите схему к сюжетному рисунку.
– О чём она рассказывает?
б) Составление задач.
– Какой вопрос поставим к первой задаче? Что будем искать? (На сколько белочек больше, чем мишек? Разницу.)
– Каким действием найдём разницу? Запишите.
– Вопрос ко второй схеме. Что нужно найти? (Сколько белочек? Находим большее число.)
– Самостоятельно поставьте вопрос к третьей схеме. Запишите решение.
в) Какие задачи составляли? (Это взаимно обратные задачи.)
Физкультминутка
Мы топаем (см. конспект урока 5)
Повторить 2 раза.
V. Повторение пройденного.
Личностные УУД: нравственно-этическое оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации из учебника; овладение способностью выделения предметной информации с помощью учителя и практическое её использование.
Регулятивные УУД: овладение пооперационным выполнением действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с разъяснением для установления связи отдельных операций, межпредметных понятий; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в соответствии с рассматриваемой темой учебного предмета; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающую информацию.
1. Решение примеров в несколько действий: № 5, с. 53.
Расположив ответы в порядке возрастания, получают слово «Россия».
2. Игра на развитие внимания, наблюдательности: № 6, с. 53.
3. Графический рисунок. С. 53 учебника.
VI. Итог. Рефлексия деятельности.
Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
– Какое важное открытие сделали на уроке?
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?