- Какую тему изучали на предыдущих уроках? (-Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.)
- Какую цель будем ставить перед собой? (-Повторить положительные и отрицательные числа; определение координатной прямой; изображение точек на координатной прямой; модуля числа; нахождение модуля; противоположных чисел.)
II. Повторим положительные и отрицательные числа
- Приведите примеры положительных чисел.
- Приведите примеры отрицательных чисел.
- Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа? (-знаками)
- Что можно сказать про число 0? (-число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.)
- Каждому ученику предлагается карточка, на которой написать числа. Список чисел заготовлен заранее на доске.
1. Из чисел -26; ; -5 ; -11; 0; 4,6; -46 выпишите:
а) положительные числа;
б) отрицательные числа;
в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.
б) Отметьте на координатной прямой точки М(4,5); N(-5); Р(-2,5);К(3).
Проверить и подвести итог
• всё "+" отметка 5,
• один "-" отметка 4 ,
• два "-" отметка 3.
IV. Повторим о противоположных числах, модуле числа
- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры. (-Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами)
- Что называется модулем числа а? (- Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезка) от начала координат до точки А (а.))
- Чему равен модуль положительного числа? Пример.(-Модуль положительного числа равен самому числу)
- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример. (-Противоположные числа имеют равные модули | - а | =|a|)
Модуль отрицательного числа равен противоположному числу.
- Чему равен модуль 0? (-нулю)
Письменно на листочках
а) Запишите точки, которые имеют противоположные координаты.
б) Из данных чисел -2,6; 2,05; 2,2; -2,22; 2,53 выберите то, которое имеет наибольший модуль.
в) Вычисли: |-4|+1,5; 34 - |- 16|; |23|+|-8|.
Проверить и подвести итог :
• всё "+" отметка 5,
• один "-" отметка 4 ,
• два "-" отметка 3.
На листочках подведите итог своей работы. Оцените себя.
Рефлексия:
- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?
- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?
- Кто удовлетворён своими результатами?
3. Изучение нового материала.
Учащимся предлагается записать число и тему урока в тетрадь: "Сравнение чисел" - Знакома ли вам тема сегодняшнего урока?
- Какие числа мы умеем сравнивать? (-Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби).
Устно: сравнить числа :
• 15 и 28;
• 13,7 и 8,6;
• и ;
• 12,3 и 12,29;
• -8 и 6.
- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?
- Как называются эти числа?
- Все ли числа мы умеем сравнивать?
- Тогда сформулируйте цели и задачи урока (учитель может их записать на доске).
Решить последний пример поможет нам координатная прямая. Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.
Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Учащимся предлагается сформулировать правило рациональных чисел и записать его в тетрадь.
Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему. -8 и 6.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала
1. Первичное закрепление во внешней речи.
Устно № 975
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Письменно в тетрадях:
• № 974 - на доске и в тетрадях.
• № 976 - самостоятельно с последующей проверкой:
3. Проверить по эталону и подвести итог
• всё "+" отметка 5,
• один "-" отметка 4 ,
• два "-" отметка 3.
4. Включение в систему знаний и повторение.
Выполните тест в тетради
1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -
а) правее; б) левее.
2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -
а) правее; б) левее.
3) Какое из данных чисел 0, -10, 12, -6 на координатной прямой расположено левее?
а) 0; б) -10; в )12; г) -6.
4) Какое из данных чисел 0, -8, -14, 5 имеет наименьший модуль?
а) 0; б) -8; в )-14; г) 5.
5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.