|   
     - В некотором царстве, в Математическом государстве жила была маленькая принцесса Математика. Принцесса очень любила всех жителей, и жители платили ей тем же. Каждого жителя принцесса звала по имени, только вот имена были необычные, как их звали вы уже знаете. (Открывается доска и появляются написанные в беспорядке числа от 0 до 20).  - Что такое перед вами? Это числа.  а) Устный счёт.  Прямой и обратный счёт.  - Давайте чётко и громко назовём каждого из них в прямом порядке от 0 до 10, теперь в обратном порядке от 10 до 0. Назовём каждого в прямом порядке от 11 до 20, а теперь в обратном порядке от 20 и до 11.  - Молодцы, всех жителей назвали правильно. А теперь от однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулём, проведите стрелки в круг, от двузначных чисел – в полукруг.  Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.  
     
     
     
     
     
     полукруг.  Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.   
 
   
     
 
      
     
 
        
     
 
      
     
 
  
     
 
  
     
 
   
     
 
 
     - Какие числа попали сразу в две фигуры? Почему?  Состав чисел.                -Числа в математическом государстве живут в домиках. Давайте заселим домики. (Повторяем состав чисел).                
 
  
              
 
 
              
 
 
       
 
 
     - Из чисел в математическом государстве составляют числовые выражения. Найдите значения числовых выражений, закройте фишками примеры с ответом 4. Выражение называйте громко и чётко.  6 - 2  13 – 9  
 
     11 - 8  14 - 10  2 + 3  
 
     12 - 7  4 + 0  8 - 4  10 - 6  
 
     2 + 2  9 - 3  1 + 5   Работа с геометрическим материалом.  - Принцесса Математика живёт во дворце. Как вы думаете, из чего он построен? Из геометрических фигур. Из каких? Назовите и покажите.  - Какую фигуру загадала принцесса, если эта фигура – не круг и находится справа от треугольника.  - Какая фигура находится в верхней строке справа? (круг)  - Какая фигура находится в нижней строке слева? ( квадрат)  
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
       
 
      
 
      
 
     
 
       
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
      
 
      
 
     
 
 
     - Сколько вы видите на рисунке многоугольников? Давайте составим задачу, сколько и чего потребовалось, чтобы построить дворец. Вспомним, что задача – это текст, в котором есть условие и вопрос. Про условие помнят все, а про вопрос, почему то забывают.  - Чтобы построить дворец, принцессе понадобилось 6 многоугольников и 2 круга. Сколько всего фигур понадобилось?  - Каким действием будем решать задачу? Почему? Надо узнать число всех фигур.  - Запишите решение задачи. Прочитайте это выражение. К шести прибавить два получится восемь.  - Кто знает другой способ? Сумма чисел шести и двух равна восьми.  - Дайте название каждому числу в этом выражении, поставьте карточки со словами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».  - Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали.  б) Физминутка.  Сколько ягодок у нас,  Столько и подпрыгнем раз. Пять.  Сколько видите грибков,  Столько – головой кивков. Два.  Сколько черепах в округе,  Столько раз поднимем руки. Четыре.  Сколько видим пташек здесь,  Столько надо бы присесть. Три.  А лягушка здесь одна,  Работать всем велит она.  2) Сообщение темы урока. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, возрастных особенностей.  а) Формулирование первого правила сравнения чисел.  - В Математическом государстве очень уважают правила и всегда их соблюдают. И каждый раз, когда принцесса объявляет о новом правиле, этот день становится праздником. Вот и сегодня все жители ждут нового правила.  Пришла пора с ним познакомиться.  - Откройте учебник на 74 странице. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.  - Пересчитайте красные шары. Сколько их? 3  - Пересчитайте синие шары. Сколько их? 4  - Каких шаров меньше? Почему? Потому что три называют при счёте раньше четырёх. Каких шаров больше? Почему? Потому что четыре называют при счёте позже трёх.  - Пересчитайте белок. Сколько их? 5  - Пересчитайте лис. Сколько их? 3  - Каких зверей меньше? Почему? Потому что 3 называют при счёте раньше пяти. Каких зверей больше? Почему? Потому что при счёте 5 называют позже трёх.  - Пересчитайте курочек. Сколько их? 4  - Пересчитайте цыплят. Сколько их? 9  - Каких птиц меньше? Почему? Потому что 4 называют при счёте раньше девяти. Каких птиц больше? Почему? Потому что при счёте 9 называют позже четырёх.  - Какой можно сделать вывод?  - Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше будет то, которое при счёте называется раньше, и больше то, которое называется позже.  Послушаем первое правило принцессы.  Первое правило.  - Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:  Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше то число, которое называют при счёте раньше, а больше то число, которое называют при счёте позже.  (На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило).  - Это правило, ребята, находится в учебнике на 74 странице в рубрике «Это важно знать».  - Выполнив задание первое, мы закрепим первое правило принцессы.  - Какое число больше: 13 или 19, 20 или 15, 5 или 8? Объясните свой выбор.  - Какое число меньше: 11 или 14, 13 или 9, 17 или 20? Объясните свой выбор.  - В учебнике на странице 75, посмотрите на верхний рисунок и ответьте на вопрос: кто больше набрал огурцов: Петя или Маша? Объясните свой выбор.  В корзине лежат 15 лимонов и 7 апельсинов. Чего меньше: апельсинов или лимонов? Объясните свой выбор.  - В каком слове больше букв? МАТЕМАТИКА (10) РИСОВАНИЕ (9)  - В каком из этих слов больше одинаковых букв?  - Знаете ли вы, какое число самое большое?  - Какое бы большее число вы не называли, всегда можно назвать следующее, которое при счёте идёт за этим числом, а значит, будет больше. Самого большого числа не существует.  - А самое маленькое? Для вас, мои маленькие первоклассники, самое маленькое число – это нуль.  б) Физминутка  Это – правая рука, это – левая рука,  Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река…  Обернулись мы, и вот стало всё наоборот.  Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река.  Неужели стала правой моя левая рука?  в) Формулирование второго правила сравнения чисел.  - Положите перед собой линейки.  - А теперь, посмотрите на шкалу линейки. Какое число написано на шкале линейки левее: 5 или 9? Какое из этих чисел написано правее?  - Назовите все числа, которые написаны справа от числа нуль. Есть ли числа, которые написаны слева от числа нуль?  - Назовите числа, которые расположены левее числа 7. (0,1,2,3,4,5,6).  - Эти числа меньше числа семь, потому что расположены левее числа 7.  - Найдите числа 3 и 6; число 3 меньше 6. Так как 3 распложено левее.  - Какое число меньше: 7 или 9, 11 или 15, 18 или 20 и почему?  - Назовите числа, которые расположены правее числа 7. Эти числа больше числа 7, потому что расположены правее.  - Найдите на шкале линейки числа 12 и 16. Какое из них расположено правее? Какое левее? Какое из этих чисел больше, и какое меньше?  - Какой можно сделать вывод?  - Из двух чисел меньше то, которое на шкале линейки левее, и больше то, которое правее.  Послушаем второе правило принцессы.  Второе правило.  - Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:  Числа можно сравнивать с помощью шкалы линейки. Из двух чисел меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, а больше то число, которое написано правее. Левее нуля на шкале линейки нет ни одного числа. Поэтому нуль меньше любого другого числа, а любое число больше нуля.  Работа в учебнике  3) Самостоятельная работа. Проверка восприятия детьми нового материала.  а) Работа в маленьких тетрадях  - Откройте свои маленькие тетради, в них записаны в две строки пары чисел. Их нужно сравнить. Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните им большее число в каждой паре на первой строке.  5 и 9, 3 и 2, 6 и 12, 9 и 6, 14 и 8  Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните им меньшее число в каждой паре на второй строке.  8 и 2, 7 и 10, 15 и 13, 11 и 19  
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     
 
     одноклассников. В каком месяце больше всего именинников?  Задание 2 «Загадки» (4 балла)  Отгадать загадки и объяснить, какое изменение в природе происходит в этом месяце? Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. ( декабрь )  Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ( январь )  Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? ( февраль )  Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? ( Март)  Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель)  Критериальное оценивание  
            |   Уровень мышления   |    Критерии оценивания   |    Дескрипторы   |     |   Применение знаний  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Оценка       |    Уточняет и формирует представление о месяце  
     
     
     
     
     
     
     
     
     Аргументирует и объясняет полученные знания в повседневной жизни       |    Даёт определение понятию месяц, характеризует свои особенности  
     
     Устанавливает последовательность событий  
     
     
     
     Оценивает результат собственной деятельности.       |      
     Работа в парах «12 месяцев»  Задачи:  Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе .   Оборудование:  Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из  календарей природы) На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети работают в парах. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на  свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.  
     Индивидуальная работа «Блиц турнир»  Какое сегодня число и месяц?  Какой следующий месяц?  Назови день своего рождения  Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы?   |