- В некотором царстве, в Математическом государстве жила была маленькая принцесса Математика. Принцесса очень любила всех жителей, и жители платили ей тем же. Каждого жителя принцесса звала по имени, только вот имена были необычные, как их звали вы уже знаете. (Открывается доска и появляются написанные в беспорядке числа от 0 до 20). - Что такое перед вами? Это числа. а) Устный счёт. Прямой и обратный счёт. - Давайте чётко и громко назовём каждого из них в прямом порядке от 0 до 10, теперь в обратном порядке от 10 до 0. Назовём каждого в прямом порядке от 11 до 20, а теперь в обратном порядке от 20 и до 11. - Молодцы, всех жителей назвали правильно. А теперь от однозначных чисел проведите стрелки в овал, от чисел, оканчивающихся нулём, проведите стрелки в круг, от двузначных чисел – в полукруг. Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.
полукруг. Один ученик работает у доски, остальные в приготовленных карточках.
- Какие числа попали сразу в две фигуры? Почему? Состав чисел. -Числа в математическом государстве живут в домиках. Давайте заселим домики. (Повторяем состав чисел).
- Из чисел в математическом государстве составляют числовые выражения. Найдите значения числовых выражений, закройте фишками примеры с ответом 4. Выражение называйте громко и чётко. 6 - 2 13 – 9
11 - 8 14 - 10 2 + 3
12 - 7 4 + 0 8 - 4 10 - 6
2 + 2 9 - 3 1 + 5 Работа с геометрическим материалом. - Принцесса Математика живёт во дворце. Как вы думаете, из чего он построен? Из геометрических фигур. Из каких? Назовите и покажите. - Какую фигуру загадала принцесса, если эта фигура – не круг и находится справа от треугольника. - Какая фигура находится в верхней строке справа? (круг) - Какая фигура находится в нижней строке слева? ( квадрат)
- Сколько вы видите на рисунке многоугольников? Давайте составим задачу, сколько и чего потребовалось, чтобы построить дворец. Вспомним, что задача – это текст, в котором есть условие и вопрос. Про условие помнят все, а про вопрос, почему то забывают. - Чтобы построить дворец, принцессе понадобилось 6 многоугольников и 2 круга. Сколько всего фигур понадобилось? - Каким действием будем решать задачу? Почему? Надо узнать число всех фигур. - Запишите решение задачи. Прочитайте это выражение. К шести прибавить два получится восемь. - Кто знает другой способ? Сумма чисел шести и двух равна восьми. - Дайте название каждому числу в этом выражении, поставьте карточки со словами «слагаемое», «слагаемое», «сумма». - Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали. б) Физминутка. Сколько ягодок у нас, Столько и подпрыгнем раз. Пять. Сколько видите грибков, Столько – головой кивков. Два. Сколько черепах в округе, Столько раз поднимем руки. Четыре. Сколько видим пташек здесь, Столько надо бы присесть. Три. А лягушка здесь одна, Работать всем велит она. 2) Сообщение темы урока. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, возрастных особенностей. а) Формулирование первого правила сравнения чисел. - В Математическом государстве очень уважают правила и всегда их соблюдают. И каждый раз, когда принцесса объявляет о новом правиле, этот день становится праздником. Вот и сегодня все жители ждут нового правила. Пришла пора с ним познакомиться. - Откройте учебник на 74 странице. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы. - Пересчитайте красные шары. Сколько их? 3 - Пересчитайте синие шары. Сколько их? 4 - Каких шаров меньше? Почему? Потому что три называют при счёте раньше четырёх. Каких шаров больше? Почему? Потому что четыре называют при счёте позже трёх. - Пересчитайте белок. Сколько их? 5 - Пересчитайте лис. Сколько их? 3 - Каких зверей меньше? Почему? Потому что 3 называют при счёте раньше пяти. Каких зверей больше? Почему? Потому что при счёте 5 называют позже трёх. - Пересчитайте курочек. Сколько их? 4 - Пересчитайте цыплят. Сколько их? 9 - Каких птиц меньше? Почему? Потому что 4 называют при счёте раньше девяти. Каких птиц больше? Почему? Потому что при счёте 9 называют позже четырёх. - Какой можно сделать вывод? - Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше будет то, которое при счёте называется раньше, и больше то, которое называется позже. Послушаем первое правило принцессы. Первое правило. - Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило: Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше то число, которое называют при счёте раньше, а больше то число, которое называют при счёте позже. (На доске появляется лист формата А4, на котором напечатано правило). - Это правило, ребята, находится в учебнике на 74 странице в рубрике «Это важно знать». - Выполнив задание первое, мы закрепим первое правило принцессы. - Какое число больше: 13 или 19, 20 или 15, 5 или 8? Объясните свой выбор. - Какое число меньше: 11 или 14, 13 или 9, 17 или 20? Объясните свой выбор. - В учебнике на странице 75, посмотрите на верхний рисунок и ответьте на вопрос: кто больше набрал огурцов: Петя или Маша? Объясните свой выбор. В корзине лежат 15 лимонов и 7 апельсинов. Чего меньше: апельсинов или лимонов? Объясните свой выбор. - В каком слове больше букв? МАТЕМАТИКА (10) РИСОВАНИЕ (9) - В каком из этих слов больше одинаковых букв? - Знаете ли вы, какое число самое большое? - Какое бы большее число вы не называли, всегда можно назвать следующее, которое при счёте идёт за этим числом, а значит, будет больше. Самого большого числа не существует. - А самое маленькое? Для вас, мои маленькие первоклассники, самое маленькое число – это нуль. б) Физминутка Это – правая рука, это – левая рука, Справа – шумная дубрава, слева – быстрая река… Обернулись мы, и вот стало всё наоборот. Слева – шумная дубрава, справа – быстрая река. Неужели стала правой моя левая рука? в) Формулирование второго правила сравнения чисел. - Положите перед собой линейки. - А теперь, посмотрите на шкалу линейки. Какое число написано на шкале линейки левее: 5 или 9? Какое из этих чисел написано правее? - Назовите все числа, которые написаны справа от числа нуль. Есть ли числа, которые написаны слева от числа нуль? - Назовите числа, которые расположены левее числа 7. (0,1,2,3,4,5,6). - Эти числа меньше числа семь, потому что расположены левее числа 7. - Найдите числа 3 и 6; число 3 меньше 6. Так как 3 распложено левее. - Какое число меньше: 7 или 9, 11 или 15, 18 или 20 и почему? - Назовите числа, которые расположены правее числа 7. Эти числа больше числа 7, потому что расположены правее. - Найдите на шкале линейки числа 12 и 16. Какое из них расположено правее? Какое левее? Какое из этих чисел больше, и какое меньше? - Какой можно сделать вывод? - Из двух чисел меньше то, которое на шкале линейки левее, и больше то, которое правее. Послушаем второе правило принцессы. Второе правило. - Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило: Числа можно сравнивать с помощью шкалы линейки. Из двух чисел меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, а больше то число, которое написано правее. Левее нуля на шкале линейки нет ни одного числа. Поэтому нуль меньше любого другого числа, а любое число больше нуля. Работа в учебнике 3) Самостоятельная работа. Проверка восприятия детьми нового материала. а) Работа в маленьких тетрадях - Откройте свои маленькие тетради, в них записаны в две строки пары чисел. Их нужно сравнить. Возьмите в руки красный карандаш и подчеркните им большее число в каждой паре на первой строке. 5 и 9, 3 и 2, 6 и 12, 9 и 6, 14 и 8 Возьмите в руки синий карандаш и подчеркните им меньшее число в каждой паре на второй строке. 8 и 2, 7 и 10, 15 и 13, 11 и 19
одноклассников. В каком месяце больше всего именинников? Задание 2 «Загадки» (4 балла) Отгадать загадки и объяснить, какое изменение в природе происходит в этом месяце? Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. ( декабрь ) Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? ( январь ) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? ( февраль ) Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? ( Март) Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? (Апрель) Критериальное оценивание
Уровень мышления | Критерии оценивания | Дескрипторы | Применение знаний
Оценка | Уточняет и формирует представление о месяце
Аргументирует и объясняет полученные знания в повседневной жизни | Даёт определение понятию месяц, характеризует свои особенности
Устанавливает последовательность событий
Оценивает результат собственной деятельности. |
Работа в парах «12 месяцев» Задачи: Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности . Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать. Активизировать двигательную активность детей. Развивать умение работать в коллективе . Оборудование: Картинки с изображением природы и надписями месяцев ( можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы) На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети работают в парах. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
Индивидуальная работа «Блиц турнир» Какое сегодня число и месяц? Какой следующий месяц? Назови день своего рождения Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы? |