kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы решения задач на движение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разновидности задач: текстовые, экспериментальные.

Решение текстовых задач требует составления уравнений или их систем. Способы решения текстовых задач: арифметические, алгебраические, геометрические.

Арифметический способ.

Решение задач одним действием (суммы, разности, деления, умножения).

Алгебраический способ.

           Решение задач проводится с использованием формул. Составляется и решается алгебраическим уравнением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы решения задач на движение »

Способы решения задач на движение тел.

Мне нравится вычислять, особенно для меня интересно решать задачи. Но иногда я встречаю трудности при решении некоторых задач. Поэтому решил узнать больше о задачах и способах решения задач.

Цель: выяснить, как использовать теоретические знания при решении задач.

Объект исследования: задачи на движение тел, рекомендованные для изучения в 7 классе.

Для достижения моей цели я поставил перед собой следующие задачи:

  1. узнать какими могут быть задачи;

  2. выяснить какими способами они могут быть решены;

  3. решить некоторые задачи предложенными способами.

Разновидности задач, способы их решения.

Из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

Задача – 1. упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.2.Сложные вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Разновидности задач: текстовые, экспериментальные.

Решение текстовых задач требует составления уравнений или их систем. Способы решения текстовых задач: арифметические, алгебраические, геометрические.

Арифметический способ.

Решение задач одним действием (суммы, разности, деления, умножения).

Алгебраический способ.

Решение задач проводится с использованием формул. Составляется и решается алгебраическим уравнением.

Простая задача приводит к использованию одной формулы. Сложная задача приводит к использованию нескольких формул или системе уравнений.

Геометрический способ.

При решении некоторых задач требуется использование теорем геометрии, геометрические операции, работа над векторами.

Основные этапы решения задач:

  1. анализ текста задачи;

  2. поиск способа решения задачи и составление плана ее решения;

  3. осуществление найденного плана;

  4. изучения найденного решения.

Решение экспериментальных задач требует ответа на вопрос задачи на основании опыта поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет?», «Как сделать?».

Задачи на движение тел.

Рассмотрим некоторые задачи из учебника для 7 класса средней общеобразовательной школы «Алгебра» (автор Ш. А. Алимов и другие, 1993).

При решении многих практических задач часто для обозначения чисел используются буквы. Буквами обозначают также неизвестные числа в уравнениях. Использование букв позволяет записать ход решения многих задач одного и того же типа.

Для решения задач на движение тел необходимо, знать, что скорость движения тела показывает расстояние, которое тело проходит за единицу времени: v=s/t. Где s – путь, пройденный телом, t – время движения.

Отсюда s=v*t и t = v/s.

При неравномерном движении тела путь, пройденный телом будет равен: s = s1+ s2 , т. е. s = v1t1 + v2t2

Рассмотрим некоторые задачи.

  1. Группа геологов, продвигаясь по своему маршруту, ехала верхом на лошадях 3 ч 10 мин со скоростью с километров в час, затем плыла на плоту 1 ч 40 мин по реке, скорость течения которой а километров в час, и, наконец, шла пешком 2 ч 30 мин со скоростью b километров в час. Написать формулу пути, который преодолели геологи, обозначив длину маршрута (в км) буквой s. Вычислить длину маршрута, если а = 3,3 км/ч, b = 5,7 км/ч, с= 10,5 км/ч.

Решение:

1/ Путь, который преодолели геологи: s = ct1 + at2 + bt3

t1 = 3ч 10мин = 19/6 ч

t2 = 1ч 40 мин = 5/3 ч

t3 = 2ч 30 мин = 5/2 ч

s = 10,5 t1 + 3,3 t2 + 5,7 t3

s = 10,5* 19/6 + 3,3* 5/3 + 5,7 * 5/2 = 52( км)

Можно эту же задачу решить, применяя формулу s = s1+ s2 + s3, где

s1 = v1t1; s2 = v2t2 ; s3 = v3t3 .

2/ Дано: Решение:

v1 = 10,5 км/ч = 1/6 км/мин s = s1+ s2 + s3

t1 = 3ч 10мин = 190 мин s1 = v1t1 = 1/6 * 190 = 31,6 (км)

v2 = 3,3 км/ч = 1/20 км/ мин s2 = v2t2 = 1/20*100 = 5 (км)

t2 = 1ч 40 мин = 100 мин s3 = v3t3 = 1/10 * 150 = 15 (км)

v3 = 5,7 км/ч = 1/10 км/мин s = 52 км

t3 = 2ч 30 мин = 150 мин

Найти: s = ? Ответ: s = 52 км

  1. Автобус проходит путь sкилометров за t часов. С какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы тот же путь пройти на 1 ч быстрее автобуса?

Решение:

1/ Время, затраченное автомобилем на прохождении пути t = t1 – 1

Путь, пройденный автомобилем можно выразить: s = v (t1 – 1). Отсюда

v = s/ (t1 – 1).

2/ Автобус проходит расстояние: s1 = v1 t1

Автомобиль проходит расстояние: s2 = v (t1 – 1)

s1 = s2, следовательно, s = v (t1 – 1). Отсюда v = s/ (t1 – 1).

Ответ: v = s/ (t1 – 1).

  1. Туристы проплыли на плоту 6 ч со скоростью v км/ч. Затем они прошли по берегу 15 км. Написать формулу s пути, который преодолели туристы. Выразить из этой формулы v через s.

1/ Дано: Решение:

v1 = v s = s1+ s2

t1 = 6 ч s1 = v1t1 = 6 v

s2 = 15 км s = 6 v + 15

Найти: s = ? v = (s – 15)/ 6

2/ Туристы проплыли на плоту расстояние 6 v, прошли по берегу 15 км. Следовательно, s = 6 v + 15. Отсюда v = (s – 15)/ 6.

Ответ: s = 6 v + 15, v = (s – 15)/ 6

  1. Колхозник 3 км пути прошел пешком и проехал на автобусе t часов со скоростью 40 км/ч. Написать формулу пути s, проделанного колхозником. Из этой формулы выразить t через s.

1/ Дано: Решение:

v2= 40 км/ч s = s1+ s2

t2 = t s = 3 + 40t

s1 = 3 км t = (s – 3)/40

Найти: t = ?

2/ Колхозник прошел пешком 3 км, а затем проехал на автобусе расстояние 40t. Следовательно, s = 3 + 40t. Отсюда t = (s – 3)/40.

Ответ: t = (s – 3)/40

Применение уравнений позволяет упростить решение многих задач. При этом решение задачи обычно состоит из двух этапов:

1/ составление уравнения по условиям задачи;

2/ решение полученного уравнения.

Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением.

Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа от знака равенства, - правой частью уравнения. Каждое слагаемое левой или правой части уравнения называется членом уравнения.

Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство. Уравнение может не иметь корней или иметь один корень, два корня, три корня и т. д.

Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что их нет.

Решение многих практических задач сводится к решению уравнений, которые можно преобразовать в уравнение: ах=b, где a и b – заданные числа, х – неизвестное. Уравнение ах=b называют линейным уравнением.

При решении задач необходимо применить основные свойства уравнений.

Свойство 1. Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

Свойство 2. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

  1. 1/ Лодка шла против течения реки 4,5 ч и по течению 2,1 ч. Найти скорость лодки в стоячей воде, если она прошла всего 52,2 км, а скорость течения реки равна 3 км/ч.

Решение:

1/ Пусть скорость лодки в стоячей воде х км/ч. Скорость течения реки равна 3 км/ч.

Лодка проплывала против течения реки со скоростью (х – 3) км/ч, по течению – (х + 3) км/ч. Следовательно, s = 4,5 (х – 3) + 2,1 (х + 3) = 52,2 (км)

Решим уравнение:

4,5 (х – 3) + 2,1 (х + 3) = 52,2

4,5 *х – 4,5*3 + 2,1 * х + 2,1*3 = 52,2

х * (4,5 + 2,1) = 52,2 + 7,2

6,6 х = 59,4

х = 9 (км/ч)

2/ Дано: Решение:

v1 = (v – 3) км/ч s = s1+ s2

t1 = 4,5 ч s1 = v1t1 = 4,5 (v – 3) = 4,5 v – 13,5

v2 = (v + 3) км/ч s2 = v2t2 = 2,1 (v + 3) = 2,1 v + 6,3

t2 = 2,1 ч s = 4,5 v – 13,5 + 2,1 v + 6,3

s = 52,2 км s = 6,6 v – 7,2

Найти: s = ? v=(s+ 7,2)/5,5

v=(52,2 + 7,2)/5,5

v= 59,4/6,6 =9 (км/ч)

Ответ: v= 9 км/ч

2/ Лодка шла по течению реки 2,4 ч и против течения 3,2 ч. Путь, пройденный лодкой по течению, оказался на 13,2 км длиннее пути, пройденного против течения. Найти скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3,5 км/ч.

Решение:

1/ Пусть скорость лодки в стоячей воде х км/ч. Скорость течения реки равна 3,5 км/ч.

Лодка проплывала против течения реки со скоростью (х – 3,5) км/ч, по течению – (х + 3,5) км/ч. Следовательно, путь пройденный лодкой по течению s = 2,4 (х + 3,5) - 3,2 (х – 3,5) = 13,2 (км)

Решим уравнение:

2,4 (х + 3,5) - 3,2 (х – 3,5) = 13,2

2,4 х + 3,5*2,4 -3,2 х + 3,2*3,5 - = 13,2

х * (3,2-2,4) = 13,2 – 11,2 – 8,4

- 0,8 х = - 6,4

х = 8 (км/ч)

2/ Дано: Решение:

v1 = (v – 3,5) км/ч s = s2 - s1

t1 = 3,2 ч s1 = v1t1 = 3,2 (v – 3,5) = 3,2 v – 11,2

v2 = (v + 3,5) км/ч s2 = v2t2 = 2,4 (v + 3,5) = 2,4 v + 8,4

t2 = 2,4 ч s = 2,4 v + 8,4 – (3,2 v – 11,2)

s = 13,2 км s = - 0,8 v + 19,6

Найти: s = ? v=(19,6 - s)/0,8

v=(19,6 -13,2)/0,8

v= 6,4/0,8=8 (км/ч)

Ответ: v= 8 км/ч

Таким образом, я пришел к выводу, что задачу можно решить различными способами, применяя правила и формулы. Задачи на движение тел могут решаться через физический смысл скорости: v=s/t.


Использованная литература:

  1. Алгебра: Учебник для 7 кл. сред. шк./ Ш. А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – 2 – е изд,. – М.: Просвещение, 1993.

  2. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием.- М.: Просвещение,1989

  3. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике.- М.: Просвещение, 1990

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Способы решения задач на движение

Автор: Исмагилова Галина Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Решение задач на движение в одном направлении с отставанием 4 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-v-odnom-napravlienii-s-otstavaniiem-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "173497"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424000189"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Открытый урок в 4-б классе на тему  «Решение задач»"
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyiurokv4bklassienatiemurieshieniiezadach"
    ["file_id"] => string(6) "279318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453216585"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Решение задач на движение""
    ["seo_title"] => string(35) "rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "276716"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452779746"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Решение задач на движение в одном направлении"
    ["seo_title"] => string(48) "rieshieniiezadachnadvizhieniievodnomnapravlienii"
    ["file_id"] => string(6) "283380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453823297"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока "Решение задач спомощью систем уравнении". Математика. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-spomoshch-iu-sistiem-uravnienii-matiematika-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства