kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы решения задач на движение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разновидности задач: текстовые, экспериментальные.

Решение текстовых задач требует составления уравнений или их систем. Способы решения текстовых задач: арифметические, алгебраические, геометрические.

Арифметический способ.

Решение задач одним действием (суммы, разности, деления, умножения).

Алгебраический способ.

           Решение задач проводится с использованием формул. Составляется и решается алгебраическим уравнением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы решения задач на движение »

Способы решения задач на движение тел.

Мне нравится вычислять, особенно для меня интересно решать задачи. Но иногда я встречаю трудности при решении некоторых задач. Поэтому решил узнать больше о задачах и способах решения задач.

Цель: выяснить, как использовать теоретические знания при решении задач.

Объект исследования: задачи на движение тел, рекомендованные для изучения в 7 классе.

Для достижения моей цели я поставил перед собой следующие задачи:

  1. узнать какими могут быть задачи;

  2. выяснить какими способами они могут быть решены;

  3. решить некоторые задачи предложенными способами.

Разновидности задач, способы их решения.

Из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

Задача – 1. упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.2.Сложные вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Разновидности задач: текстовые, экспериментальные.

Решение текстовых задач требует составления уравнений или их систем. Способы решения текстовых задач: арифметические, алгебраические, геометрические.

Арифметический способ.

Решение задач одним действием (суммы, разности, деления, умножения).

Алгебраический способ.

Решение задач проводится с использованием формул. Составляется и решается алгебраическим уравнением.

Простая задача приводит к использованию одной формулы. Сложная задача приводит к использованию нескольких формул или системе уравнений.

Геометрический способ.

При решении некоторых задач требуется использование теорем геометрии, геометрические операции, работа над векторами.

Основные этапы решения задач:

  1. анализ текста задачи;

  2. поиск способа решения задачи и составление плана ее решения;

  3. осуществление найденного плана;

  4. изучения найденного решения.

Решение экспериментальных задач требует ответа на вопрос задачи на основании опыта поставленного и проведенного в соответствии с ее условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет?», «Как сделать?».

Задачи на движение тел.

Рассмотрим некоторые задачи из учебника для 7 класса средней общеобразовательной школы «Алгебра» (автор Ш. А. Алимов и другие, 1993).

При решении многих практических задач часто для обозначения чисел используются буквы. Буквами обозначают также неизвестные числа в уравнениях. Использование букв позволяет записать ход решения многих задач одного и того же типа.

Для решения задач на движение тел необходимо, знать, что скорость движения тела показывает расстояние, которое тело проходит за единицу времени: v=s/t. Где s – путь, пройденный телом, t – время движения.

Отсюда s=v*t и t = v/s.

При неравномерном движении тела путь, пройденный телом будет равен: s = s1+ s2 , т. е. s = v1t1 + v2t2

Рассмотрим некоторые задачи.

  1. Группа геологов, продвигаясь по своему маршруту, ехала верхом на лошадях 3 ч 10 мин со скоростью с километров в час, затем плыла на плоту 1 ч 40 мин по реке, скорость течения которой а километров в час, и, наконец, шла пешком 2 ч 30 мин со скоростью b километров в час. Написать формулу пути, который преодолели геологи, обозначив длину маршрута (в км) буквой s. Вычислить длину маршрута, если а = 3,3 км/ч, b = 5,7 км/ч, с= 10,5 км/ч.

Решение:

1/ Путь, который преодолели геологи: s = ct1 + at2 + bt3

t1 = 3ч 10мин = 19/6 ч

t2 = 1ч 40 мин = 5/3 ч

t3 = 2ч 30 мин = 5/2 ч

s = 10,5 t1 + 3,3 t2 + 5,7 t3

s = 10,5* 19/6 + 3,3* 5/3 + 5,7 * 5/2 = 52( км)

Можно эту же задачу решить, применяя формулу s = s1+ s2 + s3, где

s1 = v1t1; s2 = v2t2 ; s3 = v3t3 .

2/ Дано: Решение:

v1 = 10,5 км/ч = 1/6 км/мин s = s1+ s2 + s3

t1 = 3ч 10мин = 190 мин s1 = v1t1 = 1/6 * 190 = 31,6 (км)

v2 = 3,3 км/ч = 1/20 км/ мин s2 = v2t2 = 1/20*100 = 5 (км)

t2 = 1ч 40 мин = 100 мин s3 = v3t3 = 1/10 * 150 = 15 (км)

v3 = 5,7 км/ч = 1/10 км/мин s = 52 км

t3 = 2ч 30 мин = 150 мин

Найти: s = ? Ответ: s = 52 км

  1. Автобус проходит путь sкилометров за t часов. С какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы тот же путь пройти на 1 ч быстрее автобуса?

Решение:

1/ Время, затраченное автомобилем на прохождении пути t = t1 – 1

Путь, пройденный автомобилем можно выразить: s = v (t1 – 1). Отсюда

v = s/ (t1 – 1).

2/ Автобус проходит расстояние: s1 = v1 t1

Автомобиль проходит расстояние: s2 = v (t1 – 1)

s1 = s2, следовательно, s = v (t1 – 1). Отсюда v = s/ (t1 – 1).

Ответ: v = s/ (t1 – 1).

  1. Туристы проплыли на плоту 6 ч со скоростью v км/ч. Затем они прошли по берегу 15 км. Написать формулу s пути, который преодолели туристы. Выразить из этой формулы v через s.

1/ Дано: Решение:

v1 = v s = s1+ s2

t1 = 6 ч s1 = v1t1 = 6 v

s2 = 15 км s = 6 v + 15

Найти: s = ? v = (s – 15)/ 6

2/ Туристы проплыли на плоту расстояние 6 v, прошли по берегу 15 км. Следовательно, s = 6 v + 15. Отсюда v = (s – 15)/ 6.

Ответ: s = 6 v + 15, v = (s – 15)/ 6

  1. Колхозник 3 км пути прошел пешком и проехал на автобусе t часов со скоростью 40 км/ч. Написать формулу пути s, проделанного колхозником. Из этой формулы выразить t через s.

1/ Дано: Решение:

v2= 40 км/ч s = s1+ s2

t2 = t s = 3 + 40t

s1 = 3 км t = (s – 3)/40

Найти: t = ?

2/ Колхозник прошел пешком 3 км, а затем проехал на автобусе расстояние 40t. Следовательно, s = 3 + 40t. Отсюда t = (s – 3)/40.

Ответ: t = (s – 3)/40

Применение уравнений позволяет упростить решение многих задач. При этом решение задачи обычно состоит из двух этапов:

1/ составление уравнения по условиям задачи;

2/ решение полученного уравнения.

Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называется уравнением.

Выражение, стоящее слева от знака равенства, называется левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа от знака равенства, - правой частью уравнения. Каждое слагаемое левой или правой части уравнения называется членом уравнения.

Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство. Уравнение может не иметь корней или иметь один корень, два корня, три корня и т. д.

Решить уравнение – это значит найти все его корни или установить, что их нет.

Решение многих практических задач сводится к решению уравнений, которые можно преобразовать в уравнение: ах=b, где a и b – заданные числа, х – неизвестное. Уравнение ах=b называют линейным уравнением.

При решении задач необходимо применить основные свойства уравнений.

Свойство 1. Любой член уравнения можно перенести из одной части в другую, изменив его знак на противоположный.

Свойство 2. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

  1. 1/ Лодка шла против течения реки 4,5 ч и по течению 2,1 ч. Найти скорость лодки в стоячей воде, если она прошла всего 52,2 км, а скорость течения реки равна 3 км/ч.

Решение:

1/ Пусть скорость лодки в стоячей воде х км/ч. Скорость течения реки равна 3 км/ч.

Лодка проплывала против течения реки со скоростью (х – 3) км/ч, по течению – (х + 3) км/ч. Следовательно, s = 4,5 (х – 3) + 2,1 (х + 3) = 52,2 (км)

Решим уравнение:

4,5 (х – 3) + 2,1 (х + 3) = 52,2

4,5 *х – 4,5*3 + 2,1 * х + 2,1*3 = 52,2

х * (4,5 + 2,1) = 52,2 + 7,2

6,6 х = 59,4

х = 9 (км/ч)

2/ Дано: Решение:

v1 = (v – 3) км/ч s = s1+ s2

t1 = 4,5 ч s1 = v1t1 = 4,5 (v – 3) = 4,5 v – 13,5

v2 = (v + 3) км/ч s2 = v2t2 = 2,1 (v + 3) = 2,1 v + 6,3

t2 = 2,1 ч s = 4,5 v – 13,5 + 2,1 v + 6,3

s = 52,2 км s = 6,6 v – 7,2

Найти: s = ? v=(s+ 7,2)/5,5

v=(52,2 + 7,2)/5,5

v= 59,4/6,6 =9 (км/ч)

Ответ: v= 9 км/ч

2/ Лодка шла по течению реки 2,4 ч и против течения 3,2 ч. Путь, пройденный лодкой по течению, оказался на 13,2 км длиннее пути, пройденного против течения. Найти скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3,5 км/ч.

Решение:

1/ Пусть скорость лодки в стоячей воде х км/ч. Скорость течения реки равна 3,5 км/ч.

Лодка проплывала против течения реки со скоростью (х – 3,5) км/ч, по течению – (х + 3,5) км/ч. Следовательно, путь пройденный лодкой по течению s = 2,4 (х + 3,5) - 3,2 (х – 3,5) = 13,2 (км)

Решим уравнение:

2,4 (х + 3,5) - 3,2 (х – 3,5) = 13,2

2,4 х + 3,5*2,4 -3,2 х + 3,2*3,5 - = 13,2

х * (3,2-2,4) = 13,2 – 11,2 – 8,4

- 0,8 х = - 6,4

х = 8 (км/ч)

2/ Дано: Решение:

v1 = (v – 3,5) км/ч s = s2 - s1

t1 = 3,2 ч s1 = v1t1 = 3,2 (v – 3,5) = 3,2 v – 11,2

v2 = (v + 3,5) км/ч s2 = v2t2 = 2,4 (v + 3,5) = 2,4 v + 8,4

t2 = 2,4 ч s = 2,4 v + 8,4 – (3,2 v – 11,2)

s = 13,2 км s = - 0,8 v + 19,6

Найти: s = ? v=(19,6 - s)/0,8

v=(19,6 -13,2)/0,8

v= 6,4/0,8=8 (км/ч)

Ответ: v= 8 км/ч

Таким образом, я пришел к выводу, что задачу можно решить различными способами, применяя правила и формулы. Задачи на движение тел могут решаться через физический смысл скорости: v=s/t.


Использованная литература:

  1. Алгебра: Учебник для 7 кл. сред. шк./ Ш. А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. – 2 – е изд,. – М.: Просвещение, 1993.

  2. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием.- М.: Просвещение,1989

  3. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике.- М.: Просвещение, 1990

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Способы решения задач на движение

Автор: Исмагилова Галина Владимировна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Решение задач на движение в одном направлении с отставанием 4 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-v-odnom-napravlienii-s-otstavaniiem-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "173497"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424000189"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Открытый урок в 4-б классе на тему  «Решение задач»"
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyiurokv4bklassienatiemurieshieniiezadach"
    ["file_id"] => string(6) "279318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453216585"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Решение задач на движение""
    ["seo_title"] => string(35) "rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-2"
    ["file_id"] => string(6) "276716"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452779746"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Решение задач на движение в одном направлении"
    ["seo_title"] => string(48) "rieshieniiezadachnadvizhieniievodnomnapravlienii"
    ["file_id"] => string(6) "283380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453823297"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока "Решение задач спомощью систем уравнении". Математика. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-spomoshch-iu-sistiem-uravnienii-matiematika-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства