Тема урока: Решение задач.
Цель:
Образовательная:
Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию
практических навыков работы с величинами (v.t.s), обеспечить условия для
развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути
их решения учить применять на практике.
Задача:
-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающая:
Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задача:
-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
Воспитательная:
Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задача:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.
Вид урока - урок применения знаний и умений.
Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2007
Средства обучения: компьютер, презентация Power Point.
Оформление доски: “Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому –
и я научусь”. Древняя мудрость
Ход урока:
1.Психологический настрой.
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс-
Математика у нас! Слайд 2
Динамическая пауза «Доскажи словечко»
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 3.
Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
I. Самоопределение к деятельности.
Математическая разминка.
1) Запись числа и классной работы в тетрадях.
2)Цепочка примеров. Расшифруй слово.(Скорость). Слайд 4.
3)Соедини стрелочкой картинки со значением скорости. Слайд5
- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?
4) Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 6.
8/18 4/18 2/19 9/18 11/18 14/18 10/18 1/18
Ж И В Е И Е Н Д (Движение)
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)
Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.
- Что такое движение?
Д: - Движение – это перемещение . в пространстве
Запомните. Движение, скорость - это ключевые слова нашего урока.
- А математическая разминка – это движение мысли.
II. Актуализация знаний.
- Какие три величины характеризуют движение?
Д: скор, время, расст. Слайд 7.
– Что вы знаете о V? Слайд 8.
–что вы знаете о t? Слайд 9.
– Что вы знаете о S? Слайд 10.
Запишите формулы Проверка. Проговаривание формул. Слайд 11.
- Над какой темой мы сегодня работаем, определите тему урока. О каких величинах идёт речь?
III.Составление и решение задач по схеме. Слайд 12. Слайд 13. Слайд14.
IV. Физминутка. Слайд 15.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась,
Раз- росой она умылась.
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре- улетела.
V. Решите задачу.
1.Работа у доски.Слайд16.
Д: Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
- Какие величины известны?
Д: Скорость и время и расстояние между автомобилями
Какие нет?
Д: Расстояние между пунктами.
- Какое время для этих автомобилей ?
Д: 3 часа.
Что значит 3 часа?
Д: каждый был в пути 3 часа
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошёл первый автомобиль?
Д: да, мы знаем скорость и время.
-Второй?
Д: тоже известно время и скорость.
(решение) ( учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние?
Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 автомобиля вместе.
А ещё осталось расстояние? -А теперь мы можем узнать все расстояние?
- А есть ли другой способ решения задачи?
Д: думаем, что да.
- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: можно узнать скорость удаления.
-Что это такое?
Д: на сколько км они удаляются за 1 час
- На сколько км каждый час удаляются автомобили?
Д: на 200 км
-Каждый час расстояние между автомобилями будет увеличиваться или уменьшаться?
Д: увеличиваться.
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
Д: выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)
1)(80+120)*3=600(км) – удалились друг от друга за 1 час.
2)600+65= 665(км) – будут друг от друга через 3 часа.
Ответ. На расстоянии 665 км.
- Кто прокомментирует ответ? «Чтобы найти расстояние между объектами при противоположном движении, надо скорость удаления умножить на время».
2. Проблемная ситуация. Слайд17.
Узнайте, нарушены ли правила водителем? Решите задачу.
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
VI. Электронная физминутка для глаз. Слайд 18.
3.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельное решение задач. Слайд 19. Слайд 20. Слайд 21.
- От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого 65 км/ч. Найдите расстояние между городами.
VII .Мини-проект. Это было ваше домашнее задание.
Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленные на решение проблемных задач и ситуаций.
Мотивация. Ребята, мне кажется, очень интересную тему мы затронули? Высказывается предположение, что «быстрая » по нынешним меркам езда на автомобилях скоро станет нормальной для страны.
Вопрос: быстрая езда это «плюс» или «минус» для вашей семьи?
Рефлексия деятельности.
Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь». Гипотеза. Слайд 22.
- Как вы понимаете её?
Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.
Таким образом, можно сделать вывод, что мини - исследовательский проект «Тише едешь, дальше будешь» поставленные задачи решил. Выяснили, что необходимо составить памятку водителю.
Памятка водителю.
Соблюдай правила дорожного движения.
Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
Оптимальная скорость – безопасность пешеходов и водителей. Оптимальная скорость – экономия бензина, а значит и семейного бюджета - денежных средств.
Итоговая рефлексия.
- Какие виды работ выполняли на уроке?
- Какое задание было для вас интересным?
- Нужно ли соблюдать режимные моменты при движении на дорогах и почему?
- Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
Самооценка урока. УУД. Слайд 23.
Решаю задачи и могу помочь другим.
Все понятно на уроке, затруднений нет.
Хочу знать больше.