kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Способы решения логарифмических уравнений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект и презентация к двум урокам алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Способы решения логарифмических уравнений" . На этих уроках учащиеся знакомятся с  девятью способами решения уравнений и закрепляют их в ходе выполнения упражнений. Закрепление изученного материала учитель может организовать по-разному: фронтально, в ходе парной или групповой работы(в зависимости от уровня подготовленности класса). На слайдах презентации отражены: определение логарифма, свойства логарифмов, примеры для устных упражнений, способы решения уравнений, уравнения, которые учитель объясняет в ходе изучения нового материала, и примеры для закрепления изученного. К этим примерам приведены ответы, а их решения разобраны в плане - конспекте. При подведении итогов урока учащимся предлагается определить способ решения того или иного уравнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья»

Тема: «Способы решения логарифмических уравнений».







Предмет

Алгебра и начала математического анализа

Класс

10

Тема урока

«Способы решения логарифмических уравнений», 2 часа

Базовый учебник

Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. / М. Просвещение 2014

Цель урока: повторить знания учащихся о логарифме числа, его свойствах; изучить способы решения логарифмических уравнений и закрепить их при выполнении упражнений.

Задачи:

- обучающие: повторить определение и основные свойства логарифмов, уметь применять их в вычислении логарифмов, в решении логарифмических уравнений;

-развивающие: формировать умение решать логарифмические уравнения;

-воспитательные: воспитывать настойчивость, самостоятельность; прививать интерес к предмету

Тип урока: урок изучения нового материала.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель.

- Здравствуйте, садитесь! Сегодня тема нашего урока «Решение логарифмических уравнений», на котором мы познакомимся со способами их решения, используя определение и свойства логарифмов. (слайд № 1)

  1. Устная работа.

Закрепление понятия логарифма, повторение его основных свойств и свойств логарифмической функции:

1. Разминка по теории:

1. Дайте определение логарифма. (слайд № 2)

2. От любого ли числа можно найти логарифм?

3. Какое число может стоять в основании логарифма?

4. Функция y=log0,8 x является возрастающей или убывающей?Почему?

5. Какие значения может принимать логарифмическая функция?

6. Какие логарифмы называют десятичными, натуральными?

7. Назовите основные свойства логарифмов. (слайд № 3)

8. Можно ли перейти от одного основания логарифма к другому? Как это сделать? (слайд № 4)

2. Работа по карточка(3-4 ученика):

Карточка №1: Вычислить: а) log64 + log69 =

б) log1/336 – log1/312 =

Решить уравнение: log5х = 4 log53 – 1/3 log527

Карточка №2:

Вычислить: а) log211 – log244 =

б) log1/64 + log1/69 =

Решить уравнение: log7х = 2 log75 + 1/2 log736 – 1/3 log7125.

Фронтальный опрос класса (устные упражнения)

Вычислить: (слайд № 5)

  1. log216

  2. lоg3 3

  3. log71

  4. log5 (1/625)

  5. log211 - log 244

  1. log814 + log 832/7

  2. log35 log53

  3. 5 log5 49

  4. 8 lоg 85 - 1

  5. 25 log 510


Сравнить числа: (слайд № 6)

  1. log½ е и log½π;

  2. log2 √5/2 и log23/2.

Выяснить знак выражения log0,83 · log62/3. (слайд № 7)

  1. Проверка домашнего задания:

На дом были задания следующие упражнения: №327(неч.), 331(неч.), 333(2) и 390(6). Проверить ответы к данным заданиям и ответить на вопросы учащихся.

  1. Изучение нового материала:

Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим.

Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение
loga х =с (а 0, а≠ 1)
Способы решения логарифмических уравнений: (слайд № 8)

  1. Решение уравнений на основании определения логарифма. (слайд № 9)

loga х = с (а 0, а≠ 1) имеет решение х = ас.

На основе определения логарифма решаются уравнения, в которых:

  • по данным основаниям и числу определяется логарифм,

  • по данному логарифму и основанию определяется число,

  • по данному числу и логарифму определяется основание.

Примеры:

log2 128= х, log16х = ¾, logх 27= 3,

2х= 128, х =16 ¾ , х3 =27,

2х = 27, х =2 3 , х3 = 33 ,

х =7 . х = 8. х =3.

С классом решить следующие уравнения:

а) log7(3х-1)=2 (ответ: х=3 1/3)

б) log2(7-8х)=2 (ответ: х=3/8).

  1. Метод потенцирования. (слайд № 10)

Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их т.е.

loga f(х) = loga g(х), то f(х) = g(х), при условии, что f(х)0, g(х)0 , а 0, а≠ 1.

Пример:

Решите уравнение  = 

ОДЗ:

3х-10; х1/3

6х+80.

3х-1=6х+8

-3х=9

х=-3

-3 1/3 - неверно

Ответ: решений нет.


С классом решить следующее уравнение:

lg2-2) = lg х (ответ: х=2)


  1. Уравнения, решаемые с помощью применения основного логарифмического тождества. (слайд №11)

Пример:

Решите уравнение =log2(6-х)

ОДЗ:

6-х0;

х0;

х≠1;

log2х20;

х20.

Решение системы: (0;1)Ụ (1;6).

= log2(6-х)

х2 = 6-х

х2+х-6=0

х=-3 не принадлежит ОДЗ.

х=2 принадлежит ОДЗ.

Ответ: х=2

С классом решить следующее уравнение:

 =  (ответ: х=1)


  1. Метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию. (слайд № 12)

Пример:

Решите уравнение log16х+ log4х+ log2х=7

ОДЗ: х0

¼ log2х+½ log2х+ log2х=7

7/4 log2х=7

log2х=4

х=16 – принадлежит ОДЗ.

Ответ: х=16.


С классом решить следующее уравнение:

 + =3 (ответ: х=5/3)


  1. Уравнения, решаемые с помощью применения свойств логарифма. (слайд № 13)

Пример:

Решите уравнение log2 (х +1) - log2 (х -2 ) = 2.

ОДЗ:

х+10;

х-20. х1.

Воспользуемся формулой преобразования разности логарифмов логарифм частного, получаем log2 = 2, откуда следует = 4.

Решив последнее уравнение, находим х = 3, 31 - верно

Ответ: х = 3.


С классом решить следующие уравнения:

а)log5 (х +1) + log5 (х +5) = 1 (ответ: х=0).

б)log9( 37-12х ) log7-2х 3 = 1,

37-12х 0, х

7-2х 0, х

7-2х≠ 1; х≠ 3; х≠ 3;

log9( 37-12х ) / log3 (7-2х ) = 1,

½ log3( 37-12х ) = log3 (7-2х ) ,

log3( 37-12х ) = log3 (7-2х )2 ,

37-12х= 49 -28х +4х2 ,

2-16х +12 =0,

х2-4х +3 =0, Д=19, х1=1, х2=3, 3 –посторонний корень .

Ответ: х=1 корень уравнения.


в) lg(х2-6х+9) - 2lg(х - 7) = lg9.

2-6х+9) 0, х≠ 3,

х-7 0; х 7; х 7.

lg ((х-3)/(х-7))2 = lg9

((х-3)/(х-7))2 = 9,

(х-3)/(х-7) = 3, (х-3)/(х-7)= - 3 ,

х- 3 = 3х -21 , х -3 =- 3х +21,

х =9. х=6 - посторонний корень.

Проверка показывает 9 корень уравнения.

Ответ : 9


  1. Уравнения, решаемые введением новой переменной. (слайд № 14)

Пример:

Решите уравнение lg2х - 6lgх+5 = 0.

ОДЗ: х0.

Пусть lgх = р, тогда р2-6р+5=0.

р1=1, р2=5.

Возвращаемся к замене:

lgх = 1, lgх =5

х=10, 100 – верно х=100000, 1000000 – верно

Ответ: 10, 100000


С классом решить следующее уравнение:

log62 х + log6 х +14 = (√16 – х2)22,

16 – х2 ≥0 ; - 4≤ х ≤ 4;

х 0 , х 0, О.Д.З. [ 0,4).

log62 х + log6 х +14 = 16 – х22,

log62 х + log6 х -2 = 0

заменим log6 х = t

t 2 + t -2 =0 ; D = 9 ; t1 =1 , t2 = -2.

log6 х = 1 , х = 6 посторонний корень .

log6 х = -2, х = 1/36 , проверка показывает 1/36 является корнем .

Ответ : 1/36.


  1. Уравнения, решаемые с помощью разложения на множители. (слайд № 15)

Пример:

Решите уравнение log4(2х-1)∙ log4х=2 log4(2х-1)

ОДЗ:

2х-10;

х 0. х½.

log4(2х-1)∙ log4х - 2 log4(2х-1)=0

log4(2х-1)∙(log4х-2)=0

log4(2х-1)=0 или log4х-2=0

2х-1=1 log4х = 2

х=1 х=16

1;16 – принадлежат ОДЗ

Ответ: 1;16


С классом решить следующее уравнение:

log3х ∙log3(3х-2)= log3(3х-2) (ответ: х=1)


  1. Метод логарифмирования обеих частей уравнения. (слайд № 16)

Пример:

Решите уравнения


Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3.


Получим log3 = log3 (3х)


.

получаем : log3 х2 log3 х = log3 (3х),

2log3 х log3 х = log3 3+ log3 х,

2 log32 х = log3 х +1,

2 log32 х - log3 х -1=0,

заменим log3 х = р , х 0

2 р 2 + р -2 =0 ; D = 9 ; р1 =1 , р2 = -1/2

log3 х = 1 , х=3,

log3 х = -1/ 2 , х= 1/√3.

Ответ: 3 ; 1/√3

С классом решить следующее уравнение:

log2 х - 1

х = 64 (ответ: х=8 ; х=1/4)


  1. Функционально – графический метод. (слайд № 17)

Пример:

Решите уравнения: log3 х = 12-х.

Так как функция у= log3 х возрастающая , а функция у =12-х убывающая на (0; + ∞ ) то заданное уравнение на этом интервале имеет один корень.

Построим в одной системе координат графики двух функций: у= log3 х и у =12-х.

При х=10 заданное уравнение обращается в верное числовое равенство 1=1. Ответ х=10.

С классом решить следующее уравнение:

1-√х =ln х (ответ : х=1).


  1. Подведение итогов, рефлексия (раздать кружочки, на которых ребята отмечают свое настроение рисунком). (слайд № 18,19)

Определить метод решения уравнения:






  1. Домашнее задание: 340(1), 393(1), 395(1,3), 1357(1,2), 337(1), 338(1), 339(1)

Литература

  1. Рязановский, А.Р. Математика. 5 – 11 кл.: Дополнительные материалы к уроку математики/ А.Р.Рязановский, Е.А.Зайцев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002

  2. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 1, 10, 46, 48; 1998. № 8, 16, 17, 20, 21, 47.

  3. Скоркина, Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. Для средних и старших классов/ Н.М. Скоркина. – Волгоград: Учитель, 2004

  4. Зив, Б.Г., Гольдич,В.А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса./Б.Г.Зив, В.А.Гольдич. – 3-е изд., исправленное. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2004

  5. Алгебра и начала анализа: математика для техникумов/под ред. Г.Н.Яковлева.-М.: Наука, 1987

6


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

0, а≠1 , называется такой показатель степени с , в которую надо возвести a , чтобы получить b ." width="640"

Логарифмом положительного числа b по основанию a , где a 0, а≠1 , называется такой показатель степени с , в которую надо возвести a , чтобы получить b .

log a 1 = 0 log a a = 1 log a (x y)= log a x + log a y

log a 1 = 0

log a a = 1

log a (x y)= log a x + log a y

27.10.16

27.10.16

l og 2 128= х log х 27= 3 Решим следующие уравнения: а) log 7 (3 х -1)=2 б) log 2 (7-8 х )=2

l og 2 128= х log х 27= 3

Решим следующие уравнения:

а) log 7 (3 х -1)=2

б) log 2 (7-8 х )=2

Решим следующее уравнение: lg ( х 2 -2) = lg  х  2

Решим следующее уравнение:

lg ( х 2 -2) = lg х

2

Решим следующее уравнение: 1

Решим следующее уравнение:

1

log 16  х  + log 4 х + log 2 х =7 Решим следующее уравнение:

log 16 х + log 4 х + log 2 х =7

Решим следующее уравнение:

log 2 ( х +1) - log 2 ( х -2 ) = 2 Решим следующие уравнения: 0 а) l og 5  ( х +1) + log 5 ( х +5) = 1 б)log 9 ( 37-12 х ) log 7-2 х 3 = 1 1 в) lg( х 2 -6 х +9) - 2lg( х - 7) = lg9 9

log 2 ( х +1) - log 2 ( х -2 ) = 2

Решим следующие уравнения:

0

а) l og 5 ( х +1) + log 5 ( х +5) = 1

б)log 9 ( 37-12 х ) log 7-2 х 3 = 1

1

в) lg( х 2 -6 х +9) - 2lg( х - 7) = lg9

9

l g 2 х - 6lg х +5 = 0 Решим следующие уравнения:  log 6 2  х + log 6  х +14 = (√16 – х 2 ) 2 + х 2

l g 2 х - 6lg х +5 = 0

Решим следующие уравнения:

log 6 2 х + log 6 х +14 = (√16 – х 2 ) 2 + х 2

log 4 (2 х -1)∙ log 4 х =2 log 4 (2 х -1 ) Решим следующие уравнения: log 3 х ∙ log 3 (3 х -2 )= log 3 (3 х -2) 1

log 4 (2 х -1)∙ log 4 х =2 log 4 (2 х -1 )

Решим следующие уравнения:

log 3 х ∙ log 3 (3 х -2 )= log 3 (3 х -2)

1

Решим следующее уравнение:

Решим следующее уравнение:

log 3  х = 12- х Решим следующее уравнение: 1

log 3 х = 12- х

Решим следующее уравнение:

1

Уравнение: Метод решения по определению логарифма переход к другому основанию разложение на множители потенцирование введение новой переменной переход к другому основанию использование свойств логарифма логарифмирование графический

Уравнение:

Метод решения

по определению логарифма

переход к другому основанию

разложение на множители

потенцирование

введение новой переменной

переход к другому основанию

использование свойств логарифма

логарифмирование

графический

Да! И кто придумал эти логарифмические уравнения! У меня всё получается!!!  Надо решить ещё пару примеров?! 19

Да! И кто придумал эти логарифмические уравнения!

У меня всё получается!!!

Надо решить ещё пару примеров?!

19

шаблон и элементы слайдов 3,4,5,19 http://www.myshared.ru/slide/776935/  19

шаблон и элементы слайдов 3,4,5,19 http://www.myshared.ru/slide/776935/

19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Способы решения логарифмических уравнений"

Автор: Захарова Елена Андреевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Способы решения логарифмических уравнений "
    ["seo_title"] => string(52) "sposoby-rieshieniia-logharifmichieskikh-uravnienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "247141"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446492450"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Решение логарифмических уравнении"
    ["seo_title"] => string(40) "rieshieniielogharifmichieskikhuravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "302609"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457256092"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Методы решения логарифмических уравнений"
    ["seo_title"] => string(44) "metody_resheniia_logarifmicheskikh_uravnenii"
    ["file_id"] => string(6) "571410"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611628989"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Обобщающий урок по алгебре и началам анализа  11 класс по теме «Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства»"
    ["seo_title"] => string(118) "obobshchaiushchiiurokpoalghiebrieinachalamanaliza11klasspotiemielogharifmylogharifmichieskiieuravnieniiainieravienstva"
    ["file_id"] => string(6) "301166"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456857596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства