Мы умеем складывать и отнимать дроби, складывать смешанные числа. Отнимать от целого числа дробное. А что мы не умеем делать?
Итак, тема урока «Вычитание смешанных чисел»
Записать в тетрадях число и тему урока.
По аналогии со сложением смешанных чисел, с вычитанием из целого числа дробное, можем самостоятельно вывести правила вычитания смешанных чисел.
Примеры: 1) 5 3/8 - 2 1/8 =
2) 6 2/9 - 3 3/15 =
3) 5 3/8 - 2 1/2 =
4) 9- 6 3/10 =
Как будет выглядеть алгоритм вычитания смешанных чисел?
Сначала самостоятельно учащиеся, самопроверка с помощью слайда №6.
Разгрузка
Кабдулинова Анель.
Историческая справка «Знаете ли вы что…»
-Знаете ли вы, где впервые появилось понятие дроби? впервые появилось в Древнем Египте много веков назад.
-А в русском языке это слово появилось лишь в 8 веке.
-В первых учебниках математики (в17 веке) дроби назывались «ломаные числа». Так как слово «дробь происходит от глагола «дробить» -разбивать, ломать на части.
-А знаете ли вы, что современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, его стали использовать и арабы, а от них в 12-14 веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дроби не использовалась дробная черта, оно стала использоваться около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распростронять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писателя Леонардо Фибоначи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово «дробь». Название числитель и знаменатель ввел в 12 веке Максим Плануд –греческий монарх, ученый математик. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
7. Закрепление по слайдам.
Мы договорились говорить о самом – самом. Решив примеры мы узнаем об этом.
Слайд №7.Самая яркая звезда.
7 1/3 - 5 1/4 =
(Сириус)
Слайд №8. Самое чистое озеро.
1-( 5/9 + 1/4) =
(Байкал)
Слайд №9. Самая необычная птица.
(9 12/25 - 8 16/25) + 4 17/25 =
(Оляпка)
Слайд №10. Самое быстрое животное.
7 13/15 - (2 7/15+ 3 4/15 )=
(Гепард)
8.Самостоятельная работа.
Слайд №11.
1 вариант
18 5/17 - 3 2/17 =
7 5/6 - 4 2/3 =
11 7/15 - 6 2/3 =
2 вариант
6 9/11 - 3 7/11 =
4 5/6 - 2 5/12 =
9 3/10 - 4 3/5 =
Какие ответы получились? (записать на доске)
9.Итоги урока.
Чем занимались на уроке?
Что изучили?
Как вычитать смешанные числа?
Если числитель первой дроби меньше числителя вычитаемого, что мы делаем?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Назовите получившиеся числители (6,3,1,4,2,5,7)
Слайд №10. Пирамида.
Каким буквам соответсвует
Ч Е Л О В Е К
Что можем сказать о человеке?
Что это самое совершенное существо на Земле. Уникальный организм умеющий мыслить, думать, чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать. Единственный житель Земли, который может дать анализ прошлому и планировать будущее.
И я хочу закончить урок словами великого Толстого.
Слайд №11.
«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе! Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Желаю чтобы числитель вашей жизни был всегда как можно больше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мы умеем складывать и отнимать дроби, складывать смешанные числа. Отнимать от целого числа дробное. А что мы не умеем делать?
Итак, тема урока «Вычитание смешанных чисел»
Записать в тетрадях число и тему урока.
По аналогии со сложением смешанных чисел, с вычитанием из целого числа дробное, можем самостоятельно вывести правила вычитания смешанных чисел.
Примеры: 1) 5 - 2 =
2) 6 - 3 =
3) 5 - 2 =
4) 9- 6 =
Как будет выглядеть алгоритм вычитания смешанных чисел?
Сначала самостоятельно учащиеся, самопроверка с помощью слайда №6.
Разгрузка
Кабдулинова Анель.
Историческая справка «Знаете ли вы что…»
-Знаете ли вы, где впервые появилось понятие дроби? впервые появилось в Древнем Египте много веков назад.
-А в русском языке это слово появилось лишь в 8 веке.
-В первых учебниках математики (в17 веке) дроби назывались «ломаные числа». Так как слово «дробь происходит от глагола «дробить» -разбивать, ломать на части.
-А знаете ли вы, что современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, его стали использовать и арабы, а от них в 12-14 веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дроби не использовалась дробная черта, оно стала использоваться около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распростронять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писателя Леонардо Фибоначи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово «дробь». Название числитель и знаменатель ввел в 12 веке Максим Плануд –греческий монарх, ученый математик. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
7. Закрепление по слайдам.
Мы договорились говорить о самом – самом. Решив примеры мы узнаем об этом.
Слайд №7 .Самая яркая звезда.
7 - 5 =
(Сириус)
Слайд №8. Самое чистое озеро.
( +) =
(Байкал)
Слайд №9. Самая необычная птица.
(9 - 8) + 4 =
(Оляпка)
Слайд №10. Самое быстрое животное.
7 - (2 + 3)=
(Гепард)
8.Самостоятельная работа.
Слайд №11.
1 вариант
18 - 3 =
7 - 4 =
11 - 6 =
2 вариант
6 - 3 =
4 - 2 =
9 - 4 =
Какие ответы получились? (записать на доске)
9.Итоги урока.
Чем занимались на уроке?
Что изучили?
Как вычитать смешанные числа?
Если числитель первой дроби меньше числителя вычитаемого, что мы делаем?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Назовите получившиеся числители (6,3,1,4,2,5,7)
Слайд №10. Пирамида.
Каким буквам соответсвует
Ч Е Л О В Е К
Что можем сказать о человеке?
Что это самое совершенное существо на Земле. Уникальный организм умеющий мыслить, думать, чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать. Единственный житель Земли, который может дать анализ прошлому и планировать будущее.
И я хочу закончить урок словами великого Толстого.
Слайд №11.
«Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе! Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Желаю чтобы числитель вашей жизни был всегда как можно больше.
Самоанализ урока
Класс сильный. Одна ученица (Крылова Н.) имеет удовлетворительные оценки по предмету. Три ученицы: Кабдулинова А., Баркова Е., Краснобаева А. занимаются на отлично. Остальные учащиеся: Акулов А., Кочетова Д., Кенжибаева Д. являются хорошистами.
Данная тема последняя в теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». Дальше 2 урока отведено на закрепление, 1 урок на общее решение задач и контрольная работа.
Объяснение темы я провела по технологии деятельностного подхода учащихся, когда учащиеся усваивают новую тему в сравнении и по аналогии с предыдущими темами, сами выводят правила вычитания смешанных чисел по образу и подобию с предыдущим материалом. Так как дети еще маленькие, на первом этапе сосредоточила их внимание решением анаграммы. Применение компьютера облегчило в плане выполнения наглядности.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная работа.
Обязательное решение у доски с комментированием, самостоятельная работа, составление алгоритм - как дополнительная активизация мыслительной деятельности.
Слайда с картинками для повышения интереса к предмету, чтобы не были только примеры. В этих же заданиях осуществлялась связь с предметами: биологией, географией , астрономией, литературой.
Методы применяемые на уроке: объяснительно –иллюстративные, словесные, частично-поисковые.
Воспитательный аспект: в конце урока особо подчеркнула значимость человека на Земле, каким нужно быть в жизни через слова Л.Н.Толстого.