Формировать представление о составе числа 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов.Учить сравнивать числа и решать простые задачи. Повторить знание геометрического материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Числа 1- 10. Состав числа 10. Закрепление по теме.
Цели урока :
формировать представления о числе 10 и умения соотносить их с цифрами и количеством предметов, формировать навык письма цифры 10; определять состав числа 10; учить сравнивать числа и решать простые задачи, повторить знание геометрического материала;
Развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь, формировать способность выделять главное, развивать умение работать в паре, группе;
Воспитывать интерес к знаниям, опираясь на занимательный игровой материал, самостоятельность, трудолюбие.
Задачи урока направлены на формирование и развитие УУД:
личностные действия:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
мотивация к творческому труду, к работе на результат;
регулятивные действия:
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
устанавливать аналогии и причинно- следственные связи, строить рассуждения, делать выводы;
коммуникативные действия:
оценивать себя, границы своего знания незнания;
работать в паре и оценивать товарища.
Оборудование: парусник, предметные картинки героев сказки, карточки для работы в паре, веер цифр, геометрический материал, рабочая тетрадь, образцы цифр, устный счёт, видеозапись мультфильма.
Ход урока
I.Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок.
-Ребята вы все прекрасно знаете, что сова- мудрая птица и сегодня на уроке математике мы вместе с ней будем не только закреплять сложения и вычитания в пределах 10, но и узнаем много нового и интересного. И Совунья хочет быть уверена в том, что вы ребята ее не подведете и на протяжении всего урока будете примерными и умненькими.
II.Сообщение темы и целей
-Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по городу чисел, там нас ждут необычные задания и интересное знакомство.
-На свете есть много разных тайн. Я хочу, чтобы вы сегодня открыли для себя новую тайну чисел.
А я предлагаю начать наш урок с математической разминки.
II.Повторение изученного материала.
1.Разминка
-Сколько глаз у одной кошки?
-Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой? А всего?
-На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
-Какой сейчас месяц?
2. Задачи в стихах
а) На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
в) — Вышел Зайчик на крылечко и увидел:
На берёзе 3 синички Продавали рукавички. Прилетело ещё 5. Сколько будут продавать? (8).
г) Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Один ушёл в кровать ложиться,
А скольким еще не спится? (6)
д) 6 орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)
3.«Мозговой штурм»
С помощью веера покажите число:
следующее за числом 8,
число, стоящее перед числом 7,
число, которое стоит между числами 3 и 5,
увеличьте 7 на 1,
увеличьте 5 на 1,
уменьшите 10 на 1,
уменьшите 4 на 1,
какое число меньше 3 на 1,
какое число больше 9 на 1,
4.Загадки о цифрах.
*Я -в озере лебёдка, длинношеяя молодка. (2)
* Я четвёртою стою между цифрами в строю. (4)
* На одной ноге в болоте вы меня легко найдёте. (1)
* Летом траву я кошу на лугах,
Зимой я- на гвозде в сенях. (7)
*Я отлично потрудилась-
В мягком кресле развалилась. (5)
*Я горбатая старушка или стружка –завитушка. (3)
*Я же будто Ванька – встанька как меня не наклоняй – ка (8 )
*6 через голову перекатилось и новая цифра у вас получилась. (9)
Змейкой ползу я на сучок, ловко цепляюсь я словно крючок. (6)
(2, 4. 1, 7, 5. 3. 8, 9, 6.)
5. Работа в парах ( поставить знаки + или - ) Проверка
III.Определение темы и цели урока.
1.Загадка.
Есть у меня работники-
Во всём помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток
-Что это ? (пальцы)
-Десяток – это сколько ? (10)
-О каком числе идёт речь ? Что у человека связано с числом 10 ?
Десяток стал основой десятичной системы счисления, которой пользуются во всем мире. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками. Например, ваши мамы покупают яйца по 10 штук, то есть десятками. -Кто сможет посчитать десятками?
- Расскажите, что вы уже знаете об этом числе?
(10 – самое первое, самое маленькое двузначное число.)
-Из каких цифр состоит это число?
2.Знакомство с цифрами 1 и 0, как составные числа 10.
История про 0 и 1. ( Инсценирование)
Сказал весёлый круглый ноль соседке единице:
-С тобою рядышком позволь стоять мне на странице!
Она окинула его сердитым гордым взглядом.
-Ты- ноль не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом.
Ответил ноль:
-Я признаю. Что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью.
Коль буду я с тобою.
Так одиночка ты сейчас,
Мала и худощава .
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа!
-Чем отличается запись числа 10 от записи других чисел? Оно пишется в двух клетках. -Мы с вами умеем писать цифру 10.
3.Работа в тетради. Письмо цифры 10. (Учитель показывает написание числа 10 на доске)
IV. Изучение состава числа 10
-Рассмотрите внимательно рисунок. Сосчитайте всех героев сказки, подумайте и сделайте вывод, смогут ли они все плыть на паруснике, если он может взять на борт только 10 пассажиров?
1.Чтение отрывка из сказки про Козленка, который учился считать до 10.
«Они мчались сломя голову, не разбирая дороги, и добежали так до речки. А у причала стоял небольшой парусник. На борту парусника они увидели Петуха, Пса, Барана и Кота. Петух был капитаном, Пес – боцманом, Баран – юнгой, а Кот – корабельным поваром. - Остановитесь! – закричал Петух, увидав животных, которые неслись не чуя под собой ног. Но уже было поздно. Козленок оттолкнулся копытцами от причала и прыгнул на борт парусника. За ним бросились все остальные. Парусник покачнулся, заскользил по воде, и его понесло на самое глубокое место реки. Ох и перепугался же Петух! -Ку-ка-ре-ку! На помощь! – закричал он не своим голосом.- Парусник тонет! Все так и затряслись от страха! А Петух опять закричал громко-прегромко:- Кто из вас умеет считать?- Я умею, - сказал Козленок.-Тогда пересчитай всех нас поскорее! Парусник может выдержать только 10 пассажиров.- Скорее считай, скорее!- закричали все хором. И Козленок начал считать:- Один-это я, два – это Петух, три -это Бык, четыре- это Свинья, пять- это Конь, шесть – это Кролик, семь – это Кот, восемь – это Пес, девять –это Баран и десять – это Попугай. - Ура Козленку! Ура-а-а-а! – закричали тут все в один голос. Потом пассажиры переправились через реку и сошли на берег. А Козленок с тех пор и остался на паруснике. Он теперь работает там контролером. И всякий раз, когда Петух сажает на свой парусник зверей, Козленок стоит у причала и считает пассажиров»
-Чему учит нас эта сказка? (Надо учиться считать. От этого умения зависит даже жизнь.) -Однажды парусник набрал пассажиров и отправился в плавание. Вдруг налетел ветер, и начался шторм. Звери перебегали с одного борта парусника на другой. Кораблик клонился то на одну сторону, то на другую.
Игра «Живые числа». -Если Петух будет стоять слева, то сколько зверей останутся справа? (10- это 1 да еще 9) -Если слева к Петуху встанет свинья, то сколько зверей будет справа? (10- это 2 да еще 8) -Теперь к Петуху и свинье присоединится лошадь. Сколько зверей справа? (10 это 3 да еще 7) -Слева стоят Петух, свинья, лошадь и корова. Сколько зверей справа? (10 это 4 да еще 6) -И тут Петух сказал: Нам надо разделиться, встать по разные стороны парусника, чтобы он не утонул. -Как надо встать героям, чтобы парусник находился в равновесии и не утонул? (5 и 5).
Физминутка
V.Закрепление нового материала
1. Работа по учебнику
-Какой учебник мог бы сделать такую рекламу себе ?
Учу считать ,
Учу решать
И думать и соображать ? (математика)
- Откройте учебник с.62
Как нет на свете без рожек козлов,
Как нет на свете без ножек столов,
Котов без усов ,без панцирей раков,
Так нет в математике чисел без знаков.
Сравнение чисел ( запись на доске и в тетрадях)
2.Игра « День и ночь».
Все дети «спят» и «просыпаются» тогда, когда при сложении двух чисел у вас получается число 10.
А теперь давайте решим задачи:
В парке маленький Антошка
Нашел 9 желудей.
Один бросила в ладошки
Бабушка ему скорей.
Сколько желудей в ладошке
Сейчас у нашего Антошки
Было в детском магазине
Девять кукол на витрине.
Куколку одну купили
Папа с мамою для Лили.
Сколько кукол на витрине
Осталось в детском магазине?
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупке сидят,
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Сосчитай поточней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят,
У наседки моей?
3. Работа в тетради с печатной основой (с.38)
-Расставить цифры по местам
- Составить примеры на сложение (проверка)
VI. Работа по карточкам -Заполните состав числа 10 ( проверка с доской)
VII. Рефлексия. Итог урока
-Какую тайну вы открыли для себя? Необходимо разместить свою 10 на лесенке успеха.
-У вас на парте » лесенка успеха», разместите число 10 на лесенке успеха.
-Если урок прошел удачно, то на верхних ступеньках, а если возникли трудности –на нижних ступеньках.