Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа с.Сухой Карабулак Базарно – Карабулакского района Саратовской области»
1 класс
Математика
Урок – путешествие по сказке
«Колобок»
Тема урока : «Состав числа 10»
Учитель начальных классов
1квалификационной категории
Шентерякова Галина Михайловна
2013- 2014 уч.г.
Образовательная система "Планета знаний"
Урок математики в 1-м классе по теме "Состав числа 10"
Форма урока: урок-путешествие
Цели и задачи урока:
• закрепить знания, приобретённые детьми при изучении нумерации чисел от 1 до 10;
• совершенствовать вычислительные навыки, взаимосвязь между частью и целым, компонентами и результатами действий;
• проверить умение различать геометрические фигуры;
• продолжать готовить детей к составлению и решению задач;
• закрепить пространственные представления (слева, справа, вверху и т.д.);
• помочь уч-ся усвоить получение и состав числа 10.
Коммуникативные УУД
Формируем умение слушать и понимать других.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.
Познавательные УУД
Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Регулятивные УУД
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД
Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Формируем общее представление о моральных нормах поведения.
Формируем чувство сострадания и сопереживания.
Формируем интерес к устному народному творчеству.
Оборудование учебник « Математика» для 1 класса М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой; рабочая тетрадь №1 к учебнику; презентация ;герои сказки "Колобок"; магнитные карточки с цифрами от 1 до 10; карточки с изображением геометрических фигур.
Сценарий урока
Орг. Момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт полезный урок.
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать. (слайд 1)
Психологический настрой.
– А теперь повернулись друг к другу, взялись за руки и повторяем за мной:
«Будем мы с тобой дружить,
Математику любить,
Будем правила учить,
Нам без знаний трудно жить»
У нас в гостях солнышко, оно дарит нам тепло и свет , вместе с нами будет радоваться нашим успехам. (слайд 2)
Введение в урок.
Сегодня мы не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?
Дети: - Колобок! ( Вывешиваю портрет Колобка на доску.)
– Ребята, я как-то читала внучке сказку про колобка и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло.
– Что обычно побеждает в сказках? ( Добро.)
– А в сказке «Колобок»? ( Зло.)
– Как вы думаете, почему?
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.
– Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.
Актуализация опорных знаний .
Захотелось бабке с дедом
Колобок испечь к обеду.
Вот испекся Колобок,
Разрумянен правый бок.
Бабка колобок взяла,
На окошко понесла.
Колобок лежит, мечтает,
Звезды на небе считает.
- Посчитаем вместе с ним.(поиграем с мячом).
Повторение разбиения на группы и состава чисел.
Чётные и нечётные числа.
– Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?
Надоело Колобку
На одном лежать боку.
И решил он погулять,
Еще больше мир узнать.
Повторение приёма сложения вида +1.- Помогите Колобку скатиться с лесенки. Сначала вспомните, какое число получается при прибавлении 1? (Следующее за данным числом.)
5. Постановка проблемы. Открытие нового знания. (СЛАЙД 3)
По тропинке он бежит,
Заяц на тропе сидит.
Говорит ему Косой:
«Колобок, а ну постой.
Я тебя бы сразу съел,
Да ведь ты же поумнел.
Ты с числом всех новым
Познакомь, попробуй!»
1) Образование числа 10.
- Какое число получим, если к 9 прибавим 1? ( Следующее – 10)
- Как получили число 10? (9+1).- Запишем в тетради ( и на доске) 1 + 9 = 10 9 +1 = 10.
- Что происходит при перестановки слагаемых? (Сумма не изменяется.)
2) Работа с учебником на с.94, №2. Повторение состава числа 10.
- Как составлено число 10 на каждом рисунке? Запишите к каждому рисунку
равенство . (стр.55 в рабочей тетради)
Физкультминутка
Руки к солнцу подставляем,
С солнцем в прятки поиграем.
Солнце светит нам с утра,
На зарядку нам пора.
Колобка будем спасать,
Не дадим ему пропасть.
Друга выручим всегда,
Ведь на то мы и друзья.
6. Определение темы урока. Постановка целей
– Проанализируйте выполненное задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня?
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
- Изучим состав числа 10; закрепим навык счёта в пределах 10, взаимосвязь между частью и целым, умение сравнивать числа и выражения.
7. Закрепление нового материала.
Число и цифра 10.
– Чем запись числа 10 отличается от остальных известных нам чисел? (используем две цифры)
– 1 – очень важное число. Каждый человек в мире уникальный, единственный. Одна мама у ребенка, одно солнце на небе. Но это число часто грустит. Грустно человеку жить одному. Да и нолю одному несладко.
Если слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!
Сумма слагаемых в математическом доме №10 ,конечно, равна 10.
-Угадайте недостающие слагаемые. Задание №3 учебника поможет вам в этом.
– Ребята, а чего у человека в количестве 10?
– Давайте проверим.(№1 стр.94)
8. Физкультминутка
- Отгадайте загадку Колобка о нашей физкультминутке.
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток. (Пальцы.)
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С третьим братцем щи варил,
А с четвертым кашу ел,
С пятым братцем песни пел
Шестой братец в лес пошел,
А седьмой грибок нашел,
Восьмой братец чистить стал,
Брат девятый жарить стал,
А десятый сам все съел,
Потому и потолстел.
9. Первичное закрепление, повторение пройденного материала.
– А Колобок катится дальше по тропинке.(слайд4)
Колобка волк увидал,
Облизнулся и сказал:
Чтоб несъеденному быть,
Надо равенства решить.
Все числа без сомнения
Подставь без промедления.
Работа по учебнику и в тетради.( №4 стр. 94 )
Вы запомнили состав числа10? Давайте проверим. Заполните самостоятельно окошечки . (№6 стр.95).Проверка самостоятельной работы
по слайду №5.
Колобок вперед бежит,(слайд 6)
А на пне медведь сидит.
Колобка он увидал,
Облизнулся и сказал.
Будет мне обед! Удача!
Если не решишь задачу.
Задачки у медведя – ах!
Не простые, а в стихах!
- Ребята, поможем Колобку.
а)Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело? ...
Уч-ся:2.
б)Три зелёные лягушки
Сидели на опушке.
Одна им подмигнула
И в озеро нырнула.
Сколько лягушек
осталось на опушке?
Уч-ся: 2.(слайд 7)
Ой, Колобка лиса поймала
Облизнулась и сказала:
«Съем тебя сейчас я,
Будет лисе счастье.
Но, если выполнишь заданья,
Я отсрочу наказанье.
Испытанье мне назначить разрешу,
И домой тебя живого отпущу».
- Если знаки поставим верно, Лисицу хитрую будем на смекалку испытывать! Договорились?
( Учащиеся расставляют знаки между числами и выражениями.)
10…1 0…10 10…9
10 …10-1 10…9+1 8+2…10
Решение задач-смекалок.
Колобок наш умным стал,
Лисе загадку он задал.
Тут лисе уж не схитрить,
Не смогла ее решить.
- Колобок укатился от Лисы. А вы, ребята, сможете решить задачки, нерешённые Лисой??
а) Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: "Га-га-га!"
Тут хозяйка позвала их:
– Есть хотите?
– Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться
Сколько же осталось птицы?
(Нисколько.)
б) Слон на обед съел корзинку бананов,
Пару корзинок грибов со сметаной,
Яблок корзинку, корзинку галет.
Сколько корзинок он съел на обед?
(Ни одной, потому что корзины несъедобные.)
Самостоятельно №1 в рабочей тетради. стр55.Объедини в пары так, чтобы
в сумме было 10.
(Проверка по слайду 8).
Задание №8.(устно). Развитие пространственного мышления.(слайд 9 ).
Из каких многоугольников сложена звезда?
Какой многоугольник получится, если стереть все линии внутри звезды? (слайд 10)
10. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
- Какое задание запомнилось больше всего?
- Как получили число 10?
11. Рефлексия (слайд 11)
– Вспомните сегодняшний урок. Если он принёс вам знания и поможет в дальнейшем и у вас хорошее настроение, поднимите руку. Думаю, что урок удался! Колобок говорит вам «Спасибо!» , а я говорю вам «Молодцы!»
12. Награждение медалями «За спасение Колобка».
- За ударный труд – награда – медаль «За спасение Колобка»