Просмотр содержимого документа
«Случаи сложения +5»
Математика
Урок №___________
Дата____________
Класс _______
Тема: Случаи сложения ….+5
Цель урока: рассмотреть случаи сложения 6+5, 7+5, 8+5, 9+5.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1. Образовательные:
- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);
- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других; - оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
Личностные:
- самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: презентация, слова, звёздочки, части ракеты, карточки, ракета, аудиозапись, примеры на карточках, карточки для индивидуальной работы и для работы в парах, предметные картинки.
Ход урока
I.Орг. момент урока, настрой на урок (Слайд)
1.Прозвенел звонок
Начинается урок
Слушайте, запоминайте
Ни минуты не теряйте
Постарайтесь всё понять
И внимательно считать.
Мы-умные!
Мы-дружные!
Мы- внимательные!
Мы- старательные!
Мы в 1-м классе учимся!
Всё у нас получится!
2.Голос (аудиозапись – взлёт космического корабля): Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 ч 02 мин. Передаём сообщение ТАСС о первом полёте человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом – космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Ю. А. Гагарин.
А вы, ребята, хотели бы побывать в космосе?
А на чем бы вы полетели в космос? (на ракете)
Кем вы будете сегодня на уроке? (космонавтами) (Слайд)
Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Его мы построим вот из таких деталей, которые лежат у вас на партах. Но сможет полететь только тот, кто правильно и быстро будет считать, кто будет внимательным.
А как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт. (сильный, здоровый, сообразительный, смелый, находчивый, помогать другим, быть целеустремленным, соблюдать дисциплину).
Итак, ребята, наша цель: успеть построить космический корабль для полета в космос за урок. Иначе полет задержится.
Каждая деталь – задание. Начнём строить ракету.
Это - носовая часть - называется ОБТЕКАТЕЛЬ (слово вывешивается на доску). Готовы? Итак, поехали!
II. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.
-Прежде чем мы отправимся в полёт, давайте повторим правила посадки при письме, а затем откроем тетради, запишем число, классная работа.
1.- На минутке чистописания мы с вами добрались до цифры 5. Вспомним, как её писать! Вертикальный ставь штришок, От него веди кружок, Сверху хвостик небольшой – Цифра 5 перед тобой! Вспомнил, как её писать, Чтоб пятёрки получать?
- Давайте красиво пропишем эту цифру в тетрадочках. Она нам сегодня ещё пригодится.
2. Математический диктант:
- Какое число при счёте следует за числом 11;
- Если из числа вычесть то же число, сколько получится;
- На сколько 10 больше 6;
- Какое число увеличили на 1, если получили 20;
- Какое число стоит между числами 5 и 7;
- Самое маленькое однозначное число.
(Ученики записывают ответы. Двое учеников работают на закрытых досках.
Проверяем: 12, 0, 4, 19, 6, 1.
- Какая здесь закономерность?
-12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил полёт вокруг земного шара. (Слайд )
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ.
На доске: 8+3 9+5
7+4 8+5
9+2 7+5
8+4 6+5
Что это? (суммы, выражения, примеры)
Почему выражения записаны в 2 столбика? (1 столбик – знаем, как решать и умеем выполнять, 2 столбик – еще не знакомы).
Так какая тема урока? Назовите. (Сложение однозначных чисел с переходом через 10, когда одно из слагаемых число 5. - Название темы на доске)
Мы научились прибавлять 2, 3, 4. Найдите значения выражений 1-го столбика.
Сегодня научимся прибавлять 5.
Подумайте, какой главный вопрос перед собой поставите, на который мы могли бы дать ответ. ( Как сложить два однозначных числа, одно из которых 5 и когда результат больше 10).
Это мы должны узнать.
А что мы должны уметь? (научиться решать примеры такого вида)
Научимся решать их, а где их применять будем? (при решении задач, при сравнении, в следующих классах, на других уроках).
Итак, задачи на урок каждый из вас определил.
Посмотрите на 2-й столбик (9 + 5; 8 + 5; 7 + 5; 6 + 5) и скажите, какие наши знания и умения понадобятся сейчас? (состав числа 5, дополнить до 10).
-Чтобы подняться на ракету, нужно выполнить задание, которое у вас на парте.
Игра “Найди пару” Слайд ( самопроверка)
Учащиеся соединяют числа так, чтобы в сумме получилось число 10.
9
4
6
5
7
1
5
3
8
2
(Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава числа 10.)
- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (состав числа 10)
Состав числа 5.(на доске)
Проверим: 5 – это 2 и сколько?
5 – это 3 и сколько?
5 – это 4 и сколько?
5 – это 1 и сколько?
Вот теперь можно лететь! Космонавты! Во время полёта будьте очень внимательны!
- Кто знает значение слова иллюминатор?
(Читают и объясняют значение слова иллюминатор.)
Игра “Открой иллюминатор”.Слайд ( самопроверка)
- Открыть иллюминаторы, нам поможет задание
Заполнить пустые клеточки.
11
9
8
4
6
12
9
4
7
Составить с числами примеры на нахождение суммы.
9+2 =11
9+3 =12
8+3 =11
8+4 =12
7+4 =11
7+5 =12
6+5 =11
Итак, на этом 1-й этап работы закончился. Кто считал без ошибок или допустил 1-2 ошибки, и если вы старались думать, положите перед собой носовую часть корабля. Я считаю, что вы справились с заданием, и тоже выкладываю эту часть корабля.
VI. ПЕРВИЧНОЕ ОСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
-Переходим к следующему этапу сбора корабля – КОРПУС – удлиненная часть (вывешиваю слово)
- Посмотрим в наши иллюминаторы. Сколько в космосе загадок и неоткрытых тайн. Попробуем разгадать некоторые из этих тайн.
1. Практическая работа. ( дети работают индивидуально с кружочками и квадратами на парте, выкладывая 9 кружочков и 5 квадратов в 2 ряда)
- Сколько синих кружков?
- Сколько нам надо прибавить красных?
- Как мы будем прибавлять 5 к 9?
- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?
- Значит, на какие части разложим число? Почему?
- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?
Запишем в тетради этот пример.
(На доске карточка с этим примером) Слайд
- Вспомним последовательность решения таких примеров:
1) Дополняем до 10.
2) Прибавляем оставшуюся часть.
- Рассуждая так же, объясним, как будем к 8 прибавлять 5.
Физкультминутка.
Космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку. Даже в полете они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами проведем спортивную минутку, чтобы снять усталость.
VII. Первичное закрепление
1.Работа по учебнику стр. 68.
- Рассуждая так же, вычислим 7+5, 6+5.
Примеры сразу записываем в тетрадь, обводим в рамочку. Запомнить!
V. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
а) Запоминание таблицы.
Прочитать разными способами.
Сумма каких чисел равна 11? 13? 12? 14?
11 – это 6 и сколько?
13 – это 5 и сколько?
Какое число увеличило на 5, если получили 14? 12? 11? 13?
К какому числу прибавили 5, если получили 13? 12? 14?11?
Дети 1 варианта закрывают равенства и рассказывают соседу по парте.
Поменялись ролями.
б) Самооценка.
Кто запомнил таблицу прибавления на 5, положите СОПЛО – часть трубы, которая предназначена для увеличения скорости и определенного направления вытекающей струи газа.
Молодцы! Вы сами открыли удобный способ сложения однозначных чисел, одно из которых – 5. Я рада, что вы проявили сообразительность.
Самооценка
Кто научился прибавлять 5, положить перед собой ниже носовой части корпус корабля.
1. Работа с учебником.
а) Примеры№1
- Сколько всего прибавили к 8? Сделайте вывод? Как прибавляли?
К 8 сначала прибавили 2, получили 10, а потом ещё 6. Результат 16.
- К 8 прибавили 8. Значит к 8 + 8 =16)
б) Решение задачи №3 на стр.68.
Разбираем первый способ решения задачи. Слайд
3. Наше путешествие подходит к концу.
Чтобы приземлиться, экипажам нужно выполнить последнее задание.
в) Игра “ Летим домой” Слайд
- Соединить выражение со значением.
(Если дети выполняют правильно, то у них должна получиться модель ракеты)
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Из полёта возвратились, мы на землю приземлились.
- Какие задачи мы ставили перед уроком?
- Удалось нам решить поставленные задачи?
если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёную звёздочку с неба;
если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – жёлтую;
ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красную.