Просмотр содержимого документа
««Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».»
Конспект урока по математике
для учащихся 5 классов
Средних общеобразовательных учреждений
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Составитель: Гордеев В.В. учитель математики
Москва 2016г.
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Обучающая: изучить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Задачи: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.
Учащиеся должны знать: правила сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Учащиеся должны уметь: выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Методы обучения: индуктивно-репродуктивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с диктантом, учебник.
Литература:
Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин и др. – 24 изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008. – 280с. : ил.
Нечаев М.Л. Поурочные разработки по математике 5 класс к Виленкину. Изд.: 5 за знания, 2009.
Г.И.Саранцев. Общая методика преподавания математики: учебное пособие для студентов математических специальностей. – Саранск, 1999.
План урока:
Орг. момент (2 мин)
Актуализация знаний (7 мин)
Изучение нового материала (10 мин)
Первичное закрепление изученного материала (20 мин)
Подведение итогов (4 мин)
Домашнее задание (2 мин)
Ход урока.
Организационный момент (слайд 2).
Учитель:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих.
Актуализация знаний. (Слайд 3).
Учитель:
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
Учитель: а теперь сделайте небольшой графический диктант сообщите мне, что у вас получится. (раздает карточки с графическим диктантом)
Графический диктант.
Ответ «да» соответствует __, ответ «нет» - ^.
1) В дроби знаменатель 9. 6)
2) Дробь правильная. 7) =
3) Дробь правильная. 8)
4) В дроби знаменатель 5. 9)
5) =
Запись в тетрадях: Да, да, нет, да, да, нет, да, да, да, да.
_ _ ^ _ _ ^ _ _ _ _
Ученики: Получилось: Да, да, нет, да, да, нет, да, да, да, да. (выходит нарисовать ответ на доске графически.
Запись на доске: _ _ ^ _ _ ^ _ _ _ _
Учитель: Пройденный материал мы повторили, а теперь переходим к изучению новой темы урока.
Изучение нового материла
Учитель: Запишите число и новую тему урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 4)
Пришли в гости к зайцу на званный обед Простак и Незнайка, на десерт решил заяц угостить их яблоками из своего сада. У зайца было 10 яблок. Это сколько долей?
Ученик: 10 яблок- это .
Учитель: А теперь посмотрим, как заяц угощал своих гостей.
Сначала заяц на тарелку Простока и Незнайки положил 2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть яблок: + = =
Запись в тетрадях: + = =
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 5).
Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так:
Запись на доске :
Записьв тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей :
Учитель: (Слайд 6) У зайца было 10 яблок. На тарелку положил 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть яблок: - = =
Запись в тетрадях: - = =
Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд 7).
Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя у3меньшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: С помощью букв правило вычитания можно записать так:
Запись на доске:
Запись в тетрадях: Правило вычитания обыкновенных дробей:
Первичное закрепление изученного материала (Слайд 8)
Решение задач. Работа по учебнику:
Стр. 156, №1005.
Из помидоров массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата?
Учитель: Внимательно прочитайте условие задачи. И ответьте на вопросы: какова масса помидоров? Какова масса огурцов? Как найти массу салата?
Ученики: масса помидоров кг, а масса огурцов кг. Чтобы найти массу салата, надо сложить массу помидоров с массой огурцов.
Учитель: Верно. Теперь запишите решение на доске и в тетрадях. (вызывается ученик к доске.)
Запись на доске и в тетрадях:
№1005.
Дано: m1= кг. – масса помидоров, m2=кг. – масса огурцов.
Найти: m кг – массу салата.
Решение.
m1+m2=m
+ =
Ответ: кг.
Учитель: а теперь давайте решим задачу под номером 1006.
Стр. 156, №1006.
Масса станка равняется т., а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой.
Учитель: Прочитайте условие и скажите, чему равна масса станка? Чему равна масса упаковки? Как найти массу станка с упаковкой?
Ученики: масса станка равна т., а масса его упаковки т. Чтобы найти массу станка с упаковкой, нужно прибавить к массе станка массу его упаковки.
Учитель: правильно, а теперь запишите решение задачи в тетради. (Вызывает ученика записать решение на доске).
Запись на доске и в тетрадях:
№1006.
Дано: m1=т. – масса станка, m2=т. – масса его упаковки
Найти: m т. – массу станка вместе с упаковкой.
Решение
m1 + m2 = m
Ответ: т.
Физкультминутка (в форме «релаксация» под музыкальное сопровождение) (Слайд 9).
Учитель: Закройте глаза. Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Представьте на ножке розы маленького муравья. Он выползает из темной зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей выползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика каждого листика на своем пути и достигая в конце концов цветка. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь.
Работа по учебнику (Слайд 10):
Стр. 156, №1009.
За два дня засеяли поля. В первый день засеяли поля. Какую часть поля засеяли во второй день?
Учитель: а теперь приступим к решению следующей задачи №1009. прочитайте условие. Какую часть поля засеяли за два дня? Какую часть поля засеяли в первый день? Как узнать, какую часть поля засеяли во второй день?
Ученики: За два дня было засеяно поля. В первый день засеяли поля. Чтобы узнать, какую часть поля засеяли во второй день, нужно вычесть из того, что было засеяно за два дня, часть поля, которую засеяли в первый день.
Учитель: Хорошо. Запишите это решение к себе в тетради и сообщите мне ответ.
Запись в тетрадях:
№1009.
Дано: - засеяно за два дня, - засеяно в первый день.
Найти: сколько засеяно во 2ой день.
Решение.
Ответ:
Ученики: Во второй день засеяли частей поля.
Учитель: Правильно. А теперь выполните действия из номера 1011 самостоятельно у себя у тетрадях, и прокомментируйте свое решение.
(стр. 157, № 1011)
Запись в тетрадях:
а) д)
б) ; е) ;
в) ; ж) ;
г) ; з) .
Ученики:
а) к четырем седьмым прибавить две седьмых, получаем шесть седьмых, так как, четыре плюс два будет шесть, а знаменатель остается прежним.
б) к одной девятой прибавить шесть девятых, получаем семь девятых, так как один плюс шесть, будет семь, а знаменатель девять, остается прежним.
в, г аналогично.
д) из семи девятых вычесть две девятых, получаем пять девятых, так как, вычитая из семи два, будет пять, а знаменатель девять остается прежним.
е, ж, з – аналогично.
Подведение итогов урока (Слайд 12)
Учитель: На этом уроке мы познакомились с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Расскажите, как выполняется сложение и вычитание дробей.
Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Учитель: А как можно эти правила записать в буквенном виде? (вызывает учеников к доске.)
Запись на доске:
Домашнее задание (Слайд 13)
Учитель выставляет оценки тем, кто отвечал на уроке и задает д/з.
Учитель: А теперь запишите задание на дом. Стр. 161, № 1039, 1041.