kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Задачи урока

1)     обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания  обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний  полученных в ходе изучения темы.

2)    развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие   логического   и пространственного  мышления   учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие  визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

3)    воспитывающие – эстетическое воспитание;  воспитание ответственности, умения работать  в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и  самостоятельности.

 

Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»

Ход урока:

  1. Организационный момент - 2 мин

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что  Я знаю теперь

Чему я буду учиться

Что существуют натуральные числа и дроби

Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.

Как складывать и вычитать…

Или правила сложения и вычитания…

Можно ли с дробями выполнять другие арифметические  действия…

Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

 Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

    Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4   и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.     Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

(слайд).

2. Устная работа. (3 минуты)

А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.

 

Числитель

Знаменатель

 «Вопрос – ответ»       (2 мин)                   слайд

1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите правильные дроби.
  • Назовите неправильные дроби.
  • Назовите дроби с одинаковыми   знаменателями.
  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.

2. Найди лишнее    13/15;  1/2;  4/5;  5;  8/13.      Слайд

 

Задания с взаимопроверкой решают 4  ученика  по отдельным карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанови записи:

 

2 ученика восстанавливают пропущенные слова

1.     Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

2.     Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

3.     Дробь называется правильной, если числитель    ________ знаменателя.

4.     Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

5.     Неправильная дробь __________ правильной дроби.

6.     Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

7.     Правильная дробь _____________ 1.

8.     Неправильная дробь _____________ 1.

 

Объяснение нового материала по презентации (8 мин)

 

1.     Актуализация темы и мотивация темы.

А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7,  можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

Ученики: тоже можно  складывать и вычитать…

Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Постановка проблемы : сложите  3/12+2/12  Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд  про шоколадку)

У нас  1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли  3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

3/12+2/12=5/12

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так: 

Запись на доске :  

Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей: 

Учитель: (Слайд 6) Возьмем  круг, разделим его  на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8

Запись в тетрадях:  

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

 

Физминутка  2 мин

 

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО.     3 мин слайд

 

Найдите и исправьте ошибки, если они есть.  2 мин          слайд

+=3/3

 - =

+=

-=

-=

+=

Итоги урока 3 мин

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить  две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби  с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта.    слайд

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие новые примеры научились решать?

Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями?

Оценки за урок  

Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание:  по желанию – сочинить историю про дроби

Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)

 

             5

           4

          3

Дополнительное задание

Задачи с улыбкой

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

 2 стрижа и 5 угрей.

 Сколько птиц?

Ответь скорей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" »

Урок математики в 5 классе.  Енина Наталья Аркадьевна, учитель математики I категории  МБОУ – ООШ с. Новокривовка Советского района Саратовской области

Урок математики в 5 классе.

Енина Наталья Аркадьевна,

учитель математики

I категории

МБОУ – ООШ с. Новокривовка Советского района Саратовской области

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей .  Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( , , и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.

С самых древних времён у людей появилась

потребность в измерении длин, площадей, углов и

других величин.

Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей .

Первыми в практике людей появились самые

простые дроби ( , , и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.

Запись дробей  с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века.

Запись дробей с помощью числителя и знаменателя

появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века.

Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». Страница одного из первых учебников по математике на русском языке – «Арифметики» Л.Ф.Магницкого. 1703 г.

Понятие «дробь» произошло

от глаголов «раздроблять»,

«разбивать», «ломать».

А в первых русских учебниках

математики

дроби так и назывались – «ломаные числа».

Страница одного из первых учебников по математике на русском языке – «Арифметики» Л.Ф.Магницкого. 1703 г.

В древности и в Средние века учение о дробях  считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики.

Римский оратор Цицерон,

живший в I веке до нашей эры, сказал:

«Без знания дробей никто

не может признаться

знающим

арифметику!»

Разгадайте ребусы Ребус 1 Ребус 2

Разгадайте ребусы

Ребус 1

Ребус 2

5 . 3 . 5 . 7 . 1 . 4 . 1  8, 4, 5, 6, 2, 3, 4.

5 . 3 . 5 . 7 . 1 . 4 . 1

8, 4, 5, 6, 2, 3, 4.

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите правильные дроби.
  • Назовите неправильные дроби.
  • Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.
  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.
13.  1 . 4 . 8 . 15, 2, 5, 5, 13,

13. 1 . 4 . 8 .

15, 2, 5, 5, 13,

Л = Л= Л = Л = Л = 100 мл 500 мл 200 мл 125 мл 250 мл

Л =

Л=

Л =

Л =

Л =

100 мл

500 мл

200 мл

125 мл

250 мл

Восстанови записи: Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого. Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое. Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя. Дробь называется неправильной , если числитель больше или равен знаменателю. Неправильная дробь больше правильной дроби. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Правильная дробь меньше 1. Неправильная дробь больше или равна 1. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Восстанови записи:

  • Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.
  • Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.
  • Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.
  • Дробь называется неправильной , если числитель больше или равен знаменателю.
  • Неправильная дробь больше правильной дроби.
  • Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
  • Правильная дробь меньше 1.
  • Неправильная дробь больше или равна 1.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Цель: Формирование умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.   Задачи:

Цель:

  • Формирование умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

  • Познакомить обучающих с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Развить интерес к математике.
12 12

12

12

3  12 5 12 2 12 = +

3 12

5

12

2

12

=

+

При сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители складываем, а знаменатель оставляем тот же.

При сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители складываем, а знаменатель оставляем тот же.

При вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаем, а знаменатель оставляем тот же.

При вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаем, а знаменатель оставляем тот же.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО .  + Фиалка наскальная  +  - Стерис альпийский Родиола розовая  - Купальница открытая  +  5 25 Мак полярный  5 15

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО .

+

Фиалка наскальная

+

-

Стерис альпийский

Родиола розовая

-

Купальница открытая

+

5

25

Мак полярный

5

15

Найдите и исправьте ошибки, если они есть.

Найдите и исправьте ошибки, если они есть.

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой?  Ребята, которые учатся в музыкальной школе знают, как связаны ноты и дроби.  Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби. 3  4 6  8

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой?

Ребята, которые учатся в музыкальной школе знают, как связаны ноты и дроби.

Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби.

3 4

6 8

Домашнее задание:   ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА СТР.156-157, №218 ИЗ ТЕТРАДИ ТРЕНАЖЕРА  ПО ЖЕЛАНИЮ-СОЧИНИТЬ СВОЮ ОРИГИНАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ПРО ДРОБИ.

Домашнее задание:

ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА СТР.156-157, №218 ИЗ ТЕТРАДИ ТРЕНАЖЕРА ПО ЖЕЛАНИЮ-СОЧИНИТЬ СВОЮ ОРИГИНАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ПРО ДРОБИ.

Человек подобен дроби= числитель есть то, что человек представляет собой знаменатель – то, что он думает о себе. Л.Н.Толстой

Человек подобен дроби=

числитель есть то, что человек представляет собой

знаменатель – то, что он думает о себе.

Л.Н.Толстой

Задача 1  Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,  2 стрижа и 5 угрей.  Сколько птиц? Ответь скорей!

Задача 1

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц?

Ответь скорей!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Енина Наталья Аркадьевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект и презентация по математике на тему: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(104) "konspiektipriezientatsiiapomatiematikienatiemuslozhieniieivychitaniiedrobieisodinakovymiznamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "286747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454396578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока  математики  по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokamatiematikipotiemieslozhieniieivychitaniiesmieshannykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "320049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460996430"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок математики "Действия с обыкновенными дробями, нулем, натуральными и смешанными числами" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(105) "urok-matiematiki-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-nuliem-natural-nymi-i-smieshannymi-chislami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294262"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455627983"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства