kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию.

Задачи урока

1)     обучающие – повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения и вычитания  обыкновенных дробей; контроль и оценка знаний  полученных в ходе изучения темы.

2)    развивающие – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; развитие   логического   и пространственного  мышления   учащихся; развитие навыков работы в паре, группе; развитие памяти; умение анализировать и синтезировать информацию. Развитие  визуальных и тактильных каналов восприятия информации.

3)    воспитывающие – эстетическое воспитание;  воспитание ответственности, умения работать  в коллективе; выявление лидерских качеств учащихся и  самостоятельности.

 

Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет! Кто хочет – всему научится!»

Ход урока:

  1. Организационный момент - 2 мин

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что  Я знаю теперь

Чему я буду учиться

Что существуют натуральные числа и дроби

Что можно делать с дробями( какие действия можно выполнять… можно ли дроби складывать и вычитать…)и т.д.

Как складывать и вычитать…

Или правила сложения и вычитания…

Можно ли с дробями выполнять другие арифметические  действия…

Сегодня наш урок будет посвящен одним «особам». Чтобы догадаться, о чем пойдёт речь, послушайте загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

 Давайте ребята побываем в Историческом зале (1 мин)

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей.

    Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( 1/2, 1/3 , 1/4   и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.     Запись дробей с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века. Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

(слайд).

2. Устная работа. (3 минуты)

А для того, чтобы ответить на вопрос «Из чего состоит дробь?», давайте разгадаем ребусы.

 

Числитель

Знаменатель

 «Вопрос – ответ»       (2 мин)                   слайд

1 Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите правильные дроби.
  • Назовите неправильные дроби.
  • Назовите дроби с одинаковыми   знаменателями.
  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.

2. Найди лишнее    13/15;  1/2;  4/5;  5;  8/13.      Слайд

 

Задания с взаимопроверкой решают 4  ученика  по отдельным карточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанови записи:

 

2 ученика восстанавливают пропущенные слова

1.     Числитель стоит _____чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

2.     Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

3.     Дробь называется правильной, если числитель    ________ знаменателя.

4.     Дробь называется ________________, если числитель больше или равен знаменателю.

5.     Неправильная дробь __________ правильной дроби.

6.     Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ___________ больше.

7.     Правильная дробь _____________ 1.

8.     Неправильная дробь _____________ 1.

 

Объяснение нового материала по презентации (8 мин)

 

1.     Актуализация темы и мотивация темы.

А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?

Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.

Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7,  можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?

Ученики: тоже можно  складывать и вычитать…

Запись на доске и тетрадях: число, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Постановка проблемы : сложите  3/12+2/12  Ребята, скажите мне какая у нас сегодня тема урока и что мы должны научиться делать?

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд  про шоколадку)

У нас  1 шоколадка, она разделена на 12 долей (это сколько, как можем шоколад представить в виде дроби?). взяли  3 доли (т.е. 3/12) , а затем еще и 2 доли (т.е. 2/12). Сколько он дал всего шоколада?

3/12+2/12=5/12

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

Учитель: С помощью букв правило сложения можно записать так: 

Запись на доске :  

Запись в тетрадях: Правило сложения обыкновенных дробей: 

Учитель: (Слайд 6) Возьмем  круг, разделим его  на 8 частей. Как круг можно представить в виде дроби (8/8). 4 доли мы отрезали, сколько осталось? 8/8-4/8 = 4/8, затем мы отрезали еще 3 доли и осталось у него ? 4/8-3/8=1/8

Запись в тетрадях:  

Учитель: А теперь давайте все вместе сформулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (Слайд ).

Ученики: При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

 

Физминутка  2 мин

 

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО.     3 мин слайд

 

Найдите и исправьте ошибки, если они есть.  2 мин          слайд

+=3/3

 - =

+=

-=

-=

+=

Итоги урока 3 мин

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые, учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, нужно сложить  две дроби 1\ 4 + 1/8, эти дроби  с разными знаменателями , на следующем уроке математики вы научитесь складывать такие дроби и сможете найти длину такта.    слайд

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие новые примеры научились решать?

Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями?

Оценки за урок  

Домашнее задание выучить правила на странице 156, 157, № 218 из тетради тренажера, Творческое задание:  по желанию – сочинить историю про дроби

Молодцы, спасибо за урок. Закончить урок я хочу словами Л. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе сам

 

 

 

 

 

 

Оцените свою работу на лестнице успеха (Рефлексия)

 

             5

           4

          3

Дополнительное задание

Задачи с улыбкой

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

 2 стрижа и 5 угрей.

 Сколько птиц?

Ответь скорей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" »

Урок математики в 5 классе.  Енина Наталья Аркадьевна, учитель математики I категории  МБОУ – ООШ с. Новокривовка Советского района Саратовской области

Урок математики в 5 классе.

Енина Наталья Аркадьевна,

учитель математики

I категории

МБОУ – ООШ с. Новокривовка Советского района Саратовской области

С самых древних времён у людей появилась потребность в измерении длин, площадей, углов и других величин. Для получения более точных результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей .  Первыми в практике людей появились самые простые дроби ( , , и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.

С самых древних времён у людей появилась

потребность в измерении длин, площадей, углов и

других величин.

Для получения более точных

результатов меры стали делить на части, что привело к появлению дробей .

Первыми в практике людей появились самые

простые дроби ( , , и т.д.). Лишь значительно позже греки, а затем индусы стали использовать в вычислениях и другие дроби.

Запись дробей  с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века.

Запись дробей с помощью числителя и знаменателя

появилась в Древней Греции, только греки знаменатель записывали сверху, а числитель – снизу. В привычном для нас виде дроби впервые стали записываться в Древней Индии около 1500 лет назад, но при этом индусы обходились без черты между числителем и знаменателем. А черта дроби стала употребляться только с 16 века.

Понятие «дробь» произошло от глаголов «раздроблять», «разбивать», «ломать». А в первых русских учебниках математики дроби так и назывались – «ломаные числа». Страница одного из первых учебников по математике на русском языке – «Арифметики» Л.Ф.Магницкого. 1703 г.

Понятие «дробь» произошло

от глаголов «раздроблять»,

«разбивать», «ломать».

А в первых русских учебниках

математики

дроби так и назывались – «ломаные числа».

Страница одного из первых учебников по математике на русском языке – «Арифметики» Л.Ф.Магницкого. 1703 г.

В древности и в Средние века учение о дробях  считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон, живший в I веке до нашей эры, сказал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику!»

В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики.

Римский оратор Цицерон,

живший в I веке до нашей эры, сказал:

«Без знания дробей никто

не может признаться

знающим

арифметику!»

Разгадайте ребусы Ребус 1 Ребус 2

Разгадайте ребусы

Ребус 1

Ребус 2

5 . 3 . 5 . 7 . 1 . 4 . 1  8, 4, 5, 6, 2, 3, 4.

5 . 3 . 5 . 7 . 1 . 4 . 1

8, 4, 5, 6, 2, 3, 4.

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите правильные дроби.
  • Назовите неправильные дроби.
  • Назовите дроби с одинаковыми знаменателями.
  • Назовите дроби с одинаковыми числителями.
13.  1 . 4 . 8 . 15, 2, 5, 5, 13,

13. 1 . 4 . 8 .

15, 2, 5, 5, 13,

Л = Л= Л = Л = Л = 100 мл 500 мл 200 мл 125 мл 250 мл

Л =

Л=

Л =

Л =

Л =

100 мл

500 мл

200 мл

125 мл

250 мл

Восстанови записи: Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого. Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое. Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя. Дробь называется неправильной , если числитель больше или равен знаменателю. Неправильная дробь больше правильной дроби. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Правильная дробь меньше 1. Неправильная дробь больше или равна 1. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Восстанови записи:

  • Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.
  • Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.
  • Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.
  • Дробь называется неправильной , если числитель больше или равен знаменателю.
  • Неправильная дробь больше правильной дроби.
  • Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
  • Правильная дробь меньше 1.
  • Неправильная дробь больше или равна 1.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Цель: Формирование умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.   Задачи:

Цель:

  • Формирование умений и навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

  • Познакомить обучающих с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Развить интерес к математике.
12 12

12

12

3  12 5 12 2 12 = +

3 12

5

12

2

12

=

+

При сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители складываем, а знаменатель оставляем тот же.

При сложении обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители складываем, а знаменатель оставляем тот же.

При вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаем, а знаменатель оставляем тот же.

При вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями числители вычитаем, а знаменатель оставляем тот же.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО .  + Фиалка наскальная  +  - Стерис альпийский Родиола розовая  - Купальница открытая  +  5 25 Мак полярный  5 15

Вычислите и установите соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу НАО .

+

Фиалка наскальная

+

-

Стерис альпийский

Родиола розовая

-

Купальница открытая

+

5

25

Мак полярный

5

15

Найдите и исправьте ошибки, если они есть.

Найдите и исправьте ошибки, если они есть.

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой?  Ребята, которые учатся в музыкальной школе знают, как связаны ноты и дроби.  Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби. 3  4 6  8

Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой?

Ребята, которые учатся в музыкальной школе знают, как связаны ноты и дроби.

Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби.

3 4

6 8

Домашнее задание:   ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА СТР.156-157, №218 ИЗ ТЕТРАДИ ТРЕНАЖЕРА  ПО ЖЕЛАНИЮ-СОЧИНИТЬ СВОЮ ОРИГИНАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ПРО ДРОБИ.

Домашнее задание:

ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА СТР.156-157, №218 ИЗ ТЕТРАДИ ТРЕНАЖЕРА ПО ЖЕЛАНИЮ-СОЧИНИТЬ СВОЮ ОРИГИНАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ПРО ДРОБИ.

Человек подобен дроби= числитель есть то, что человек представляет собой знаменатель – то, что он думает о себе. Л.Н.Толстой

Человек подобен дроби=

числитель есть то, что человек представляет собой

знаменатель – то, что он думает о себе.

Л.Н.Толстой

Задача 1  Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,  2 стрижа и 5 угрей.  Сколько птиц? Ответь скорей!

Задача 1

Над рекой летели птицы:

голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц?

Ответь скорей!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Енина Наталья Аркадьевна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект и презентация по математике на тему: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(104) "konspiektipriezientatsiiapomatiematikienatiemuslozhieniieivychitaniiedrobieisodinakovymiznamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "286747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454396578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока  математики  по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokamatiematikipotiemieslozhieniieivychitaniiesmieshannykhchisiel"
    ["file_id"] => string(6) "320049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460996430"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок математики "Действия с обыкновенными дробями, нулем, натуральными и смешанными числами" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(105) "urok-matiematiki-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami-nuliem-natural-nymi-i-smieshannymi-chislami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294262"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455627983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства