«Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»
«Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»
Конспект урока ОНЗ в технологии деятельностного метода.Цели:
Образовательная: 1) формировать умение складывать однозначные числа с переходом через разряд и объяснять свои действия на основе графической модели; 2) закреплять умение складывать однозначные числа с помощью таблицы сложения, числового луча; 3) формировать умение представлять двузначные числа в виде пары однозначных чисел; 4) тренировать умение решать задачи на нахождение части и целого.
Деятельностная:1) формировать способность к построению алгоритма сложения однозначных чисел с переходом через разряд и объяснению своих действий на основе графической модели; формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сложение однозначных чисел с переходом через разряд» »
Урок ОНЗ
Автор: Львова Мария Викторовна
Школа: МБОУ «СОШ №28» г. Норильск
Предмет: математика
Класс: 1
Тема урока: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Образовательная: 1) формировать умение складывать однозначные числа с переходом через разряд и объяснять свои действия на основе графической модели; 2) закреплять умение складывать однозначные числа с помощью таблицы сложения, числового луча; 3) формировать умение представлять двузначные числа в виде пары однозначных чисел; 4) тренировать умение решать задачи на нахождение части и целого.
Деятельностная:1)формировать способность к построению алгоритма сложения однозначных чисел с переходом через разряд и объяснению своих действий на основе графической модели; формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Демонстрационный материал: «домики с числами»; квадратная таблица сложения; числовой отрезок от 0 до 20; алгоритм сложения; образец выполнения задания в парах; образец выполнения самостоятельной работы,эталон для самопроверки самостоятельной работы, образец выполнения задачи (на слайдах); презентация.
Раздаточный материал: карточки для работы в парах; карточки с заданием на пробное действие; предметные модели-кружки и треугольники.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На слайде стихотворение:
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречало
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывало
Перейти через разряд.
О какой трудности вам рассказали единички? (О переходе через разряд.)
А вы умеете складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд? (Умеем с помощью таблицы и числового отрезка)
Давайте присоединимся к сестричкам-единичкам в их путешествии и продолжим изучение этого случая вычисления. Как вы будете работать на уроке? (определим, что мы не знаем и сами найдём способ это узнать)
Чему еще вы будете учиться на уроке? (учиться проверять себя по образцу, учиться быть честным к себе и другим.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Некоторые сестрички в своих домиках закрыли дверцы. Давайте, определим, кто спрятался за дверью.
Учитель демонстрирует слайд с домиками чисел 8, 7, 10. В домике числа 10 числа обозначены точками.
Дети по цепочке называют числа, на презентации путем анимации пустые квадраты заменяются числами)
Задание в парах (карточка №1 с заданием: примеры 6+7, 9+4, 5+9, 8+8)
Мы узнали, какие сестрички спрятались за дверью. А теперь прочитайте задание на карточке №1. Что в нем надо сделать? (Решить примеры или с помощью таблицы сложения, или числового отрезка и выложить ответы с помощью графических моделей) Выполните его в парах.
Дети выполняют задание. После его выполнения проводится фронтальная проверка, ответы дети обосновывают.
Какой шаг мы выполнили? (Мы повторили необходимый материал.)
Что теперь надо сделать? (Обобщить, что повторили. Мы вспомнили состав чисел 8, 7, 10, графическое изображение чисел, повторили, какие есть способы сложения чисел.)
Каким должен быть следующий шаг в вашей деятельности? (Мы должны выполнить задание на пробное действие, чтобы встретиться с затруднением))
Не используя таблицу сложения, числовой отрезок, графические модели самостоятельно выполните задание на карточке №2. (карточка №2- пример: 8+7)
Почему это задание пробное? (Мы должны выполнить сложение, не используя ни один известный нам способ.)
Ответ запишите на карточке.
У кого нет ответа?
Если вы получили ответ, то можете обосновать, каким способом вы воспользовались?
3. Выявление места и причины затруднения.
Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли найти сумму чисел 8 и 7, не используя ни один из известных способов)
Если вы получили ответ, то укажите, каким способом вы воспользовались?
Сформулируйте своё затруднение. (Мы не можем объяснить способ, которым воспользовались)
Вы зафиксировали свои затруднения. Что надо сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение)
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 8 и 7)
Чем это задание отличается от предыдущих заданий? (Мы должны были найти, не используя ни один из известных способов)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем другого, нового способа сложения чисел с переходом через разряд)
Какой этап учебной деятельности вы прошли? (Мы выяснили, что не знаем)
Что теперь вы будете делать? (Сами открывать новые знания)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель мы поставим перед собой? (Узнатьновыйспособсложенияоднозначныхчиселспереходомчерезразрядинаучитьсяскладыватьоднозначныечисласпереходомчерезразрядновымспособом)
-Какова же тема урока? (Новый способ сложения однозначных чисел с переходом через разряд.)
Учитель предлагает план работы:
Запишем числа с помощью графических моделей.
Выполним сложение.
Запишем результат в виде числа.
Сравним с образцом.
Составим алгоритм.
-А поможет нам в открытии учебник стр. 76 № 1 а,б (работа в парах по вариантам).
После выполнения задания проводится обсуждение (две пары рассказывают, что они наблюдали.) Затем учитель предлагает детям объединиться в группы и сконструировать алгоритм из «нарезанных» шагов. После того как группы озвучат свои варианты предложить сравнить их с алгоритмом, предложенным учителем. Эталон вывешивается на доску:
Алгоритм
Выяснить, сколько единиц не хватает первому слагаемому до 10.
Разложить второе слагаемое на две подходящие части.
Дополнить первое слагаемое одной частью до 10.
Прибавить к 10 оставшуюся часть второго слагаемого.
Применяют полученный алгоритм для выполнения задания на пробное действие:
…Вы смогли преодолеть затруднение и нашли новый способ сложения однозначных чисел с переходом через разряд.
Теперь вы знаете еще один способ сложения однозначных чисел с переходом через разряд, этот способ называют «сложение по частям».
А теперь вам надо научиться применять новый способ.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Вернёмся к нашему пробному действию и выполним ещё раз сложение, опираясь на эталон. Дети, проговаривая вслух шаги алгоритма, решают пример 8+7
Найдите в учебнике № 4 стр.76. Прочтите задание.
Первый столбик выполняется у доски с комментарием, а второй столбик предложить выполнить в парах. После выполнения учащиеся проверяют себя по образцу (слайд ):
Как вы будете проводить самопроверку по образцу? (Проверю свой ответ, смотрю образец, сравниваю свою работу с образцом, пишу «+» или «?»)
У какой пары возникли затруднения при выполнении первого примера? В каком месте? Какой шаг алгоритма вы нарушили?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
А теперь я предлагаю поработать каждому, самостоятельно, чтобы вы увидеть научились ли вы применять новый способ сложения. На стр. 76 из № 4 решите оставшиеся 4 примера .
2 + 9 9 + 5
4 + 8 6 + 6
После выполнения задания учитель вывешивает эталон для самопроверки решения всех примеров. Учащиеся проводят самопроверку своих работ ( слайды):
У кого возникли затруднения?
В каком месте возникло затруднение?
У кого не возникло затруднений? Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли, как применять новый способ сложения чисел с переходом через разряд.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
При выполнении, каких заданий, вы можете применять открытый новый способ? (При решении задач, уравнений, …)
Задача № 6 стр. 77
Один ученик работает у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в своих тетрадях.
В задаче нужно найти неизвестную часть, предварительно, узнав количество парт с применением нового способа.
1) 6 + 8 = 6 + 4 + 4 = 14 (п.) - всего
2) 14 – 12 = 2 (п.)
Ответ: 2 парты пустые.
Задача №5 стр.76
Учитель заранее выносит схему на доску. Работа в парах, самопроверка по образцу на слайде. В задаче нужно найти целое с применением нового способа.
?
9 р.
7 р.
карпы
налимы
9 + 7 = 9 + 1 + 6 = 16 (р.)
Ответ: 16 рыб пустили в пруд.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель возвращается к слайду со стихотворением:
Мы веселые сестрички.
Все зовут нас единички.
Вместе мы из года в год
Отправляемся в поход.
И в дороге нас встречало
Часто множество преград:
Очень трудно нам бывало
Перейти через разряд.
Как вы думаете теперь сестричкам трудно переходить через разряд? Почему? (Мы открыли новый способ сложения однозначных чисел.)
Воспользуйтесь эталоном и объясните, в чем заключается этот способ.
Оцените свою деятельность цветными кружками (детям проговариваются критерии)
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас не возникало трудностей в вычислениях, то поднимите зеленый кружок. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, но у вас возникли трудности в вычислениях, то поднимите синий кружок. Если вы выполнили самостоятельную работу с ошибками, то поднимите красный кружок.
Желающим учитель предлагает дома составить несколько примеров на новое правило