Тема урока: Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Цель урока: первичное усвоение ЗУНов сложения дробей с одинаковыми знаменателями
Задачи урока:
обучающие: научить выполнять сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, сформировать умение выполнять сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями по образцу, алгоритму, научить воспроизводить правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, память, речь;
воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, групповой работы, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Участники: обучающиеся 5 класса
Оборудование : мультимедийный проектор, презентация, кружочки (желтый, розовый, голубой).
Составила: Зверева Татьяна Ивановна, учитель математики БОУ ВМР «Янишевская основная общеобразовательная школа» Вытегорского района Вологодской области
Планируемый результат обучения (формирование УУД):
Познавательные УУД: формировать навыки сложения дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Формы работы учащихся: работа в группах, в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.
Структура и ход урока
I. Определение потребностей и мотивов.
1.1.Организационный момент.
Вхожу в класс со словами:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
– Здравствуйте, садитесь!
Я знаю каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
1.2. Мотивация к учебной деятельности.
Устно решают задачи по слайдам, повторяют теорию.
Слайд 2. Как называется (устно)?
1. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя.
- Дробь, в которой числитель больше знаменателя.
- Число, стоящее над чертой дроби.
4. Число, стоящее под чертой дроби.
5. 1/60 часа.
Слайд 3 ( тест)
1. Найдите правильную дробь ; ;.
2. Найдите неправильную дробь:; ;.
3. Сократите дробь ;
4. Выделите целую часть:.
Координирую деятельность учащихся. Самопроверка по данной на слайде таблице ответов, выставление отметок согласно данной ниже записи:
4 «+» - отметка 5
3 «+» - отметка 4
2 «+» - отметка 3
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение
Слайд 4
Мотивирую учащихся.
Задаю вопросы:
Какая часть фигуры закрашена красным цветом? А зеленым? Красным и зеленым вместе? Каким математическим действием мы могли найти ответ на последний вопрос?( сложением) Как будет называться тема нашего урока? (сложение дробей с одинаковыми знаменателями)
А сейчас открываем тетради, записываем число и тему урока “Сложение дробей с одинаковыми знаменателями”.
II. Принятие учебных целей и условий их достижения.
2.1.Организация познавательной деятельности
Задаю вопросы: какие задачи мы можем поставить на этот урок?
(научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями, для этого надо сформулировать общее правило сложения дробей и записать его математическим языком, научиться применять его для решения примеров и задач)
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
Может быть кто-то уже самостоятельно попробует сформулировать правило? А записать правило буквами?
Слайд 5
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
3.1.Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление.
Слайд 6
Предлагаю объяснить готовое решение на слайде 6 (пример 1) + =
затем предлагаю с комментированием записать решение 3-х примеров со слайда в тетрадь (4 мин) + = ; + = ; + =.
Фронтальная работа с учебником
№ 873( устно) (4 мин)
IV.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
Решите задачу: Слайд 7
Для ремонта трёхкомнатной квартиры были куплены обои. На детскую комнату ушло всех обоев, на гостиную всех обоев больше. Какая часть обоев пошла на детскую и на гостиную?
Каким действием можно решить эту задачу?
(Применение знаний на практике) ( 5 мин)
У доски работает 1 ученик
V. Динамическая пауза.
Слайд 8
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Поворот кругом, на месте. Встали прямо, ноги вместе.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
VI. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Слайд 9
Организую самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.
Воспитываю способность принимать самостоятельные решения; развиваю навыки самоконтроля. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу.
VII. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
Осознание уровня и качества усвоения изучаемого материала.
Какую тему мы сегодня изучали? (сложение дробей с одинаковыми знаменателями) Какие задачи мы сегодня ставили? (научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями, записывать математическим языком правило сложения дробей, применять это правило для решения задач)
Наши задачи выполнены? (да)
VIII. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 10
с. 192( правило), № 874(а-г)(вспомнить правило сокращения дробей), №876, № 878(а,б).
По желанию –попытаться решить пример 1/2+3/8.(подготовка к изучению новой темы, уровневая дифференциация внутри класса)
IX. Рефлексия деятельности
Работа с кружочками (на партах)
Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите розовый кружок. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то положите голубой кружок. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтый кружок.
Большое спасибо за урок!