| 2.Актуализация знаний (Устный счёт) |  - Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Как выдумаете, почему?  
  - Дело в том, что у нас сегодня гостья - к нам на урок приехала Мудрая Черепаха.    Черепаха приехала к нам с необыкновенно красивого, тропического острова.  Вы хотите узнать, как же называется этот необычный остров?  Тогда вам нужно будет поработать в парах и выполнить задание: соотнести каждое число с порядковым номером буквы алфавита.  
  
  - Итак, что же это за необыкновенно красивый, тропический остров такой?  Совершенно верно, это остров Куба. Посмотрите, какой он действительно красивый.  
  - Ну а мы продолжаем работу дальше. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «Классная работа».  
  - Итак, следующее задание: посчитайте, чему будет равна сумма всех чисел?  12 + 21 + 2 + 1 = 36  Итак, чему равна сумма? Молодцы!  
  - Может быть, кто-нибудь знает более рациональный способ сложения?  Таня, выйди к доске и покажи нам свой способ:  (12 + 21) + (2 + 1) = 36  
  Молодец! Спасибо, садись!  
  - Ребята, а что вы можете сказать про число 36?  Хорошо!    Сколько в этом числе десятков? А сколько единиц?  
  - Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых: 30 + 6 = 36  
  - Итак, давайте проверим, что же у вас получилось. Оксана, запиши на доске, что у тебя получилось.  Молодец! Если у вас также, похлопайте в ладоши.  
  - Ребята, а какие равенства можно составить с этими числами? По цепочке запишите их на доске.  30 + 6 = 36  6 + 30 = 36  36 – 30 = 6  36 – 6 = 30  Молодцы!  
  - А какие два одинаковых числа дают в сумме 36?  Верно!  
  - Посмотрите на экран, Мудрая Черепаха выполнила сложение, скажите, как она его выполнила?  23 + (20 + 3) = 46  
  - Ребята, а Черепаха без ошибок выполнила сложение? Как это проверить?  Маша, покажи проверку на доске.    46 – (20 + 3) = 23  Молодец, Маша! Садись!  Посмотрите, Черепаха действительно всё выполнила без ошибок?  
  - Продолжаем работу дальше.  Ребята, Мудрая Черепаха просила передать вам конверт. Вы хотите узнать, что в нём?  Катя, выйди и открой нам конверт.    Что за секрет нам передала Черепаха?  
    
  - Итак, секрет мы узнали.  Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?  Чему будем учиться?  Хорошо!  
  
  - Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.  Совершенно верно!  А какие цели вы поставите себе на урок?  Молодцы! Спасибо! |  - Ответы детей.  
  
  
  
  
  
  - Да.  
  - Дети в парах выполняют задание на карточках.  
  
  
  
  
  
  - КУБА.  
  
  
  
  - Дети оформляют тетради.  
  
  
  - Дети письменно выполняют задание.    
  - 36.  
  - Да.  
  - Ребёнок выходит к доске и показывает более рациональный способ записи.  
  - Это двузначное число.  
  - 3. 6.  
  - Дети письменно выполняют задание.  
  
  - Оксана записывает на доске свой результат.  
  - Дети по цепочке выходят к доске и записывают равенства.  
  
  
  
  
  - 18 + 18 = 36  
  
  - Ответы детей.  
  
  
  
  
  
  
  
  - Да.    
  
  
  
  - Да.  
  - Карточки с выражениями.  
  
  
  
  
  
  
  - Ответы детей.  
  - Ответы детей (будем учиться решать выражения такого вида – в столбик).  
  - Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.  - Ответы детей (научиться решать выражения такого виды и т.д.)  
 |  - СЛАЙД 2  
  
  
  
  
  
  
  
  - Карточки с заданием.  
  
  
  
  
  
  
  
  - СЛАЙД 3  
  - СЛАЙД 4  - Работа в тетрадях.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа у доски.  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в тетради.  
  
  - Работа у доски.  
  
  
  
  - Работа у доски.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - СЛАЙД 5  
  
  
  
  
  - Работа у доски.  
  
  
  
  - СЛАЙД 6  
  - Конверт с выражениями.  
  
  
  
 | 
  |  3.Работа над    новой темой  
  
 |  - Итак, начинаем работу.    
  - Ребята, посмотрите внимательно на первое выражение - сложение, знакома ли вам такая запись?  
  - Что нового вы увидели в такой записи?  
  - Как записаны числа?  
  
  
  - Как вы думаете, почему?  
  - Как нашли сумму?  
  - Итак, давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами всё предположили.    А для этого откройте учебник на стр.76, задание №1.  Прочитайте в рамочке правило, как записывают двузначные числа, складывая их в столбик.  Оксана, прочитай для всех правило в рамочке.  Спасибо!  
  - Итак, какие в этом тексте можно выделить главные слова, которые помогут составить нам алгоритм сложения в «столбик»?  Совершенно верно!  
  - Мудрая Черепаха решила нам помочь и принесла нам алгоритм сложения в «столбик», чтобы нам было легче работать.  
  - Итак, с алгоритмом сложения мы с вами познакомились.    Посмотрите, Мудрая Черепаха ещё принесла нам конверт. Давайте скорей узнаем, что же там лежит.  Маша, выйди и открой нам конверт.    Итак, что на этот раз отправила нам Черепаха?  А что нужно сделать с этим выражением?  
  - Давайте выполним задние Черепахи.  Я буду работать у доски, а вы будьте внимательны.  Итак, выражение 43 + 55.  Записываю в столбик. Пишу первое слагаемое 43, под ним пишу второе слагаемое 55 так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками. Между ними ставлю знак «+». Черта под вторым слагаемым означает знак «=». Начинаю складывать единицы: 3 + 5 = 8. Записываю 8 под единицами. Складываю десятки: 4 + 5 = 9. Записываю 9 под десятками. Читаю: сумма чисел 43 и 55 равна 98.  
  - Итак, мы выполнили задние Мудрой Черепахи?  
  - Тогда продолжаем работу дальше.    
  - Ребята, посмотрите внимательно на второе выражение – вычитание. Такая запись вам уже знакома.  Скажите, как нашли разность?  
  - Итак, давайте с вами снова проверим, правильно ли мы всё предположили.    А что нам для того нужно сделать?  Совершенно верно! Стр.76, задание №2.  Прочитайте в рамочке правило, как записывают двузначные числа, вычитая их в столбик.  Катя, прочитай для всех правило в рамочке.  Спасибо!  
  
  - Итак, а какие в этом тексте можно выделить главные слова, которые помогут составить нам алгоритм вычитания в «столбик»?  Совершенно верно!  
  - Мудрая Черепаха решила нам снова помочь и принесла нам алгоритм вычитания в «столбик», чтобы нам было легче работать.  
  - Итак, с алгоритмом вычитания мы с вами познакомились.    Посмотрите, Мудрая Черепаха ещё принесла нам конверт. Давайте скорей узнаем, что же там лежит.  Таня, выйди и открой нам конверт.    Итак, что отправила нам Черепаха?  А что нужно сделать с этим выражением?  
  - Давайте выполним задание Мудрой Черепахи.  Я буду работать у доски, а вы будьте внимательны.  Итак, выражение 98 - 55.  Записываю в столбик. Пишу первое число 98, под ним пишу второе число 55 так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками. Между ними ставлю знак «-». Черта под вторым числом означает знак «=». Начинаю вычитать единицы: 8 - 5 = 3. Записываю 3 под единицами. Вычитаю десятки: 9 - 5 = 4. Записываю 4 под десятками. Читаю: разность чисел 98 и 55 равна 43.  
  - Итак, мы выполнили задние Мудрой Черепахи? |  
  
  
  
  
  
  - Ответы детей.  
  
  - Ответы детей.  
  - Ответы детей (друг под другом, дес. под дес., ед. под ед.)  
  - Ответы детей.  
  - Ответы детей.  
  
  
  - Дети читают правило.  
  
  - Ребёнок читает правило в рамочке вслух.  
  - Записываю…  Складываю единицы…  Складываю десятки… Читаю ответ…  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Какое-то выражение.  - Решить выражение в столбик.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Да.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Ответы детей.  
  
  
  - Обратиться к учебнику.  - Дети читают правило.  
  
  - Ребёнок читает правило в рамочке вслух.  
  
  - Записываю…  Вычитаю единицы…  Вычитаю десятки…  Читаю ответ…  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Какое-то выражение.  - Решить выражение в столбик.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Да. |  - Карточка со сложением.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в учебнике.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Алгоритм сложения в «столбик».  
  
  
  - Конверт с выражением 43 + 55.  
  
  
  
  - Работа у доски (учитель показывает сложение в столбик с объяснением)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Карточка с вычитанием.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в учебнике.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Алгоритм вычитания в «столбик».  
  
  
  - Конверт с выражением 98 - 55.  
  
  
  
  
  - Работа у доски (учитель показывает сложение в столбик с объяснением)  
  
 | 
  |  4.Работа над пройденным материалом  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ЕСЛИ УСПЕЕМ  
  
  
  
  
  
  
  
 |  - Итак, продолжаем работу.    Мудрая Черепаха предлагает выполнить нам следующее задание - поработать с учебником.    Стр. 77 в учебнике, задание №3: вычислите с объяснением.  Посмотрите, два выражения мы отсюда уже научились решать, значит, их мы рассматривать не будем.  Работать будем по цепочке.  Итак, 43 + 5, 43 + 50, 48 – 5, 93 – 50.    Молодцы!  
  - Следующее задание - №4: сравните (больше, меньше или равно).  Оксана, пойдём к доске.  Записываем 1 выражение:  а + (54 + 42) * 97 + а  Можем ли мы сразу же сравнить?    Что сначала нужно сделать? Правильно!    Считаем. Сколько получится?  Итак, тогда какое выражение у нас сейчас получится:  а + 96 * 97 + а  Записываем. А сейчас мы можем сравнить?  Сравниваем. Читаем результат. Верно!  
  - Следующее задание - №5 под буквой Б: решите задачу.  
  - Прочитайте текст задачи.  Маша, прочитай нам задачу ещё раз вслух  - Прочитайте условие задачи. О чём говорится в задаче?    Сколько в коробку сложили катушек с красными нитками?    Сколько катушек с синими нитками?    Сколько катушек с зелёными нитками?  А сколько катушек с белыми нитками?  
  - Давайте схематически изобразим катушки ниток кругами.  Таня, изобрази нам красные нитки.  Катя, изобрази нам синие нитки.  Оксана, изобрази нам зелёные нитки.  А что сказано про белые нитки?  К.Н. к к к  С.Н. с с с с  З.Н. з з з з з  Б.Н. ?  
  - Что требуется найти в задаче?  
  
  
  
  - Какое нам ещё дополнительное условие открылось?  
  
  - Значит, чем ещё мы должны дополнить нашу схему?  Дополняем.  К .Н. к к к  С.Н. с с с с  З.Н. з з з з з 28  Б.Н. бббббббббббббббб    
  - Вот такая получилась у нас краткая запись.  
  - Итак, что узнаем 1 действием?  
  
  Каким действием?  Записываем 1 действие.  Таня, запиши 1 действие на доске:  1)3 + 4 = 7 (к.)  
  - Что узнаем 2 действием?  
  
  
  Каким действием?  Записываем 2 действие.  Маша, запиши 2 действие на доске:  2)7 + 5 = 12 (к.)  
  - Что узнаем 3 действием?  
  Каким действием?  Записываем 3 действие.  Катя, запиши 3 действие на доске:  3)28 – 12 = 16 (к.)  
  - Итак, мы с вами нашли, сколько катушек с белыми нитками положили в коробку?  Оксана, дополни нашу схему, дорисуй белые нитки.  
  - Итак, мы с вами ответили на вопрос задачи?  Запишите ответ самостоятельно:  Ответ: 16 катушек с белыми нитками положили в коробку.  
  - Следующее задание - №6. Выполняем устно.  
  - Как называются такие математические записи?    
  - Назовите всевозможные значения переменной:  9 – а  18 – (6 + с)  (d - 7) + 10 |  
  
  
  - Дети устно по цепочке выполняют задние.  
  
  
  
  
  
  
  - Дети письменно выполняют задание, один ребёнок у доски.  
  
  - Нет.  - Посчитать в скобках.  - 96.  
  
  - Да.  - а + 96 меньше 97 + а.  
  
  
  
  - Дети читают задачу.  
  - В задаче говорится о катушках ниток.  - 3.    
  - 4.  - 5.  - Несколько.  
  
  
  - Дети выходят к доске и изображают катушки ниток.  
  - Неизвестно.  
  
  
  
  
  - Сколько катушек белых ниток положили в коробку, если в ней стало 28 катушек с нитками?  
  - Что всего катушек с нитками стало 28.  
  - Фигурной скобкой.  
  
  
  
  
  
  
  
  - Сколько всего катушек с красными и синими нитками.    - Сложением.  
  
  
  
  - Сколько было всего катушек с красными, синими и зелёными нитками.  - Сложением.  
  
  
  
  - Сколько было катушек с белыми нитками.  - Вычитанием.  
  
  
  
  - Да.  
  
  
  - Да.  
  
  
  
  - Дети устно выполняют задание.  - Выражения с переменной.  
  - Ответы детей. |  
  
  
  - Работа в учебнике.  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в учебнике.  - Работа в тетради и у доски.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в учебнике.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа у доски.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в тетради.  - Работа у доски.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Работа в учебнике.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 |