Цели урока:
Формировать умение складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик.
Формировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложение вычитание двузначных чисел.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
Опорный сигнал обозначений двузначных чисел.
Алгоритм сложений и вычитаний в столбик.
Эталон сложения и вычитания в столбик.
Ход урока:
- Здравствуйте ребята!
- Сегодня у нас на уроке будет гость. Догадайтесь, кто это.
Всю ночь летает - мышей добывает
А станет светло - спать летит в дупло
(Сова)
- Молодцы! А какая сова в сказках, мультфильмах? (мудрая)
- Правильно, она всегда дает умные и правильные советы, помогает друзьям.
- Ребята, а как вы думаете, зачем сова пришла к нам на урок? ( Она будет помогать нам в получении новых знаний)
- Ребята, а как вы будете узнавать новое (Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом сами открыть новый способ).
- Трудностей не боитесь? (нет)
- А чтобы все у нас получилось, что мы должны сделать? (внимательно слушать друг друга, учителя, быть активным, выполнять все задания)
- Давайте пожелаем, друг другу удачи и начнем работать.
- Чтобы узнать, что то новое, что надо сделать сначала? (повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке)
- На доске дано число: 47
- Прочитайте данное число и назовите, сколько в нем десятков и единиц?
- Какой эталон помог вам выполнить это задание? (опорный сигнал обозначение двузначных чисел)
С. 90 №2 учебник
- Посмотрите на числовые выражения:
62+15 57 - 21 78 - 34 26+21
- Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия, найти значения выражений)
- Какие выражения будут в первой группе, во второй?
62+15 57 - 21
26+21 78 - 34
- Что мы повторили? (Повторили разряды двузначных чисел; сложение и вычитание двузначных чисел)
- Для чего мы это повторили? (Они помогут получить нам новые знания)
- Найдите значение этих числовых выражений, записывая их в столбик?
- Кто не справился? Поднимите руки. Почему? (Я не могу складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик)
- У кого получилось? Докажите, что вы решили правильно.
- Каким эталоном воспользовались? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался)
- Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? ( Поставить цель)
- Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел)
- Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известное? (Открывать новый алгоритм)
- Сформулируйте тему урока. (Складываем и вычитаем по разрядам)
- Мы сегодня с вами будем составлять алгоритм для сложения и вычитания двузначных чисел.
- Как вы думаете, какой первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками)
- А что вы будете делать дальше? (Складывать единицы, а затем десятки)
- Что вы можете сделать дальше? (Вычислить)
- Дальше вы будете работать в группах.
- Но сначала вспомните основные правила работы в группе.
с. 90 №3 (1, 2 столбик - 4 группы)
- Представьте свои результаты. Объясните свои действия.
- У доски отвечают по одному человеку от группы.
- Ребята, скажите, а для вычитания двузначных чисел можно использовать составленный вами опорный сигнал?
- Как его можно изменить, чтобы он подошел и для вычитания?
- Расскажите, как вы будете вычитать?
Учитель на доске фиксирует эталон.
д е
+ * *
* *
* *
- Составим алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел столбиком:
1. Пишу:…
2. Складываю, (вычитаю) единицы…
Результат пишу под единицами.
3. Складываю, (вычитаю) десятки…
Результат пишу под десятками…
4. Ответ…
- Прочитайте правило в учебнике (с. 90 - 91)
- Все ли затруднения выяснили? (да)
Физ. минутка
- Какую цель поставите на следующем этапе? ( Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании двузначных чисел)
- Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма)
- Как будете работать? (Самостоятельно)
- С какой целью будете работать самостоятельно? (Должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ и можем ли мы им самостоятельно пользоваться)
с. 90 №3, 4 ( 3 столбик)
- Проверьте.
Учитель открывает на доске запись для самопроверки:
+54 +25 - 46 - 68
45 62 26 64
99 87 20 4
- У кого получились другие ответы? Найдите место, где допущена ошибка
- Кто справился с заданием без ошибок?
- Ребята, а где вы можете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении задач)
- Решите задачу (с. 91 №5(а))
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
- Как же складывают и вычитают двузначные числа?
- Для чего складывают и вычитают двузначные числа столбиком? (Чтобы быстрее решить примеры)
- Какие цели вы сегодня ставили?
- Достигли вы этих целей?
- У кого остались затруднения по новой теме?
- Оцените свою работу на уроке.
- Чтобы нашему госте (Сове) было удобно у нас, давайте для нее мы вырастим дерево.
- Наклейте зеленые листочки те, которым все удалось на уроке, а желтым, те у кого еще остались затруднения. А наша мудрая сова поможет вам.
Домашнее задание разноуровневое
1 группа №3, 4 (4 столбик), №5 (б)
2 группа с. 91 №6, 7.