Актуализация знаний Орг. момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Откройте тетради и запишите число и слова « Классная работа» Устный счёт. Ответы детей -Потому, что наш урок мы посвятим юбилею замечательного детского писателя. Какого?… Вы скажете сами, если правильно выполните задание. Работать будем группами. Каждая группа детей должна решить « цепочку» примеров и найти букву, соответствующую конечному результату «цепочки». 1, 3 парты повернитесь назад. Получилось 5 групп. Возьмите свои задания. Работайте дружно! -40 +3 -20 +1 -20 +6 № 1 86—46—49—29—30—10—16 -30 +6 -20 +5 -15 +1 № 2 74—44—50—30—35—20—21 +7 -40 +4 -20 +3 -5 № 3 63—70 -- 30 -- 34 -- 14 –17—12 -70 +5 -4 -10 +2 -10 № 4 91—21—26-- 22—12—14—4 +4 -15 +9 -20 +5 -15 № 5 42—46—31—40—20—25—10 2. -Какие получились ответы? -Проверяем по доске: 16. 4. 10. 12. 21 -Расположим числа в порядке убывания и прочитаем фамилию писателя 3. Фронтальная работа. В этом году мы отмечаем столетний юбилей Николая Николаевича Носова. Он написал много увлекательных произведений для детей. -Эта книга называется «Витя Малеев в школе и дома». У главного героя повести, Вити Малеева, был друг, Костя Шишкин, который не любил математику, боялся её, прогуливал уроки и даже хотел бросить школу. -А вы , не боитесь математики? -Давайте докажем Косте Шишкину, что математика- это не страшно, а очень интересно! 1)-Найдите сумму чисел 50 и 30 (80) -63 увеличить на 10 (73) -100 уменьшить на 1 десяток. (90) Найти разность чисел 40 и 8 (32) 2)- В рассказе Носова «Заплатка» мальчик Бобка порвал штаны. А так, как сделал он это не в первый раз, мама отказалась их чинить. Пришлось Бобке самому ставить на штаны заплатку. Вырезал он заплатку длиной 1 дм 3 см, т. к. дыра была большая. Скажите, сколько это сантиметров? -А в рассказе «На горке» дети строили горку из снега. Работали дружно, и горка получилась высотой в 100 см. Сколько это дециметров? 3. 3)- Посмотрите на экран, как расположены числа. Что это напоминает? (Лесенку, ступеньки) -У Н. Н. Носова есть рассказ «Ступеньки». В нём говорится о том, как маленький мальчик научился считать до 10, и чтобы похвастаться перед сестрёнкой весь вечер считал ступеньки в подъезде. -Куда ведут наши ступеньки? ( Вверх) -Какая прослеживается закономерность? -Каким образом из предыдущего числа получается последующее? -Назовите самое большое число. (54) -Назовите самое маленькое число. (34) -На сколько 34 меньше 54? (на 20) -На сколько 54 больше 34? ( тоже на 20) -Расскажите, что вы знаете о числе 54. ( Это число двузначное, в нём 5 десятков и 4 единицы, предыдущее число 53, последующее число 55. Для записи использовали цифры «5» и «4») -Это число 54 появилось у нас на уроке не случайно. Ровно 54 года назад читатели познакомились с самым весёлым и беззаботным героем Н. Носова - Незнайкой. -Я уверена, что многие из вас читали книгу «Приключения Незнайки и его друзей» И уж, конечно, все смотрели мультфильм о приключениях Незнайки. Поэтому вы сейчас скажете, какую песенку любили напевать Незнайка и его друзья? («В траве сидел кузнечик») Физкультминутка под музыку песни «В траве сидел кузнечик». 4. « Открытие» нового знания. 1. Фронтальная работа. -Как звали самого умного малыша, проживающего в Цветочном городе? ( Знайка) -Знайка вызывает вас на соревнование. Кто быстрее и правильнее, он или вы, решит такие примеры. -Запишите в тетрадях № 2. -Приготовились, начали! 32+7= 29-21= 96-20= 48-14= 52+17= 73+25= -Проверяем. Сверьте свои ответы с ответами на доске. -Кто допустил ошибку, исправьте. Молодцы! -А всё-таки Знайка выполнил эту работу быстрее. Знаете почему? -Он записал эти примеры по-другому, и считать стало удобнее и быстрее. -Кто догадался, как Знайка записывал примеры? ( Подсказка: подумайте, как записать, чтобы десятки стали ближе к десяткам, а единицы к единицам?) ( Столбиком!) -Запиши на доске столбиком пример 52+17 -Посмотрите, ребята, действительно очень удобная запись: 52 17 -Десятки рядом с десятками, а единицы с единицами. Давайте посчитаем.(=69) -Молодцы! Разгадали секрет Знайки. -А теперь найдите алгоритм сложения чисел столбиком в вашем учебнике на стр. 76 № 1. 5. -Нашли восклицательный знак. -Какие числа надо было сложить? ( 31 и 4) -Читаем объяснение. -А теперь читаем хором сам алгоритм. -Посмотрите на пример в № 2. -Что изменилось? ( Вместо действия сложения - действие вычитание.) -Да, но порядок работы при этом не меняется. -Найдите алгоритм вычитания чисел столбиком. Читаем хором. 3. Первичное закрепление -А теперь применяем эти алгоритмы для решения примеров под № 3 в учебнике на стр. 77. -Работаем карандашом в учебнике, с комментированием. 43 43 43 48 93 98 5 50 55 5 50 55 48 93 98 43 43 43 -Молодцы, ребята! Знайка будет очень доволен. -А вот Незнайка считает, что учится совсем не обязательно. Говорит: «Я и так всё умею и считаю лучше всех.» -Давайте посмотрим, что у него получилось. -Ребята, почему у Незнайки ничего не получилось? ( Неправильно записал) -А как правильно, помогите Незнайке. Дети проговаривают алгоритм сложения и вычитания столбиком 6. 4.Самостоятельная работа с проверкой на доске. -С такими знаниями пора записывать и решать примеры «столбиком» самостоятельно. -Запишите в тетрадях № 3. Посмотрите на экран. -Примеры записаны « в строчку », вы должны записать их «столбиком» и посчитать. Только не допускайте ошибок Незнайки. Каждый пример будем проверять. 39 85 37 63 50 14 5 21 89 71 32 84 -Посмотрите, правильно записал и правильно посчитал. Физкультминутка «Лягушки» На болоте две подружки, Две зелёные лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали, Влево, вправо наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкультпривет! 5. Решение задач. -У Н. Н. Носова есть рассказ «Федина задача». В нём говорится о том, как мальчик Федя решал задачу, которая была задана на дом, и одновременно смотрел телевизор и слушал радио. -Как вы думаете, он справился с задачей? ( Нет.) -Работа с задачей требует внимания и сосредоточенности. Это от вас сейчас и потребуется, потому что мы сейчас будем решать задачи. 1. Устная фронтальная работа. -Соотнесите задачу со схемой и решите её. Настя читает за минуту 70 слов, а Антон на 10 слов больше. Сколько слов за минуту читает Антон? (80 слов) За каникулы Лена прочитала 10 рассказов, а её младший брат-7. На сколько больше рассказов прочитала Лена, чем её младший брат? (на 3 больше) На полке стояло 7 книг с рассказами Н. Носова и 4 книги сказок. Библиотекарь выдала детям 5 книг. Сколько книг осталось на полке? (6 книг) Письменная самостоятельная работа с задачей. -А остались на полке книги Н. Носова «Огурцы». В этом рассказе два мальчика Котька и Павлик, возвращаясь с рыбалки, нарвали огурцов на колхозном поле и даже не задумались хорошо это или плохо. -А вы как думаете? ( Плохо) -Герои рассказа тоже это поняли, вернули огурцы и извинились перед сторожем. Но сначала было приблизительно так: Павлик 2 огурца положил в карман, 4 огурца- за пазуху, 3 огурца- в кепку и несколько огурцов дал Котьке. Сколько огурцов у Котьки, если всего у них 12 огурцов? -Прочитайте задачу ещё раз. -Найдите схему к этой задаче. Запишите в тетрадях № 4. Сделайте схему. Обозначьте известное и неизвестное. Решите задачу. ( Можно записать выражением.) -Проверяем. 12-(2+4+3)=3 (огурца) Ответ: 3 огурца у Котьки 7. Работа с задачей, с величиной «длина» по учебнику стр. 77 № 5(а) -Запишите в тетрадях № 5. -Прочитайте задачу. Составим схему и наметим план решения. Чертим отрезок АВ ( на доске и в тетрадях) Отметим точку С (1 ученик на доске отмечает) Обозначим известное и неизвестное (2 ученик на доске отмечает) -Что нам известно? ( Целое и часть) -Что неизвестно? ( Другая часть) -Как найти часть? ( Надо из целого вычесть известную часть т. е. из 76 см надо вычесть 3 дм 4см) -Как это сделать? ( Надо перевести в одинаковые единицы измерения, в сантиметры) -Сегодня на уроке мы вспомним, как это делается. Выполните преобразование. -Запишите: 3 дм 4 см=….. (34 см) -А теперь найдите длину отрезка АС 76-34=42 (см) -Прочитай ответ. ( Ответ: длина отрезка АС равна 42 см) 6. Итог урока. Рефлексия деятельности -Что нового узнали на уроке? -Какие вычисления научились делать? -Кто придумал героев, с которыми мы познакомились сегодня на уроке? -Я надеюсь, эти книги вас заинтересовали и вы их обязательно прочитаете. Спасибо за урок! Домашнее задание. -Откройте дневники. Завтра 3 декабря. Математика 1 урок. Записываем: стр. 77 № 5(б), № 7. |