– обучающие: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
– развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
– воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок. Друг на друга посмотрели И спокойно тихо сели. А затем обращаюсь к учащимся: «Я думая, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!». | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке? Вспомните определения правильных и неправильных дробей, числителя и знаменателя. | Включаются в деловой ритм урока. Мы сравнивали дроби, узнавали о неправильных дробях, сравнивали их с правильными дробями, с единицей, расставляли различные виды дробей на координатном луче. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1. Что изображено? (слайд 1) Среди данных дробей найдите правильные, обоснуйте свой выбор. Среди данных дробей найдите неправильные и обоснуйте свой выбор. (слайд) 2. Задача на нахождение суммы дробей с одинаковыми знаменателями (слайды2,3). 3. Запись в буквенной форме на доске определения сложения учителем. Запись на доске | Дроби. Называют номер дроби и доказывают свой выбор: числитель меньше знаменателя, Называют по очереди неправильные дроби и обосновывают свой выбор: числитель больше или равен знаменателю. Торт разрезали на 9 частей. Сначала съели 2 куска, а затем еще три. Сколько кусочков торта съели? Объясняют ответ и приходят к определению сложения дробей с одинаковыми знаменателями. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | 4. Задача на нахождение разности дробей с одинаковыми знаменателями. Проблема: как вычесть из одной дроби другую? -Что заметили? -Как вы думаете, это правило без исключений? Цель урока -Какая цель нашего урока? | По аналогии с суммой вычисляют разность дробей с разными знаменателями. Делают вывод: Знаменатель оставляем тот же. Правило без исключений, только числитель уменьшаемого должен быть больше числителя вычитаемого. (ac) Цель урока: мы будем находить сумму и разность дробей с одинаковыми знаменателями. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | -Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. -Повторим, как найти сумму дробей с одинаковыми знаменателями? Задача (слайд ) Из помидоров массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата?. Решают самостоятельно, сверяем с доской. Проблема: -если в ответе получаем числитель равный знаменателю, как записываем ответ? | Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». -Чтобы сложить 2 дроби с одинаковыми знаменателями необходимо сложить числители, а знаменатель оставить тем же. Решение: +(кг) масса салата Ответ: кг Проблема: - если в ответе получается дробь, в которой числитель и знаменатель равны, то получаем единицу. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Задача №1006 Масса станка равна т., а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой? Задача № 1009 (реши самостоятельно). (слайд ) За два дня засеяли поля. В первый день засеяли поля. Какую часть поля засеяли во второй день? Взаимопроверка в парах Проблема. Как найти какую часть засеяли во второй день, если известно какую часть засеяли за два дня вместе и за первый? | Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. (т) масса станка вместе с упаковкой. Ответ: (ч) поля засеяли во второй день. Ответ: | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Физкультминутка | | | | |
7. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельная работа. Самопроверка. | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями? Кто желает сформулировать правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Оценить отдельных учащихся | | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | № 1041(а, в, д), сочинить рассказ о дроби | | |
10. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то изобразите на полях тетради лицо с улыбкой. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то изобразите грустное лицо. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то изобразите просто лицо. | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |