kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения нового материала по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем». При организации урока учитываются:
Средства обучения: презентация; тетради учащихся, карточки для индивидуальной работы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная;
Методы обучения: иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично-поисковый (сочетание репродуктивных и продуктивных методов).
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный;
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Развитие навыка работы над изучением новой темы, осуществляется путем чередования разных видов деятельности учащихся, что способствует и снятию утомления. На уроке обеспечивается активное участие каждого ученика в процессе образования. При подведении итогов урока проводится рефлексия, дается балльная и вербальная оценка деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по математике в 5 классе»

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №13»

Республика Коми, город Воркута












Урок математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей

с одинаковыми знаменателями»






Урок разработала учитель математики

Бабенко Н.Е.














г. Воркута

2014г.


Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

-обучающие: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Задачи: получить новые знание по теме сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора Виленкина Н.Я., презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.



Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.


4 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (слайд№3)

-Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках?

К нам на урок сегодня пришёл

Незнайка и попросил помочь ему разобраться с понятием обыкновенные дроби и научится задачи с помощью дробей. И как вы уже догадались, на этом уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями.

-Тема сегодняшнего урока (слайд №1) «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».


-Какие цели мы поставим на данном уроке? (слайд № 4-7)

-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее.

Включаются в деловой ритм урока.



С обыкновенными дробями. Научились отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их.



Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.

Цели урока:

-выявить правило и научиться выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

-развивать внимание, логическое мышление, грамотную математическую речь.

-воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.



Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий;

повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений

8 мин


И вот первые вопросы от Незнайки;


-Чем натуральные числа отличаются от дробных?


- Что показывает знаменатель и где его пишут?

- Что показывает числитель и где его пишут?


Работа с рисунками.(слайд №8-11)


-Прочтите полученные ответы, а как ещё читаются эти дроби? (слайд №12)

Устная работа. (слайд№13)

-Помогите Незнайке собрать груши, на которых записаны неправильные дроби.

-Какую дробь называют правильной?

-Какую дробь называют неправильной? (слайд №14)


Самостоятельная работ. (слайд №15).


Целые числа обозначают целые единицы а дробные –части единиц.


Знаменатель показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.


Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.


Учащиеся пишут ответы на вопросы по слайдам в тетради.


1/2 - Половина

1/3 - треть

1/4 - четверть

𝟖/𝟖; 𝟏𝟕/𝟏𝟑; 𝟏𝟏/𝟗.


Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.


Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью.


Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга.


Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: структурирование собственных знаний.


3.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока


8 мин

Ребята Незнайка очень удивлен, что дроби можно сравнивать так легко. Покажем ему, что ещё можно выполнит с обыкновенными дробями. Предлагаю построить ломаную из трёх отрезков по 2 см каждый и вычислить её длину в см. (слайд № 16)


Проблемная ситуация;

-Попробуйте вычислите длину ломаной в дм.

Подсказка:

-Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. (слайд №17-18)

-Каким образом вы смогли вычислить длину в дм?


А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (слайд№19)

Запишем правило сложения с помощью букв.


Незнайка попросил помочь ему решить задачу. (слайд № 20)

- К нему в гости пришли друзья, он решил угостить их яблоками положил на тарелку 10 (долей), 4 доли съели сколько долей осталось?

-С помощью какого действия решили задачу?


Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем это правило с помощью букв. (слайд № 21)


В тетради выполняют рисунок и вычисляют; 2+2+2=6см.






Учащихся сталкиваются с проблемой


2см от дм., 2/10дм.


Отмечают на рисунке и снова вычисляют длину ломаной.



2/10+2/10+2/10=2+2+2/10=6/10


Выполнили сложение дробей.


При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

+ = .

10/10-4/10=10-4/10=6/10


При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв



Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

7 мин

- Итак одну из обучающих целей нашего урока вы выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с учебником; (слайд № 22)

1.Стр. 156, №1005.

  • Какова масса помидоров?

  • Какова масса огурцов?

  • Как найти массу салата?

  • Решите.

- Прочитайте ответ.

2. Стр. 156, №1006.

  • Чему равна масса станка?

  • Чему равна масса упаковки?

  • Как найти массу станка с упаковкой?

  • Решите.

- Прочитайте ответ.

3. Стр. 156, №1008.

-Какую массу гвоздей получила первая бригада?

- На сколько тонн меньше получила вторая бригада?

-Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада?


Решение задач по новой теме



№1005

(кг) салата

Ответ: (кг).


№1006

(т) масса станка и упаковке вмести.

Ответ: (т).



№ 1008

(т) гвоздей получила вторая бригада.

Ответ: (т).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.


Личностные: формирование готовности к самообразованию.


Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

2 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

(слайд № 23) Физкультминутка

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


6. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 мин

-Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 1011, стр. 156.

- Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.

-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске 4 ученика. У доске каждый выполняет по одному столбику.


К нам за помощью обратился Незнайка, он просит вас, проверить работу которую он выполнил. ( слайд №24)





№ 1011

Решение с комментированием;


а) ; в) ;


б) ; г)


д) ; е) ;


ж); з).


Самостоятельная работа: (слайд № 25)

Регулятивные:

осуществление констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

3 мин

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Кто желает сформулировать правило нахождения вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.


Учащихся формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятель-

но анализировать правильность выполнения действий и вносить необходи-

мые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)


3 мин


Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня……….настроение? (слайд № 26)


Учащихся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Познавательные: рефлексия.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин

Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.

Выполнить письменно

№1017, №1019, №1020. (слайд № 27)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.



Литература:

1. Виленкин Н.Я., «Математика 5», «Мнемозина», 2007 г.

2. Чесноков А.С., «Дидактические материалы по математике, 5 кл», М, 2006 г

3. Супер-физкультминутка http://videouroki.net/diski.php

Просмотр содержимого презентации
«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ Методические рекомендаций Сведения об авторе Организационный момент

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ

Методические рекомендаций

Сведения об авторе

Организационный момент

Методические рекомендации   Управляющие кнопки  Помощь (повторить теорию)  «Далее» (следующий вопрос)  «Вернуться назад» (возврат на предыдущий слайд)  «В начало» (возвращение на 1 слайд ) «Для выхода» Esc

Методические рекомендации

Управляющие кнопки

Помощь (повторить теорию)

«Далее» (следующий вопрос)

«Вернуться назад» (возврат на предыдущий слайд)

«В начало» (возвращение на 1 слайд )

«Для выхода»

Esc

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Цели урока: Обучающая: Развивающая: Воспитательная:

Цели урока:

Обучающая:

Развивающая:

Воспитательная:

Обучающая: Развивающая: Воспитательная:  - повторить понятия «Правильная, неправильная дробь»,  - обобщить и закрепить знания по сравнению дробей, - научиться выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Обучающая:

Развивающая:

Воспитательная:

- повторить понятия «Правильная, неправильная дробь»,

- обобщить и закрепить знания по сравнению дробей,

- научиться выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая: Воспитательная: Обучающая: - развивать внимание, - развивать логическое мышление, - развивать грамотную математическую речь .

Развивающая:

Воспитательная:

Обучающая:

- развивать внимание,

- развивать логическое мышление,

- развивать грамотную математическую речь .

Воспитательная: Развивающая: Обучающая: - воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.

Воспитательная:

Развивающая:

Обучающая:

- воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.

Какую часть на рисунке составляет: C D B E а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО; O A F б) треугольник АOL от многоугольника CВАLK; K L в) четырехугольника АВСО от всей фигуры. 8

Какую часть на рисунке составляет:

C

D

B

E

а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО;

O

A

F

б) треугольник АOL от многоугольника CВАLK;

K

L

в) четырехугольника АВСО от всей фигуры.

8

Какую часть на рисунке составляет: C D E B а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО; O A F б) треугольник АOL от многоугольника CВАLK; K L в) какая часть фигуры закрашена в красный цвет; 9

Какую часть на рисунке составляет:

C

D

E

B

а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО;

O

A

F

б) треугольник АOL от многоугольника CВАLK;

K

L

в) какая часть фигуры закрашена в красный цвет;

9

Какую часть на рисунке составляет: C D E B а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО; O A F б) треугольник АOL от многоугольника CВАL; K L в) четырехугольника АВСО от всей фигуры. 10

Какую часть на рисунке составляет:

C

D

E

B

а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО;

O

A

F

б) треугольник АOL от многоугольника CВАL;

K

L

в) четырехугольника АВСО от всей фигуры.

10

Какую часть на рисунке составляет: C D E B а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО; O A F б) треугольник АOL от многоугольника CВАLK; L K в) четырехугольника АВСО от всей фигуры. 11

Какую часть на рисунке составляет:

C

D

E

B

а) треугольник АВО от четырехугольника АВСО;

O

A

F

б) треугольник АOL от многоугольника CВАLK;

L

K

в) четырехугольника АВСО от всей фигуры.

11

Дополнительные название некоторых дробей  - Половина (Одна из двух равных частей, вместе составляющих целое).   - треть (Одна из трех равных частей, на которые делится что-нибудь).     - четверть  (Одна из четырех равных частей, на которые делится что-либо).  

Дополнительные название некоторых дробей

- Половина (Одна из двух равных частей, вместе составляющих целое).

 

- треть (Одна из трех равных частей, на которые делится что-нибудь).

 

- четверть (Одна из четырех равных частей, на которые делится что-либо).

 

Собери урожай     Помогите Незнайке собрать груши на которых записаны неправильные дроби.    17               

Собери урожай

 

Помогите Незнайке собрать груши на которых записаны неправильные дроби.

 

17

 

 

 

 

 

Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.  Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью.

Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.

Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью.

Сравните дроби   1.   1. 2.   2.   3.     3.   4. 4.     5. 5.  

Сравните дроби

 

1.

 

1.

2.

 

2.

 

3.

 

 

3.

 

4.

4.

 

 

5.

5.

 

2см

2см

 

 

    = +

 

 

=

+

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило сложения можно записать так:

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило сложения можно записать так:

4 10 6 10- 4 = = - 10 10 10 10

4

10

6

10- 4

=

=

-

10

10

10

10

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же. С помощью букв правило вычитания можно записать так:

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило вычитания можно записать так:

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Работа с учебником Стр. 156 № 1005 № 1006 № 1008

Работа с учебником

Стр. 156

1005

1006

1008

Проверь правильность выполнения действий. Отметь неправильные решения, исправь их:

Проверь правильность выполнения действий. Отметь неправильные решения, исправь их:

Проверь себя

Проверь себя

На уроке мне

На уроке мне

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Я научился …
  • Меня удивило …
  • У меня……….настроение
Домашняя работа Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158. Выполнить письменно № 1017, №1019, №1020.

Домашняя работа

  • Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.
  • Выполнить письменно

№ 1017, №1019, №1020.

Сведения об авторе:   Бабенко Наталия Еманоиловна Учитель математики  МОУ «СОШ№13« г. Воркуты р. Коми. Esc

Сведения об авторе:

Бабенко Наталия Еманоиловна

Учитель математики

МОУ «СОШ№13«

г. Воркуты р. Коми.

Esc


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Автор: Бабенко Наталия Еманоиловна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока на тему"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_na_tiemu_slozhieniie_drobiei_s_odinakovymi_zna"
    ["file_id"] => string(6) "403191"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490448764"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419688943"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Правила сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями "
    ["seo_title"] => string(87) "pravila-slozhieniie-i-vychitaniie-obyknoviennykh-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "147234"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419348218"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" "
    ["seo_title"] => string(121) "priezientatsiia-k-uroku-matiematiki-v-5-klassie-na-tiemu-slozhieniie-i-vychitaniie-drobiei-s-odinakovymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "148402"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419691079"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Cложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями. "
    ["seo_title"] => string(75) "clozhieniie-i-vychitaniie-ratsional-nykh-drobiei-s-raznymi-znamienatieliami"
    ["file_id"] => string(6) "136668"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417165219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства