Тема «Сложение и вычитание чисел в пределах 10»
Форма урока: интегрированный урок (математика и развитие речи).
Тип урока: закрепление и повторение
Цели:
закрепление нумерации чисел в пределах 10;
совершенствование вычислительных навыков в пределах 10;
закрепление умения решать простые задачи;
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развитие памяти, внимания, мышление;
развитие мелкой моторики, пространственной ориентации;
развитие речи (с использованием математических терминов).
Оборудование: рисунки лесных птиц, деревьев, животных; веер чисел первого десятка; карточки с примерами в виде яблок; мяч; шаблоны геометрических фигур, компьютерная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята все ли вы готовы к уроку? Молодцы! Повторите за мной: «1, 2, 3, 4, 5 – рады мы гостей встречать». Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, и с хорошим настроением начнем работать. Садитесь.
2.Сообщение темы урока.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он объединяет математику и развитие речи. Мы будем на уроке не только считать, решать примеры в пр. 10, но и будем говорить о природе. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Нам этот дом всегда открыт,
Там летом пёстрый стол накрыт.
И ждут нас там ручьёв прохлада,
Грибов и ягод сколько надо,
А можно встретить и лису
В большом и солнечном (лесу). (Слайд 1)
-Мы отправляемся на прогулку в лес.
-Ребята, как вы себе представляете лес? (Ответы детей).
- Лес – это множество деревьев, растущих вместе. Лес украшает нашу планету. В лесу много ягод, грибов, орехов. Это дом для животных и растений. Его надо беречь и охранять.
Здравствуй лес
Великий лес
Полон ты разных чудес
Нам сегодня помоги
Двери детям отвори.
3.Актуализация знаний.
1).Интеллектуальная разминка (задание на развитие памяти и внимания).
-Ребята, на уроке вы должны быть очень внимательными, многое вспомнить, закрепить, поэтому сейчас потренируем память и внимание. Внимательно посмотрите на доску. Запомните. (Убираю карточки).
4 8 ель 9 10
-Сколько всего чисел?(4)
-Какое первое?(4)
-Последнее?(10)
-Каким по счёту стоит число 8?(2)
-Что в центре? (Показ картинки ели).
-Какие числа были слева от ёлки?
Какие числа были справ от ёлки?
-Молодцы! Вы очень внимательны.
-Ребята, ель — самое распространённое в наших местах дерево с колкой зелёной хвоей. В её ветвях ютятся птицы, строят домики-гнёзда проворные белки. Из её древесины изготовляют музыкальные инструменты.
-Ребята, посмотрите, вот какие деревья растут в наших лесах Краснодарского края. (Слайд 2).
2). Минута чистописания.
-А сейчас у нас минутка чистописания. Ребята, давайте вспомним, как правильно сидеть за партой и работать в тетради.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
-Ребята, посмотрите в тетрадь. Какую цифру будем писать?
-Правильно, восемь.
У восьмерки два кольца без начала и конца.
(Дети работают в тетрадях).
-Молодцы!
3).Устный счет.
-Ребята, а сейчас хором мы сосчитаем от 1 до 10 и обратно; от 10 от 7; от 6 до 9; от 5 до 10; от 10 до 3.
-А какое число при счете следует за числом 5 (7, 8, 9)? (Игра с мячом.)
-Какое число пропущено в числовом ряду?
1, 2, 3, 4, 5, …, 7, 8, 9, 10. (Дети записывают числовой ряд, подчеркивая вставленную цифру).
-Ребята, а ведь лес – одно из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего птиц встречается в лесу. Птицы украшают нашу планету. С ними весело. Птицы приносят пользу, поедая вредных насекомых.
-Ребята, попробуйте отгадать эту птицу.
Эта птичка – невеличка
Всего два звука знает,
В лесу их повторяет –
Года тебе считает.
-Правильно, ребята это кукушка. (Показываю картинку кукушки). Увидеть кукушку очень сложно: эти птицы очень осторожны. Прилетая с зимовки они селятся в лиственных, хвойных лесах, высоко в горах или озёр – для кукушки важны не столько особенности места, сколько птицы, которым можно подложить яйца. Подкладывание яиц – одна из самых интересных особенностей кукушки. Каждая самка занимает участок, где высматривает гнёзда других птиц и в дневное время, когда хозяева отсутствуют, переносит им свои яйца. После этого судьба кукушат полностью зависит от «приёмных родителей».
-Давайте вспомним скороговорку про кукушку:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
-Ребята. посмотрите на экран. Вот какие птицы обитают в наших лесах.
(Демонстрация картинок птиц). (Слайд 3, 4, 5.)
2. Пальчиковая гимнастика.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
3.Работа по теме урока.
1). Решение примеров.
-Ребята, мы встречаем следующего жителя леса. Отгадайте, кто это?
Словно елка, весь в иголках.
-Посмотрите на ежа. (Показываю картинку ёжика).
-Кто сможет кратко описать ежика? (Ответы детей). ( Еж – небольшой зверек. Тело у него округленное, покрыто жесткими, торчащими иглами. Мордочка вытянутая, заостренная. Ушки небольшие, стоячие. Глаза маленькие, черные. Днем он спит, а ночью бродит в поисках корма.)
-А чем питается ежик? (Насекомыми, червями, мышами, гадюками, яблоками).
– Ребята, а вы знаете, что в лесу тоже растут яблоки. Это лесные дикие яблоки. Ежи их очень любят кушать. Вот у нас и красные яблочки и зеленые. Давайте попробуем ёжику собрать их. Наше задание – прочитать на обратной стороне примеры, записать и решить.
4+3 5-4 10-7 7-6
5+4 8-5 7+3 8-8
(Дети, выходя цепочкой к доске, читают, записывают, решают примеры).
-Ребята, сколько красных яблок у ёжика? (5)
-А сколько зеленых яблок? (3)
-Каких яблок больше?
-Сколько всего у ежа яблок, как мы узнаем?
(Записать решение в тетради. 5+3=8).
2).Работа над задачей.
-Ребята, а вы знаете, что у ежей есть в лесу враги. А кто? Отгадайте загадку.
За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…. Нет ни дыма, ни пожара.
-Правильно, лисица.
-Лисица ежа не съест, если мы правильно решим задачу. Открываем учебники на стр.95 и находим задачу №44. Рассматриваем рисунки. Придумываем к рисункам условие задачи, вопрос про птиц и записываем решение. (Дети составляют задачу, записывают решение 10-3=7).
-Ребята, посмотрите на животных, которые встречаются в наших лесах. (Слайд 6 и 7).
3).Физ-ка.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький
Наш медведь идет домой, а за ним и заинька
Мы зверюшек провожаем
И урок наш продолжаем.
4).Геометрический материал.
- Ребята, какая это фигура? (Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Вывешиваю шаблоны фигур на доску.
-Какая фигура находится на втором месте?
-Какая фигура первая, последняя?
Убираю фигуры, вывешиваю, меняю их местами.
-Что изменилось? Молодцы.
4.Итог
-Нам пора возвращается из леса. Понравилось ли вам путешествие?
-Что нового вы узнали?
-Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке! Закончить урок хочу словами Михаила Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».