«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Цель: используя ранее изученный материал и цифровые образовательные ресурсы научиться выполнять новые арифметические действия – сложение и вычитание арифметических дробей с одинаковыми знаменателями; развивать познавательный интерес к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»»
МБОУ «Малодербетовская гимназия им. Б.Б.Бадмаева»
Заверено:
Директор МБОУ «МДГ»
________ /Бастаева В. Б./
Урок математики в 5 классе.
Тема урока:
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Учитель: Манджиева Е.В.
Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Тип урока: комбинированный
Длительность: 2 учебных часа
Оборудование:
проектор,
Экран
компьютер учителя с выходом в Интернет
Цель урока: используя ранее изученный материал и цифровые образовательные ресурсы научиться выполнять новые арифметические действия – сложение и вычитание арифметических дробей с одинаковыми знаменателями; развивать познавательный интерес к математике.
Задачи:
- обучающие: (формирование познавательных УУД) учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, в том числе в пространстве Интернета, строить сообщения в устной и письменной форме
-развивающие: (формирование регулятивных УУД и метапредметных результатов) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы. Учащиеся приобретают навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ
-воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т.е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
План.
№
Этап урока
Время (в мин.)
1.
Организационный момент.
2
2.
Проверка домашнего задания
3
3.
Задание на повторение
7
4.
Актуализация темы и мотивация темы.
2
5.
Изучение нового материала. Сложение
4
6
Практическая часть. Игровое задание Сложение
7
7
Время расслабления
3
8
Изучение нового материала. Вычитание
4
9
Практическая часть. Игровое задание Вычитание
7
ИТОГО
40
Перемена
10
Изучение нового материала. Вычитание правильной дроби из единицы
3
11
Практическая часть. Выполнение номера из учебника
6
12
Практическая работа. Закрепление
11
13
Время расслабления
3
14
Контроль знаний. Математический диктант
8
15
Рефлексия
4
16
Выставление отметок
3
17
Задание домашней работы
2
ИТОГО
40
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение обыкновенных дробей. Научимся складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. На практике применим знания. В конце этих двух уроков проверим, как вы поняли эту тему, а также я попрошу вас самостоятельно оценивать свою работу на уроке, насколько вы прикладываете усилия, работаете ли вы в полную силу.
Итак, запишите, тема сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, одним из заданий на дом была игра на сайте http://school-collection.edu.ru (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ce0882cf-3a59-4597-9483-f5c6e0b10d77/) Классификация обыкновенных дробей по видам: правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые дроби.
- Расскажите, кто, сколько набрал баллов (из 44 возможных)
- Какие названия дробей пришлось вспомнить? (Правильная дробь, неправильная дробь, сократимая дробь, несократимая дробь, дробь равная единице)
- Какие были трудности (например, необходимо учесть, что правильная дробь может быть также сократимой, а сократимая – неправильной, т.е. одна и та же дробь может быть размещена в разные группы)
- Что помогло в этой игре? (подсказка)
- Понравилась ли игра? Хотели бы вы еще поиграть в такие интерактивные игры?
- Ребята я вам доверяю, если вы получили от 37 до 41 балла, могут себе поставить отметку «4», те кто набрал от 42 до 44 баллов – отметку «5»
Учитель: хорошо, что большинство из вас выполнило это задание, вы самостоятельно приняли решение выполнить дополнительное задание, и шли к выполнению этой цели.
3. Задание на повторение.
Чтобы вы настроились на рабочий лад, я предлагаю вам выполнить задачу на повторение, пять первых человек, кто ее решит и поднимет руку, получит «5». Но помните, что выкрикивая с места ответ вы не только не получите отметку, но и других лишите такой возможности, а это даже хуже, потому что вы – один коллектив
Учитель: расскажите, как вы получили правильный ответ?
Ученики: мы превратили смешанные дроби в неправильные, получилось:
9 1/3 = 28/3
4 4/5 = 24/5
1 2/25 =27/25
соответственно, если первая девочка использовала баночки по 1/3 кг, то получается 28 баночек, если вторая девочка использовала баночки по 1/5кг, то получается 24 баночки, и если третья девочка использовала баночки по 1/25 кг, то у нее получилось 27 баночек. Вместе 28+24+27=79 баночек – правильный ответ
4. Актуализация темы и мотивация темы.
Учитель: Очень хорошо, продолжим урок.
А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать?
Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить.
Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями?
Ученики: тоже можно складывать и вычитать…
5. Изучение нового материала. Сложение
Учитель: а как это сделать мы сегодня увидим, а я предлагаю посмотреть, как же все-таки можно сложить дроби с одинаковыми знаменателями
Ссылка:
http://fcior.edu.ru/card/5198/slozhenie-drobey-s-odinakovymi-i-raznymi-znamenatelyami-slozhenie-smeshannyh-chisel-i1.html# (первые две страницы)
Учитель: Ребята, запишите эти примеры в тетрадь.
6. Практическая часть. Игровое задание Сложение
Учитель: Теперь немного поиграем и выясним, как вы поняли, как складывать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть. Решая правильно пример, вы поднимаете руку, я вас спрашиваю, если ответ верный, то вы получаете сегодня на уроке фишку, в конце второго урока я подведу итог, пять человек, у которых будет больше всего фишек, получат достойную отметку. Для каждого примера будет дано 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте:
Учитель: ребята, вы, наверное, знаете, что когда занимаешься одной и той же работой, то немного устаешь, лучший способ избежать утомляемости - на несколько минут отвлечься и постараться расслабиться. А если послушать в этот момент расслабления спокойную красивую музыку, то получится замечательный отдых. Приближается новый год, и мне хотелось бы, чтобы вы послушали фрагмент произведения нашего русского композитора Чайковского, на новогоднюю тему. Называется он «танец феи Драже ». Можете закрыть глаза и представлять что-то свое, а можете посмотреть на экране прекрасные новогодние картинки
http://www.youtube.com/watch?v=468onQOJSl8
8. Изучение нового материала. Вычитание
Учитель: немного передохнули, продолжим, сейчас вашему вниманию будет представлен образец вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Образец запишите в тетрадь
Учитель: Теперь опять поиграем и выясним, как вы поняли, как вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть, за правильный ответ также – фишка. Для каждого примера будет дано также 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5443ad0b-c454-45b5-b7ed-d86080979a1d/24_2_fr2.ppt
Учитель: молодцы справились с заданием, сейчас прозвучит звонок на перемену, отдохните.
Перемена
10. Изучение нового материала. Вычитание правильной дроби из единицы
Учитель: Итак, ребята продолжим, в предыдущих заданиях мы вычитали дроби с одинаковыми знаменателями, а то делать если такую дробь нужно вычесть из единицы? то есть из целого числа? Например, 1- 4/9?
Давайте послушаем
http://fcior.edu.ru/card/13138/vychitanie-pravilnoy-drobi-iz-edinicy-vychitanie-chisel-s-celoy-i-drobnoy-chastyu-i2.html# (первые три страницы)
Запишите образец в тетрадь.
11. Практическая часть. Выполнение номера из учебника
Учитель: выполните по образцу № 426 самостоятельно. Выполнили, поменяются тетрадями с соседом по парте, сверьте с написанными ответами на доске. Решившие все примеры правильно получают фишку.
№426
а) 1-2/5
б)1-3/4
в)1-4/7
г)1-10/11
12. Практическая работа. Закрепление
Сейчас на экране будут появляться примеры. Вы записываете примеры в тетрадь, выбирая правильный ответ из четырех, поднимаете руку, чтобы сказать правильный ответ. За правильный ответ – фишка. В итоге должно появиться слово – название одного из главных музеев нашей страны
Учитель: молодцы, справились с заданием, а музей – Эрмитаж
13. Время расслабления
Перед самостоятельной работой опять немного передохнем и восстановим силы. На этот раз я предлагаю вам фрагмент балета Чайковского «танец цветов », отдохните
http://www.youtube.com/watch?v=Z9X0Zgl4Nxo
14. Контроль знаний. Математический диктант
Учитель: а теперь проверим, насколько вы запомнили главные моменты нашего урока. Сейчас на экране перед вами будут появляться примеры, вы решаете их устно и ответ записываете дважды – в предложенный вам лист и в тетрадь. Листочки вы сдадите мне на проверку, а по тетрадям вы тут же проведете самооценку своей работы
Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему? что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше?
16. Подведение итогов:
Учитель: ребята, давайте выясним, кто, сколько сегодня фишек заработал? У кого сколько? Итак, …. Получают отметки. Приготовьте дневники, я распишусь.
17. Задание домашней работы
Учитель задает
А) номер из учебника по теме №427(. Обязательный)
Б) задача из Интернета по желанию. (заранее скидывает всем учащимся ссылки на их электронные адреса)
Учитель: я думаю вам, ребята, будет интересно решить такую задачу самим
В) номер из учебника по будущей теме №449 – сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (для создания проблемной ситуации – как складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, еще не проходили.)
Учитель: Итак, я была рада встрече с вами, интересуйтесь математикой, это, несомненно отразится в положительную сторону в ваших размышлениях и действиях. До свидания.