обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
усиление практической направленности обучения;
применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развивающие (формирование коммуникативных и личностных УУД):
формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
расширение знаний о растениях.
Воспитательные (формирование регулятивных УУД):
воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
ТИП УРОКА:
Урок обобщения и систематизации знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор; ноутбук; карточки с домашним заданием.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
Создается презентация с помощью прикладной программы PowerPoint (приложение1); непосредственно перед уроком настраивается мультимедийный проектор.
КОММЕНТАРИИ:
В скобках после вопроса учителя идут предположительные ответы, которые могут дать учащиеся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Присаживайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем.
Будем весь урок решать.
2. Актуализация знаний
И первое, что мы сделаем – это повторим.
Слайд 2
Сравните дроби:
6,37 * 6,299 10,1 * 10, 099
9,18 * 9, 1798 7,01 *7, 018
9, 004 * 9,04 28,028 * 28,0209
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
3. Постановка цели урока
Слайд 6
- Что мы изучали на предыдущих уроках? (Сложение и вычитание десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, перевод десятичных дробей в обыкновенную дробь и обратно. )
- Как вы думаете, чем мы займемся сегодня? (Умножением десятичных дробей, сложением и вычитание десятичных дробей, решение задач. )
- Сегодня мы будем решать примеры на совместные действия сложения и вычитания десятичных дробей.
Слайд 7
- Откройте тетради, отступите от оценки четыре клетки, на полях запишите число… Записываем тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Что должны повторить? (Сложение и вычитание десятичных дробей)
- Что должны запомнить? (Сложение и вычитание десятичных дробей столбиком)
- Разбейте по пунктам правила сложения и вычитания десятичных дробей
Слайд 8
- Что сегодня вы должны узнать? (…)
- А узнаете сегодня вы материал из биологии, истории...
4. Формирование умений и навыков
- Какие дроби мы изучали? (Обыкновенные и десятичные)
- А какие дроби чаще встречаются? (Десятичные)
- Как вы думаете почему? (Легко вычислять, действия с десятичными дробями как с натуральными числами, вся вычислительная техника на десятичных дробях. )
Слайд 9
Графический диктант
Слайд 10
Ключ к графическому диктанту
Слайд 11
Используя свойства сложения и вычитания вычислить удобным способом:
1)3,21+(6,58+2,79)=? (12,58)
2)(3,256+2,6)+(1,744+3,4)=? (11)
3)(23,624+24,33)-20,33=? (27,264)
Слайд 12
Решаем уравнение:
16,5 – а = 1,9 2) (х - 4,6) + 3,7 = 4,3
а = 16,5 – 1,9 х – 4,6 = 4,3 – 3,7
а = 14,6 х - 4,6 = 0,6
х = 4,6 + 0,6
х = 5,2
Два ученика работают на скрытой доске, остальные выполняют самостоятельно, затем сверяются.
5. Физминутка
Слайд 13
1 Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
(Выполняем движения по тексту.)
Слайд 14
Слайд 15
Решите примеры
1) 98,759+0,29
2) 103,54+69,093
3) 140,4-12,967
4) 132-17,89
Слайд 16 проверка
6. Самостоятельная работа
Слайд 17
Выполнив задания к карточкам 1-4, ребята узнают о цветах и травах
КАРТОЧКА 1
номер задания
Е
Р
А
Б
Ч
Ц
1
2,223
3,55
5,154
4,21
5,135
3,21
2
104,24
100,5
95,61
98,8
6,3
33,5
3
0,2
0,11
0,23
1,15
1,98
7,9
4
6,55
6,05
30,7
4,05
10,8
30,75
5
31,55
30,7
13,48
15,2
29,4
32,22
6
5,23
6,21
18,3
14,5
13,6
8,19
Задания к карточке 1
2,125 + 3,01 = ?
103,11 – 7,5 = ?
Решить уравнение 2 – х = 0,85
Решить уравнение х + 12,45 = 18,5
В первый день продали 12,5 м. ткани, а во второй день еще 19,05 м. Сколько ткани продали за 2 дня?
Масса двух кочанов капусты 12,47 кг, а одного из них 4,28. Какова масса другого качана?
КАРТОЧКА 2
номер задания
Ь
Н
О
Л
П
Ы
1
4,954
5,701
9,553
7,65
7,83
9,72
2
4,03
3,24
1,84
4,09
5,13
5,04
3
11,32
0,39
12,372
12,93
7,81
14,85
4
100,8
139,25
4,39
18,95
12,05
116,86
5
8,82
5,59
105,31
5,14
9,9
8,07
6
28,11
35,9
30,17
33,88
32,76
19,9
Задание к карточке 2
5,51 + 2,32 = ?
4,34 – 2,5 = ?
Решить уравнение х – 10,5 = 2,43
Решить уравнение 152 – х = 35,14
Металлическую балку длинной 8,75 м. разрезали на две части. Длина одной части 3,16 м. Найти длину второй части.
Яблоки с ящиком весят 30,9 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 2,79 кг?
КАРТОЧКА 4
номер задания
Ь
П
Л
Ю
А
Т
Н
1
10,7
11,44
9,05
14,75
13,74
17,85
15,85
2
28
8,984
98,84
20,291
25,2
28,891
29
3
56,6
70,6
76,6
56,6
45,9
62,8
64,5
4
93,54
87,45
94,4
54,21
100
179,56
42,9
5
8
4,4
14,8
5,1
6,3
7,8
7
6
3,66
3,0076
0,376
0,021
3,76
3,222
180
7
3,09
195,4
108
189,5
170,8
187,3
185,8
Задания к карточке 4
5,9 + 11,95 = ?
27,9 – 7,609 = ?
Решите уравнение х – 47,5 = 29,1
Решите уравнение 146 – х = 52,46
В дно реки забили бетонный стол высотой 9,6 м. так, что 3,4 м. было в земле , а 1,8м. под водой. Какова глубина реки в этом месте?
Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных
В первый день автомобиль проехал 238,4 км., а во второй день на 52,6 км. меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
КАРТОЧКА 3
номер задания
Б
Е
З
В
Р
Й
О
1
7,098
7
6,918
7,9
8,112
31,299
61,098
2
14
8,909
15,21
14,282
9,72
8,7
9
3
69
71,6
70,5
12,8
19,85
12,6
14,15
4
6
23
13,59
14
13,01
12,59
24
5
90
47,3
95
2,5
78,7
80
87,1
6
25,543
3,348
7
28,891
25,1
27,28
9
7
141,3
140
89,3
123,5
122
190,2
129,5
8
3,25
0,024
2,4
2,04
0,204
0, 24
2,45
Задание к карточке 3
34,008 – 27,09 = ?
8,312 + 5,97 = ?
Решите уравнение х – 29,5 = 42,1
Решите уравнение 5,29 + х = 18,3
В одном 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
(37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078).
Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см.короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
В результате самостоятельной работы по карточкам на доске должны появиться слова: ЧАБРЕЦ, ПОЛЫНЬ, ЗВЕРОБОЙ, ТЮЛЬПАН
А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства.
Слайд 18
ЧАБРЕЦ
Чабрец — красивейший маленький полукустарничек до 15 см высотой, цветоносные стебли у него слегка приподнимающиеся, листья эллиптические до 1 см длиной.
Это трава полезна для человека. Чабрец надо собирать в пору цветения, но не рвать с корнем. Отвар чабреца помогает при укусах насекомых, лечит ангину. Полезен чай с чабрецом, используется при заболеваниях десен, заживляет раны.
Слайд 19
ПОЛЫНЬ существует много разновидностей этой травы. Полынь Крымская имеет печальную славу. В 1722 году во время похода Петра I на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось отложить.
Полынь горькая давно используется в медицине.
Лекарства из полыни восстанавливает силы после продолжительной болезни.
Слайд 20
ЗВЕРОБОЙ
Существует несколько разновидностей зверобоя. Однако лечебными свойствами обладают только две из них: зверобой обыкновенный и зверобой четырехгранный. Отличия между ними незначительные.
Зверобой – трава целительным действием. Повышает кровяное давление. Ещё с древних времён применяли настои из травы зверобоя, приготовленные на воде, для лечения заболеваний сердца, простуды, гриппа, головных болей, заболеваний печени, желудка.
Слайд 21
ТЮЛЬПАН
2020 год — особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии. По указу президента объявлен годом Памяти и Славы.
Джемма Случак-Марцинкевич
Тюльпаны-символы Победы
Предвестники весны - грачи. Победы вестники - тюльпаны. Цветы - природные врачи. Они на сердце лечат раны.
Они вершина красоты. Сердца, закрытые в бутоны. В парадный строй встают цветы- Солдаты парков и газонов.
Стоит почётный караул Тюльпанов, символов Победы. Сон сторожат тех, кто уснул Так и не став отцом и дедом.
Но в день Победы их сердца Переселяются в тюльпаны. По воле Бога-мудреца Бойцы выходят из нирваны.
Тюльпан возьми! Не надо слов. Цветы сильней речей и взглядов. И нашу чувствуют любовь. Их только сердцем слушать надо.
Слайд 22
Джемма Случак-Марцинкевич
Окончила пединститут. Работала учителем физики и математики в Минске. Будучи классным руководителем, писала в стихах сценарии для праздников, вечеров.
Слайд 23
Решаем задачи:
Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 22,7 км/ч, а скорость течения реки 3,6 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения реки.
(Решают в тетрадях, затем один ученик записывает на доске.)
Слайд 24
Одна сторона треугольника 83,6см, вторая на 14,6см длиннее первой, а третья на 8,6см короче второй. Найдите периметр треугольника.
Решение:
83,6 + 14,6 = 98,2 (см),
98,2 – 8,6 = 89,6 (см),
3) 83,6 + 98,2 + 89,6 = 271,4 (см).
( Решают в тетрадях, затем сверяем решения)
6. Итог урока и домашнее задание
- Чего нового узнали на уроке
- Скажите, к каким заданиям мы применяли сложение и вычитание десятичных дробей? (Для решения задач и уравнений)
- А какое задание мы не рассматривали? (Применение сложения и вычитания к сравнению)