Просмотр содержимого документа
«Система работы над составной задачей во 2 классе»
Обучение решению составных задач. Составная задача включает в себя ряд простых задач, служат данными других. Решение составной задачи сводится к разделению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению.
Проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.
Ознакомление с составной задачейи формирование умений решать составные задачи. При ознакомлении с составными задачами ученики д/уяснить основное отличие составной задачи от простой – ее нельзя решить сразу. Предусматриваются специальные подготовительные упражнения:
1 Решение простых задач с недостающими данными (ученики делают вывод, что не всегда можно сразу ответить на вопрос задачи, т.к. может не хватать числовых данных, их надо получить).
2. Решение пар простых задач (число, полученное в ответе на вопрос первой задачи, яв-ся одним из данных во второй задаче.)
3. Постановка вопроса к данному условию. «Я скажу условие задачи» - говорит учитель, - «а вы подумайте и скажите, какой можно поставить вопрос».
4. Выработка умений решать простые задачи, входящие в составную (до введения составных задач определенной структуры надо сформировать умение решать соответствующие простые задачи.)
Для знакомства с составной задачей отводится в 1-м классе уроки, на которых особое внимание уделяется установление связей между данным и искомым, составлению плана решения и записи решения.
Первыми лучше включать задачи, при решении которых надо выполнить 2 различных арифметических действия: сложение и вычитание.
Существуют задачи с двумя математ-ми структурами:
1 Задачи на нахождение суммы и остатка. «Мама сорвала с одной яблони 5яблок, а с другой – 3 яблока. 6 яблок она отдала детям. Сколько яблок осталось у мамы?»
2. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц и нахождение суммы. «В одной вазе 7 конфет, в др. на 4 конфета меньше. Сколько конфет в двух вазах?
Через несколько уроков м/ввести задачи в условиях к-го даны т-ко 2 числа и предлагать детям самост-но поставить вопрос (части нужно включать составные задачи в противопоставлении с простыми). В 1-4 кл. решаются состав. задачи, которые органически связываются с изученным материалом. В 1кл. решается задача на 2 действия, 2кл.- 2-3д., 3кл.-3-4д., 4кл.-2-4д.
Общин приемы работы над задачей. Сущ-ет мет-ка формирования умения решать задачу. Этапы мет-ки:
1)Учащиеся получают инструкцию в виде памяти: а) «прочитай задачу и представь то, о чем говорится в задаче»; б) запиши задачу кратко или выполни чертеж; 3) объясни, что показывает каждое число и назови вопрос задачи; 4) подумай, какое число получится в ответе: больше или меньше чем данное число?; 5) подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то почему? Что можно узнать сначала, что- потом? Составить план решения; 6) выполни решение; 7) ответь на вопрос задачи; 8) проверь решение.
Надо иметь в виду, что необходимым условием для решения составной задачи является твердое умение детей решать простые задачи, входящие в составную. Следовательно, до введения составных задач определенной структуры надо сформировать умение решать соответствующие простые задачи.
Первыми лучше включать задачи, при решении которых надо выполнить два различных арифметических действия: сложение и вычитание. При этом содержание задач должно позволять проиллюстрировать их.
В период ознакомления с составными задачами очень важно добиться различения детьми простых и составных задач. С этой целью надо чаще включать составные задачи в противопоставлении с простыми, выясняя каждый раз, почему одна из них решается одним действием, а другая — двумя. Полезно также предлагать упражнения творческого характера. Это, прежде всего, преобразование простых задач в составные и обратно. Например: «В зимние каникулы учащиеся отдыхают 10 дней, а в весенние на 2 дня меньше. Сколько дней отдыхают ученики в весенние каникулы?» Учитель предлагает изменить вопрос задачи так, чтобы задача решалась двумя действиями.
Основные выводы по текстовым задачам
Установили, что любая текстовая задача состоит из взаимосвязанных условий и требований.
Основными методами решения таких задач являются арифметический и алгебраический, а процесс решения задачи включает следующие основные этапы:
1) анализ;
2) поиск плана решения;
3) осуществление плана решения;
4) проверка.
Рассмотрены некоторые приемы выполнения этих этапов. Главный прием — это моделирование. Прежде всего, решить текстовую задачу — это значит построить ее математическую модель (выражение или уравнение). Но чтобы облегчить поиск математической модели, нужны модели вспомогательные. Они могут быть графическими (рисунок, условный рисунок, чертеж, схематический чертеж), знаковыми (краткая запись, таблица) и др.