Цель: Закрепить умение решать задачи изученного вида разными способами
Задачи: Рассматривая и сравнивая разные виды задач и способы их решения, используя метод моделирования, совершенствовать мыслительные навыки; закреплять навыки счета в пределах 100.
Развивать гибкость мышления, математическую речь.
Продолжить работу над развитием профиля студента и всех видов навыков, организовав работу в группах по уровням и предоставив возможность презентовать работу.
Оборудование: задания на листах для каждой уровневой группы, кубики, клей, цветная бумага, фломастеры, линейки, формат А3.
Ход урока:
I.Орг. момент. Приветствие.
- Сегодня девизом нашего урока будет китайская мудрость:
«Я слышу - и забываю,
я вижу - и запоминаю,
я делаю – и понимаю».
- Почему говорится, что когда делаешь сам, то понимаешь?
II. Устный счёт
А) «мозговой штурм»
-Какое число было 3 дня назад?
-Какой день недели будет послезавтра?
У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?
- В семье двое детей. Саша брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?
Б) Впиши число вместо знака:
7 3 6 4 9 5 6 5 4
16 18 ?
В) - А сейчас проверим, как вы можете "на слух" решать задачи. Я читаю задачу, а вы в тетрадь записываете только ответ.
Задачи:
1. На одном проводе сидело 8 ласточек, а на другом на 4 ласточек больше. Сколько ласточек сидело на втором проводе?
2. В корзине лежит 14 яблок и 6 груш. Сколько всего фруктов лежит в корзине?
3. У Ромы было 20 марок. Папа подарил ему ещё 7 марок. Сколько марок стало у Ромы?
4.В I коробке 8 ручек, во II – 10 ручек. А в III коробке столько ручек, сколько в I и во II коробках вместе. Сколько ручек в III коробке?
5. У Саши было 80 тенге. Он потратил 50 тенге. Сколько тенге осталось у Саши?
6. У Юли было 11 кукол, а зайчат на 6 меньше. Сколько зайчат было у Юли?
7. Альбом стоит 100 тенге, а блокнот 80 тенге. На сколько тенге альбом дороже блокнота?
Проверка: 16, 20, 27, 18, 30, 5, 20.
- Какие виды задач встретились?
(Учитель выставляет в глоссарий слова: задача, нахождение суммы, на увеличение, на уменьшение, нахождение остатка, на сравнение)
_ Сколько действий надо было выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно).
- Что можно сделать, чтобы задачи решались двумя действиями?
Ответ: 1.Изменить вопрос, чтобы действий стало больше.
2. Дополнить условие (добавить числа), не изменяя вопроса.
3.Изменить текст задачи.
III.Постановка проблемы.
- Сегодня мы будем решать задачи в 2 действия и постараемся доказать такую гипотезу:
Задачу можно решить разными способами.
IV. План урока:
1.Определение структуры задачи
2. Исследование способов решения задачи
3. Презентация
Актуализация знаний. Работа с глоссарием.
- Из каких частей состоит задача? ( В глоссарий выставляются слова: условие, вопрос, схема, модель, решение, ответ)
-Как можно доказать гипотезу? (Решить задачи разными способами).
Определение знаний по континууму и деление на группы
1 группа – начинающий уровень
2 группа – базовый уровень
3 группа – творческий уровень
V. Исследование способов решения
Каждая группа получает простую задачу, преобразовывает её в составную, решает разными способами, сопровождая моделью или схемой.
1 группа (работает под руководством учителя)
Задача: На одном проводе сидело 8 ласточек, а на другом на 4 ласточек больше. Сколько ласточек сидело на втором проводе?
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями. Решите задачу разными способами.
Изменяют вопрос – Сколько всего ласточек сидело на проводе? В ходе исследования получается на листе продукт:
Условие:
1провод -8 ласт. ?
2 провод -?л., на4 больше
Схема:
Решение: 1 способ
1) 8+4=12 (л) - на 2 проводе
2) 8+12=20(л) – всего
2 способ
1) 8+8=16 (л) – если бы было поровну
2) 16+4=20(л) – всего
Ответ: 20 птиц всего
2 группа
Задача: У Саши было 80 тенге. Он потратил 50 тенге на ручку. Сколько тенге осталось у Саши?
( Дополните условие так, чтобы задача решалась двумя действиями. Решите задачу разными способами).
(Добавляют условие: он потратил 50 тенге на ручку и 20 тенге на ластик)
Условие:
Было – 80 тг
Потратил 50 тг и 20 тг
Осталось -?тг
Схема:
Решение:
1способ
1)50+20=70 (тг)-потратил
2)80 – 70 = 10(тг)- осталось
2 способ
1)80-50=30(тг)-осталось после покупки ручки
2) 30-20=10(тг) – осталось
3способ
1)80-20=60(тг)-осталось после покупки ластика
2) 60-50=10(тг) – осталось
Ответ: 10 тенге осталось у Саши.
3 группа
Задача: На фотоплёнке а кадров. В первый день Юра сделал в снимков, а во второй день на 4 больше. Сколько не отснятых кадров осталось на фотоплёнке?
- Определите, какие способы решения подходят к этой задаче: А, Б, В.
А) 1) + 2) + 3) –
Б) 1) + 2) - 3) –
В) 1) - 2) + 3) –
(Начертите чертёж к задаче, вставьте подходящие числа и решите её разными способами)
Чертеж: а
в в+4 ? тг
VI. Презентация. Каждая группа презентует задачу, называя из каких простых задач она состоит и способы решения.
VII. Какие концепции помогли нам доказать гипотезу?
(виды задач- функция,
способы решения – размышление, изменение)
VIII. Оценивание по континууму:
1)Гипотезу доказали.
Всё понятно.
Умею решать задачи разными способами.
2)Гипотезу доказали частично.
Затрудняюсь в понимании.
3) Мне было трудно. Нужна помощь.
Итог урока:
- Какое задание было трудным?
- А какое задание было наиболее интересным?
- Как оцените работу своей группы? Какими вы были на уроке?