Тема: Решение квадратичных неравенств методом интервалов.
Цель урока: Формирование в учащихся умения решать квадратичные неравенства методом интервалов.
I. Проверка домашнего задания.
1. Проверить правильность выполнения домашнего задания с записями на доске, сделанными до начала урока и дополнительно заполнить таблицу.
Упражнение № 326
a) (x+25) (x-30) <0; б) (x+6) (x-6) >0.
+ - + + - +
____-25_________30________ ______-6____________6_____
Ответ: (-25; 30) Ответ: (- ∞; -6)U(6; +∞).
Упражнение № 330
в) (x+12) (3- x) >0; г) (6+x) (3x-1) <0
(x+12) (x-3) <0 3 (x+6) (x- 1/3) <0
+ - + + - +
____-12___________3______ ______-6____________1/3_______
Ответ: (-12; 3) Ответ: (-6; 1/3).
Неравенства
Решение
(x-2) (x+3) ≥0
(t+3) (t+4) <0
x2-4 ≥0
x2+6x≥0
II. Решение квадратичных неравенств методом интервалов.
Решение упражнений
1.Решите неравенства методом интервалов:
а) x2-6x+8 <0; б) x2+2x+5 ≥0;
в) - x2+6x-10 <0; г) x2-5x+7 >0.
2. Упражнения из учебника под редакцией Ю.Н. Макарычева: № 329; № 335; № 338.
__________________________________________________________________
III. Формирование у учащихся умения решать рациональные неравенства методом интервалов.
Рассмотрим функцию f (x)= (x+1) (x-2) (x-3).
Область определения этой функции является множество всех действительных чисел R. Нулями функции являются числа: -1; 2; 3, которые разбивают область определения функции на промежутки (-∞; -1), (-1; 2), (2; 3), (3; +∞).
Выражение (x+1) (x-2) (x-3) представляет собой произведение трех множителей. Знак каждого из этих множителей и знак произведения на данных промежутках подано в таблице:
(-∞; -1)
(-1; 2)
(2; 3)
(3; +∞)
x+1
-
+
+
+
x-2
-
-
+
+
x-3
-
-
-
+
f (x)
-
+
-
+
Мы видим, что на каждом из промежутков (-∞; -1), (-1;2),(2; 3), (3; +∞) функция f (x) сохраняет знак, а при переходе через точки -1, 2, 3 - нули функции - ее знак изменяется.
Вообще, пусть функция задана формулой в виде: f (x)= (x-x1) ( x- x2) (x- x3). (x- xn), где x- переменная, x1, x2, x3. xn не равные друг другу числа. Числа x1, x2, x3,. xn - нули функции. На каждом из промежутков, на которые область определения разбивается нулями функции, знак сохраняется, а при переходе через ноль знак меняется.
Это свойство используется для решений неравенств вида:
(x- x1) ( x- x2) (x- x3). (x- xn) >0
(x- x1) ( x- x2) (x- x3). (x- xn).<0,
где x1, x2, x3,. xn - не равные между собой числа.
Например. Решить неравенство ( x+4) (x+2) (x-1) (x-3) <0.
Решение
Обозначим на координатной прямой нули функции
f (x) =( x+4) (x+2) (x-1) (x-3) и найдем знак этой функции на каждом из промежутков (-∞; -4), (-4; -2), (-2; 1), (1; 3), (3; +∞). Для этого достаточно знать, какой знак имеет функция на одном из этих промежутков, используя свойство чередования знаков, определить знаки на всех остальных промежутках.
+ - + - +
_______-4_______-2__________1_____2____________
Из рисунка видно, что множество решений неравенства ( x+4) (x+2) (x-1) (x-3) <0 есть объединение промежутков (-4; -2); (1; 3).
Ответ: (-4; -2); (1; 3).
Выполнение упражнений на уроке:
1.Решите неравенство:
а) ( x -7) ( x +5) ( x - 11) >0;
б) ( x+ 8) ( x - 3) ( x + 6) <0;
в) x ( x - 3) ( x+ 4) ( x + 5) ≥0;
г) ( x - 2) ( x + 6) ( x - 9) ( x - 18) ≤0;
2. Решите неравенство:
а) ( x - 3)2 ( x + 3) ≥0;
б) ( x - 3)3 ( x + 3) ≤0;
в) ( x2 - 4x + 3) ( x2 + 2x - 3) ≤0;
г) ( x2 + 2x - 10) ( 4x - x2 - 5) ≥0.
IV. Домашнее задание:
Решить неравенство методом интервалов: № 327 (а; б), № 334 ( б; г; е),
№ 337 (а; б).
V. Подведение итогов урока
Задано неравенство ( x - 2)2 ( x + 3)3 ( x + 5) >0.
Для решения этого неравенства методом интервалов обозначили левую часть через f (x): f (x) = ( x - 2)2 ( x + 3)3 (x + 5).
Укажите, какие из приведеных утверждений правильные, а какие не правильные:
а) областью определения функции y = f (x) является множество всех действительных чисел;
б) нули функции: x = 2, x = -3, x = -5;
в) знаки функции на промежутках, на которые разбивают область определения функции нули функции, чередуются;
г) знаки функции на промежутках такие:
+ - + +
______-5__________-3_________2________
д) решением неравенства является ( -∞; -5) U ( -3; 2) U ( 2; +∞).