Просмотр содержимого документа
«Решение задач с недостающими данными»
Тема: «Решение задач. Как получить недостающие данные»
Цель: знакомство с возможностями получения недостающих данных из различных источников при решении задач
Задачи
Образовательная:
совершенствовать вычислительные навыки;
закреплять умение решать текстовые задачи;
повторить нумерацию чисел;
учить работать с текстами, таблицами, получать недостающие данные из различных источников
Воспитательная:
прививать любовь к родному краю;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать коммуникативные способности;
формировать чувство дружбы, ответственности;
Развивающая:
развивать навыки самостоятельной работы;
развивать информационную культуру учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету
Оборудование: ПК, компьютерная презентация, карточки с названиями районов Кемеровской области, тексты для работы в группах, измерительная линейка, атлас Кемеровской области
ХОД УРОКА
1.Организационный момент урока.
Уч.- Здравствуйте, ребята! Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Я думаю, что урок у нас будет интересным и плодотворным.
2. Актуализация знаний
Уч.- Мы продолжаем работать над решением задач. Определите, где записаны задачи, а где просто текст? (слайд 2)
а) В одной коробке лежало 12 конфет, а во второй в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
б) В одной коробке лежало 12 конфет. А в другой 24 конфеты.
в) Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
Д.- Под буквой б)
Уч.- Почему?
Д.- Нет вопроса.
Уч.- А какую задачу мы не сможем решить? Почему?
Д.- Под буквой в) Мы не знаем, сколько конфет лежало в первой коробке.
Уч. – Дополните условие задачи так, чтобы ее можно было решить.
( Работа в парах. Взаимопроверка.)
3. Работа над новым материалом
Уч.- Представьте, что перед нами стоит задача узнать, сколько линолеума потребовалось при ремонте нашего класса. Как нам это сделать?
Д.- Мы должны вычислить площадь пола в классе.
Уч. - Какие данные мы должны знать?
Д.- Длину и ширину класса.
Уч. А как мы можем их получить?
Д.- Измерить, спросить у кого-нибудь.
Уч.- Давайте произведем необходимые замеры. Итак, длина класса 8 м., ширина – 5 м. Можем сейчас вычислить площадь? Запишите решение в тетрадь.
(Проверка полученного результата)
Уч.- А если нам нужно сравнить площади Кемеровской области и Новокузнецкого района? Можем ли мы получить данные при помощи измерения?
Д.- Нет. Можно воспользоваться данными из атласа Кемеровской области. Площадь Кемеровской области 95 600 кв.км, площадь Новокузнецкого района 13 290 кв.км
Уч. – Вычислите, на сколько кв.км площадь Новокузнецкого района меньше?
Д.- на 82 310 кв.км
Уч. - Кроме Новокузнецкого района в состав Кемеровской области входит еще 18 районов. Все они примечательны уникальными природными ландшафтами - горный рельеф с порожистыми реками, тайга (слайд 3), сменяются равнинным пейзажем в центральной части области. (слайд 4)
4. Динамическая игра (слайд 5)
Уч. - Расположите карточки с названиями районов в порядке возрастания их площади. Какой рациональный способ выполнения этой работы вы можете предложить?
(Выслушать все ответы детей. Один из возможных вариантов: упорядочить величины сначала по классу тысяч, а потом по классу единиц)
Гурьевский - 2 390 кв.км (п)
Ленинск-Кузнецкий - 2 400 кв.км (р)
Юргинский - 2 520 кв.км (и)
Топкинский - 2 690 кв.км (р)
Яйский - 2 760 кв.км (о)
Промышленновский - 3 080 кв.км (д)
Беловский - 3 300 кв.км (н)
Яшкинский - 3 480 кв.км (о)
Прокопьевский - 3 500 кв.км (е)
Тяжинский - 3 540 кв.км (б)
Ижморский - 3 580 кв.км (о)
Чебулинский - 3780 кв.км (г)
Кемеровский - 4 391.кв. км (а)
Мариинский - 5 580 кв.км (т)
Крапивинский - 6 930 кв.км (с)
Междуреченский – 7 250 кв.км (т)
Тисульский - 8 060 кв.км (в)
Таштагольский - 11 320 кв.км (о)
Новокузнецкий - 13 290 кв.км (уголь)
(Дети по очереди выходят к доске и выставляют карточки с названиями районов в порядке возрастания величин.. Для проверки переворачивают карточки – у них должно получиться предложение: «Природное богатство - уголь.»
5. Работа с задачами
Уч. - Природа щедро наградила своими богатствами Кузнецкую землю. Основное природное богатство Кузбасса - уголь - добывается в 6 районах.
На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, 5 месторождений железа, 4 месторождения глин, 14 – подземных пресных вод, 1 - подземной минеральной воды. (слайд 6)
Уч.- Составьте задачу на кратное сравнение и решите ее.
Д.- На территории Новокузнецкого района располагаются более 30 месторождений каменного и бурого угля, и 5 месторождений железа. Во сколько раз больше (меньше) месторождений угля, чем железа?
Уч. – Все ли данные вы использовали в таблице? Почему?
Д.- Нет, для составления задачи на кратное сравнения нам потребовались не все данные
Уч. - Запишите решение задачи.
(Проверка результата)
Уч. - Но не только полезными богатствами славится наш край. Разнообразен также растительный и животный мир. В Кемеровской области водится около 450 видов позвоночных животных, в том числе 68 видов млекопитающих (слайд 7), более 300 видов птиц (слайд 8), 6 рептилий (слайд 9), 5 амфибий (слайд 10) и 42 вида рыб (слайд 11). Большинство из них издревле обитали здесь. Но за последние десятилетия в районах крупных промышленных центров Кузбасса значительно сократился видовой состав фауны, значительно сократилась плотность расселения птиц, млекопитающих. Некоторые виды птиц полностью покинули прежние гнездовья. Как вы думаете, чем это вызвано?
Д.- Неразумная деятельность человека, загрязнение окружающей среды, вспашка земель, браконьерство, вырубка лесов, осушение болот.
6. Работа в группах
Уч . - Я предлагаю разделиться на группы. Каждая группа получит листочек с текстом. Это статья из газеты «Кузнецкий рабочий» Вам нужно узнать, на сколько сократилась, а может быть и увеличилась численность того или иного вида животных по сравнению с 1994 годом. Все недостающие данные вы найдете в предложенной статье (Приложение 1)
(Дети заполняют таблицы. (Приложение 2) Производят необходимые вычисления. Результаты вывешиваются на доске).
Уч. – Какой можно сделать вывод?
Д. – Уменьшилось число зайцев и рысей, зато увеличилось число лосей и соболей.
Уч. - А с чем это связано?
Д. – Человек стал заботиться о животных, оберегать их
Уч. – К сожалению, время нашего урока подходит к концу. Мы с вами решили много задач, но ни разу не открыли учебник. Вспомните, где мы находили данные для вычислений?
Д. - Измеряли длину и ширину класса, искали в атласе Кемеровской области, находили данные в статье, для первой задачи придумали сами.
7. Домашнее задание
Уч.- Я хочу добавить, что данные можно найти, просто наблюдая за тем, что происходит вокруг. Поэтому дома решите задачу № 228 на с.79 и составьте похожую по своим наблюдениям. А на следующем уроке самые интересные мы попробуем решить.
Рефлексия.
Уч. - Посмотрите на слайд. Вспомните все этапы нашего урока и закончите предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Кемеровской области идёт "перепись" охотничьих животных
Среда, 18 января 2012 «Кузнецкий рабочий»
Сейчас на территории Кемеровской области, по данным учёта 2010 года, числится около 3 000 лосей, около 4 000 сибирских косуль, более 2 200 медведей, 3 500 красных лисиц, 28 000 зайцев, 242 рыси, 7 500 соболей, более 80 000 глухарей и тетеревов.
Существует несколько методик оценки численности животных, но, по словам специалистов, самая надёжная из них – работа со следами животных. Поэтому и проводится учёт зимой: по пересечению следов выбранного маршрута на снегу высчитываются все необходимые данные. В это время года легче определить видовой состав животных, а также их количество в связи с тем, что все они собираются у мест кормления.
Проходя по намеченному маршруту, наблюдатели отметят в учётной карточке или на схеме маршрута все появившиеся следы, с указанием вида и количества представителей животного мира, их оставивших. Кстати, специалист может по следам определить не только вид и количество зверя, но и то, как именно животное существовало в этот момент – охотилось или, наоборот, пыталось спастись от опасных хищников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1994 год
2010 год
Лоси
2 700
_________________________________________________
1994 год
2010 год
Зайцы
40 000
_________________________________________________
1994 год
2010 год
Рыси
250
_________________________________________________
1994 год
2010 год
Соболи
6 8000
_________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
ЧекинА.Л., Математика: 3 кл.: Учебник: В 2 ч. – М., Академкнига/Учебник, 2009 - 160с.
Чекин А.Л. Математика: 3 кл.: Методическое пособие – М., Академкнига/Учебник, 2009 – 240 с.
Кемеровская область. Атлас для школьников. / Под ред. В.Н. Гнатишина и др. – Новосибирск: Просвещение-регион, 2002. – 30 с.
Учащиеся знакомятся с различными способами получения недостающих знаний, которые позволяют сделать формулировку задачи полной, т.е. такой, из которой можно получить ответ на поставленное требование. В качестве таких способов рассмотрено два основных.
К первому способу отнесены такие действия, которые связаны с непосредственным получением недостающих данных путем счета или измерения (например, подсчетом ящиков, которые привезли на склад - задача № 228, или измерение длины и ширины пола классной комнаты).
Ко второму способу отнесены все действия, которые заключены в получении необходимой информации из дополнительных источников (в данном случае из справочной литературы, средств массовой информации, от знающих эту информацию людей и т.д.).
Это направление работы над задачей очень тесно связано с формированием умения правильно формулировать задачи на основе анализа некоторой реальной ситуации. Овладение именно этим умением позволяет говорить о практической направленности данного урока: в реальной жизни постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые требуют преобразования их в сюжетные арифметические задачи с последующим решением. В виде готового текста задачи существуют лишь в учебниках, но не в реальной жизни.
Другое направление работ над задачей связано с формированием умения производить отбор необходимых данных из их избыточного перечня.
Выбор рационального способа решения - это еще одно из направлений, отрабатываемых на уроке. Рационализм выбранного пути решения может проявляться в минимализации числа выполняемых для получения ответа действий.
Работа по обучению решению задач проводится практически на каждом уроке. [2[
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "Конспект урока математики для 6 класса по теме: «Решение задач на движение двух объектов в противоположных направлениях» "
["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-6-klassa-po-tiemie-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie-dvukh-obiektov-v-protivopolozhnykh-napravlieniiakh"
["file_id"] => string(6) "115214"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1411899458"
}
}