kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Задачи с недостающими данными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Задачи с недостающими данными.

Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Ход урока
I Организационный момент

У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
II Актуализация знаний

а) (запись на доске)

42  32  17  9   23  12  41 13  21  28  19  34

А   Ч   М   З   Р   А   И   С   Д   А    И    Р

-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»

(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)

б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.

(В тетрадях запись)

9   12   21   28   32   42

З   А    Д    А    Ч    А

в) - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)

                                                 задача

                                                             условие

                                                   вопрос (требование)

                                                              решение

                                                                  ответ

г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?

1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?

2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?

3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?

III Постановка учебной задачи.

- Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?

- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

- Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)

  • Работа с учебником

С.75, № 217

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»

- Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)

- На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?

- Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?

- Заполните таблицу (работа в парах)

(на доске)

                                                             1 коробка                  2 коробка            

Количество конфет                                                                 ? в  2 раза больше

 

- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)

- Что  записали в столбце «1 коробка»?

(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)

- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.

(Дети объясняют:

  • «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
  • «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
  • «Число» – задачу можно решить)

 

Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными

С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)

«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?

  2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?

  3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»

-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?

-Запишите решение  в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)

- Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).

 

IV Первичное закрепление (работа в группах)

- Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.

Примерная карточка

а) Через 23 дня будет Новый год.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

    Примерные ответы групп:

- Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);

- Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);

- Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).

При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.

V Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)

«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.

                                   В 1-й день         Во 2-й день          В 3-й  день                Всего

Прошли

туристы                           * * *                        20 км                    * * *                     ?

 

- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)

- У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Закончите предложения на карточках:

«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).

2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)

3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».

- Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.

(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).

 

- Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:

«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»

 «Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша.  Сколько правил знает Миша?»

Рефлексия

- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться  узнавать задачи с недостающими данными?

- Какие  затруднения вы ещё испытываете  в работе с такими задачами?

VIII Задание на дом

- Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Задачи с недостающими данными" »

Урок математики в 3 классе.

Тема урока: Задачи с недостающими данными.


Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Ход урока


I Организационный момент

У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!


II Актуализация знаний

а) (запись на доске)

42

32

17

9

23

12

41

13

21

28

19

34

А

Ч

М

З

Р

А

И

С

Д

А

И

Р

-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»

(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)


б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.

(В тетрадях запись)

9

12

21

28

32

42

З

А

Д

А

Ч

А


в) - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)

задача

условие

вопрос (требование)

решение

ответ

г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?

1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?

2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?

3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?


III Постановка учебной задачи.

- Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?

- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

- Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)

  • Работа с учебником

С.75, № 217

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»


- Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)

- На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?

- Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?

- Заполните таблицу (работа в парах)

(на доске)


1 коробка

2 коробка

Количество конфет


? в 2 раза больше


- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)

- Что записали в столбце «1коробка»?

(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)

- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.

(Дети объясняют:

  • «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

  • «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

  • «Число» – задачу можно решить)


  • Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными


С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)

«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?

2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?

3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»


-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?

-Запишите решение в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)

- Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).


IV Первичное закрепление (работа в группах)

- Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.


Примерная карточка

а) Через 23 дня будет Новый год.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

Примерные ответы групп:

- Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);

- Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);

- Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).


При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.


V Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)

«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.



В 1-й

день

Во 2-й

день

В 3-й

день

Всего

Прошли

туристы

* * *

20 км

* * *


?


- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)

- У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).


VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Закончите предложения на карточках:


«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).

2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)

3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».



- Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.

(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).


- Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:

«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»

«Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?»


VII Рефлексия

- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться узнавать задачи с недостающими данными?

- Какие затруднения вы ещё испытываете в работе с такими задачами?


VIII Задание на дом

- Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Задачи с недостающими данными"

Автор: Воеводина Наталья Викторовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока. Решение задач по теме" Сила Архимеда. Условие плавание тел""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-po-tiemie-sila-arkhimieda-usloviie-plavaniie-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "249976"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446998405"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики во 2 классе: Буквенные выражения. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-bukviennyie-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435784323"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока "Умножение десятичных дробей" с применением инновационных структур "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei-s-primienieniiem-innovatsionnykh-struktur"
    ["file_id"] => string(6) "130509"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415908986"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока математики по теме: "Решение задач. Сложение и вычитание в пределах 100" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-rieshieniie-zadach-slozhieniie-i-vychitaniie-v-priedielakh-100"
    ["file_id"] => string(6) "154082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092872"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Обучение младших школьников решению задач  на основе системно-деятельностного подхода к обучению "
    ["seo_title"] => string(116) "obuchieniie-mladshikh-shkol-nikov-rieshieniiu-zadach-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-k-obuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "134259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416723815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства