Тема урока: Задачи с недостающими данными.
Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.
Ход урока
I Организационный момент
У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
II Актуализация знаний
а) (запись на доске)
42 32 17 9 23 12 41 13 21 28 19 34
А Ч М З Р А И С Д А И Р
-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»
(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)
б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.
(В тетрадях запись)
9 12 21 28 32 42
З А Д А Ч А
в) - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.
(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)
задача
условие
вопрос (требование)
решение
ответ
г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)
Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?
1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?
2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?
3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?
III Постановка учебной задачи.
- Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?
- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?
- Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)
- Работа с учебником
С.75, № 217
«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»
- Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)
- На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?
- Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?
- Заполните таблицу (работа в парах)
(на доске)
1 коробка 2 коробка
Количество конфет ? в 2 раза больше
- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)
- Что записали в столбце «1 коробка»?
(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)
- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.
(Дети объясняют:
- «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
- «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
- «Число» – задачу можно решить)
Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными
С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)
«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?
2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?
3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»
-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?
-Запишите решение в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)
- Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).
IV Первичное закрепление (работа в группах)
- Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.
Примерная карточка
а) Через 23 дня будет Новый год.
б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?
в) Сколько тебе лет?
г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?
д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?
Примерные ответы групп:
- Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);
- Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);
- Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).
При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.
V Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)
«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.
В 1-й день Во 2-й день В 3-й день Всего
Прошли
туристы * * * 20 км * * * ?
- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)
- У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Закончите предложения на карточках:
«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).
2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)
3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».
- Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.
(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).
- Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:
«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:
«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»
«Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?»
Рефлексия
- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться узнавать задачи с недостающими данными?
- Какие затруднения вы ещё испытываете в работе с такими задачами?
VIII Задание на дом
- Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.