kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Задачи с недостающими данными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Задачи с недостающими данными.

Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Ход урока
I Организационный момент

У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
II Актуализация знаний

а) (запись на доске)

42  32  17  9   23  12  41 13  21  28  19  34

А   Ч   М   З   Р   А   И   С   Д   А    И    Р

-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»

(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)

б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.

(В тетрадях запись)

9   12   21   28   32   42

З   А    Д    А    Ч    А

в) - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)

                                                 задача

                                                             условие

                                                   вопрос (требование)

                                                              решение

                                                                  ответ

г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?

1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?

2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?

3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?

III Постановка учебной задачи.

- Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?

- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

- Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)

  • Работа с учебником

С.75, № 217

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»

- Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)

- На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?

- Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?

- Заполните таблицу (работа в парах)

(на доске)

                                                             1 коробка                  2 коробка            

Количество конфет                                                                 ? в  2 раза больше

 

- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)

- Что  записали в столбце «1 коробка»?

(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)

- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.

(Дети объясняют:

  • «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
  • «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;
  • «Число» – задачу можно решить)

 

Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными

С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)

«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?

  2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?

  3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»

-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?

-Запишите решение  в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)

- Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).

 

IV Первичное закрепление (работа в группах)

- Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.

Примерная карточка

а) Через 23 дня будет Новый год.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

    Примерные ответы групп:

- Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);

- Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);

- Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).

При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.

V Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)

«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.

                                   В 1-й день         Во 2-й день          В 3-й  день                Всего

Прошли

туристы                           * * *                        20 км                    * * *                     ?

 

- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)

- У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Закончите предложения на карточках:

«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).

2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)

3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».

- Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.

(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).

 

- Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:

«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»

 «Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша.  Сколько правил знает Миша?»

Рефлексия

- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться  узнавать задачи с недостающими данными?

- Какие  затруднения вы ещё испытываете  в работе с такими задачами?

VIII Задание на дом

- Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Задачи с недостающими данными" »

Урок математики в 3 классе.

Тема урока: Задачи с недостающими данными.


Цель урока:
1) формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие;
2) развивать мыслительные операции: анализ, аналогия; учиться составлять задания, подобные данным;
3) воспитывать чувство взаимоуважения, умение слушать высказывания одноклассников и работать в группе.

Ход урока


I Организационный момент

У нас на парте всё в порядке:
Пеналы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!


II Актуализация знаний

а) (запись на доске)

42

32

17

9

23

12

41

13

21

28

19

34

А

Ч

М

З

Р

А

И

С

Д

А

И

Р

-Выпишите в тетрадь только те числа, которые есть среди ответов в «Таблице умножения»

(Дети выписывают числа 42,32,9,12,21,28)


б) – На следующей строке расположите выписанные числа в порядке возрастания, расшифруйте слово, которое есть в теме нашего урока.

(В тетрадях запись)

9

12

21

28

32

42

З

А

Д

А

Ч

А


в) - Вспомните, из каких частей состоит задача. Выберите таблички с нужными словами, расположите их по порядку.

(На доске таблички со словами: ответ, высказывание, условие, текст, заголовок, решение, вопрос (требование). Дети выстраивают на доске схему)

задача

условие

вопрос (требование)

решение

ответ

г) – Что значит «решить задачу?» (Выполнив необходимые действия, дать ответ на поставленный вопрос)

Вы умеете решать задачи? Решите задачи на карточках (работа в парах). Кто быстрее?

1.На этой неделе у Маши 10 «пятёрок», у Миши – 7 «пятёрок». На сколько «пятёрок» у Маши больше, чем у Миши?

2.Дяде Фёдору 6 лет, а его папа в 5 раз старше сына. Сколько лет папе дяди Фёдора?

3.Саша решил на 3 задачи больше, чем Оля. Сколько задач решил Саша?


III Постановка учебной задачи.

- Какая пара решила все задачи? Какая задача не получается? Почему?

- А задача ли это? (Да, в ней есть части задачи) Почему же вы не можете её решить?

- Чему же мы должны сегодня научиться? (Как узнавать такие задачи, как их называть, как их решать)

  • Работа с учебником

С.75, № 217

«Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?»


- Кто нашёл название этих задач? (зачитывается тема урока «Задачи с недостающими данными»)

- На какое слово следует обратить внимание? («с недостающими») Как вы его понимаете?

- Какие рекомендации даёт вам учебник? (составить краткую запись) Можно ли это сделать?

- Заполните таблицу (работа в парах)

(на доске)


1 коробка

2 коробка

Количество конфет


? в 2 раза больше


- Как вы определили, что эту задачу нельзя решить? (Среди данных только ОДНО число)

- Что записали в столбце «1коробка»?

(Возможные ответы: ничего; поставили знак вопроса; записали придуманное число)

- Кто же из вас прав? Докажите свой выбор.

(Дети объясняют:

  • «Ничего» – задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

  • «Знак вопроса» - задача не решается, нельзя выполнить даже 1 действие;

  • «Число» – задачу можно решить)


  • Работа по распознаванию и преобразованию задач с недостающими данными


С.75, № 218 (работают в малых группах – по 4 человека)

«1.Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 больше. Сколько они поймали вместе?

2.Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. Сколько они поймали вместе?

3.Миша поймал 15 карасей и Костя столько же. Сколько они поймали вместе?»


-Какую задачу выбрали? Почему? Как её доработали?

-Запишите решение в тетради. Прочитайте ответ (зачитывают ребята из 3-4 групп)

- Почему у вас получились разные ответы? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).


IV Первичное закрепление (работа в группах)

- Из предложенных записей выберите задачу с недостающими данными. Объясните свой выбор.


Примерная карточка

а) Через 23 дня будет Новый год.

б) У одной кормушки 25 воробьёв, у другой – на 6 меньше. Сколько воробьёв у второй кормушки?

в) Сколько тебе лет?

г) Бабушка испекла пирожков с капустой на 4 больше, чем с мясом. Сколько всего пирожков испекла бабушка?

д) На ёлке висят 10 красных, 7 синих и 4 жёлтых шара. Сколько красных и синих шаров висит на ёлке?

Примерные ответы групп:

- Под буквами а и в записаны не задачи (обоснование);

- Под буквами б и д – задачи, которые можно решить (обоснование);

- Задача с недостающими данными – под буквой г (обоснование).


При ответе группы остальные дети класса слушают, соглашаются либо не соглашаются с выступающими, задают вопросы, оценивают работу групп.


V Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(учебник: с.76-77, № 221, печ.тетрадь: с.50, № 115)

«221. Дополни в тетради краткую запись реально возможными недостающими данными.



В 1-й

день

Во 2-й

день

В 3-й

день

Всего

Прошли

туристы

* * *

20 км

* * *


?


- Вставили ли вы число в 1 столбик? В 3-ий столбик? Почему ни один из столбиков нельзя было оставить «пустым»? (Спрашивают: сколько всего?)

- У всех ли одинаковый ответ? Почему? (При дополнении недостающего данного выбрали разные числа).


VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Закончите предложения на карточках:


«1.У любой задачи есть _____________ , _____________, решение и ответ. (условие, вопрос или требование).

2. Если при составлении краткой записи в виде таблицы хотя бы один из столбцов остаётся незаполненным, то это задача с _____________________данными. (недостающими)

3.Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует эти данные _____________ (дополнить)».



- Сверьте в паре свои работы. У кого есть разногласия? Давайте вынесем результат на доску.

(Дети выносят результат на доску, попутно вставляют пропущенные слова).


- Попробуйте обычную задачу превратить в задачу с недостающими данными:

«Маша знает 20 правил, а Миша – на 6 правил меньше. Сколько правил знает Миша?» (индивидуальная работа)
Возможные варианты ответов:

«Маша знает 20 правил, а Миша –меньше. Сколько правил знает Миша?»

«Миша знает – на 6 правил меньше, чем Маша. Сколько правил знает Миша?»


VII Рефлексия

- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться узнавать задачи с недостающими данными?

- Какие затруднения вы ещё испытываете в работе с такими задачами?


VIII Задание на дом

- Дома выполните задания в печатной тетради: с.50-51, № 117, 119.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Задачи с недостающими данными"

Автор: Воеводина Наталья Викторовна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока. Решение задач по теме" Сила Архимеда. Условие плавание тел""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-po-tiemie-sila-arkhimieda-usloviie-plavaniie-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "249976"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446998405"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики во 2 классе: Буквенные выражения. "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-bukviennyie-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "222045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435784323"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока "Умножение десятичных дробей" с применением инновационных структур "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-umnozhieniie-diesiatichnykh-drobiei-s-primienieniiem-innovatsionnykh-struktur"
    ["file_id"] => string(6) "130509"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415908986"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока математики по теме: "Решение задач. Сложение и вычитание в пределах 100" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-rieshieniie-zadach-slozhieniie-i-vychitaniie-v-priedielakh-100"
    ["file_id"] => string(6) "154082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092872"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Обучение младших школьников решению задач  на основе системно-деятельностного подхода к обучению "
    ["seo_title"] => string(116) "obuchieniie-mladshikh-shkol-nikov-rieshieniiu-zadach-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-k-obuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "134259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416723815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства