Цели: закреплять и совершенствовать умение решать задачи изучением видов и знание табличных случаев умножения; отрабатывать вычислительные навыки; показать пути экологического воспитания на уроках математики; воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Орг. момент: Приветствуем всех, кто время нашел.
И сегодня на урок к нам пришел!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Аутогенная тренировка.
- Сядьте удобнее, расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.
Включаю запись.
- Вы на лесной полянке. Ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развивает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнять любое трудное задание .Считаю до 5: 1, 2, 3, 4, 5. Открываем глазки.
Актуализация знаний.
А кто знает, какая наука изучает подобные взаимоотношения в природе?
- Название этой науки мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.
Экология- наука о доме, но не о том, который строитель выстроили из кирпича, а о растения, животного. Все то, что окружает нас в природе,- это наш дом. Экология- наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, как растения связано с воздухом, водой и другими растениями.
Сообщение темы и постановка целей.
-Сегодня мы продолжим работу над закреплением пройденного и рассмотрим и рассмотрим некоторые экологические проблемы и экологические «цепочки».
Закрепление.
1) На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой»!
Нам казалось всё мало, всё мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
Задача: Ученики третьих классов нашей школы пошли гулять на поляну. Каждый сорвал по одному цветку. Сколько цветов сорвали дети, если в 3А и в 3 б по 28 человек,?
- Для сохранения исчезающих видов растений и животных люди создали заповедники.
2) Задача (устно): В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
- На территории области раскинулись семь природных парков. «Усть-Медведицкий» «Эльтонский» «Цимлянские пески» «Щербаковский» «Нижнехоперский» «Донской» «Волго-Ахтубинская пойма»
-А теперь давайте решим математическую «цепочку». Правильно решив её, мы узнаем новые сведения о ягодах.
3) • Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму.
- Что же это за ягода?
• 6·5+2∙5+50:10+5·9-5∙3= ?
65 – черника
75 – земляника
95 – клюква
- О землянике.
-Чем полезна земляника для человека?
-А какую пользу приносят деревья?
Внимательно посмотрите на таблицу, в которой указана продолжительность жизни некоторых. И ответьте на вопросы:
- на сколько лет береза живет больше, чем осина?
- На сколько лет рябина живет меньше, чем береза?
- Во сколько раз больше продолжительность ели больше, чем у березы?
ель
500 лет
осина
100 лет
береза
150 лет
рябина
80 лет
дуб
2000 лет
Наша планета пока - что жива,
Но без защиты погибнет она!
Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,
Не вырубай березы и клены!
Физминутка.
Учитель показывает движения, а дети повторяют за ним.
Мы березку посадили
(Присесть).
Мы водой её полили
(Показать движениями).
И березка подросла
(Встать).
К солнцу ветки подняла,
(Руки вверх).
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила
(Поклоны головой).
Работа по теме урока ( продолжение).
4) - Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют её и расходуют неэкономно.
Задача: В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
-Какие слова возьмём для составления краткой записи? (Утечка за 1 час, количество часов, общая утечка)
(Анализ и решение задачи с пояснением).
- Вы поняли, как нужно бережно относиться к воде?
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Гимнастика для глаз. ( С использованием лазерной указки)
«Солнышко».
Чертим «солнышко» (круг вправо). Глаза повторяют движение, голова прямо. Затем в другую сторону. Далее «солнышко» побольше. Учитель использует лазерную указку.
«Радуга».
Чертим «радугу». Глаза повторяют движение, голова прямо. Затем в другую сторону.
-Все вы поняли, какое большое значение имеет, особенно сейчас наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всём нужны числовые подсчёты. Поэтому, чтобы стать экологами, мы должны уметь выполнять разные математические действия. Давайте проверим, как вы умеете это делать.
5) Самостоятельная работа.
1) Тест « Проверь себя»
Увеличить на…. [ ]
Умножить на….. [ ]
Найти сумму чисел… [ ]
Найти разность… [ ]
Найти произведение… [ ]
Найти частное… [ ]
Увеличить в … раз [ ]
Уменьшить в… раз [ ]
На … больше…. [ ]
В…раз больше [ ]
На …меньше [ ]
В … раз меньше [ ]
2) Решение примеров.
54:9 + 18:3 =
100-(36:6)=
12
94
31
94
48
50
28
94
64:8·5-9=
6∙7+42:7=
86-(9∙4)=
5·4+80:10=
12:2+30:5-10=
29- 6 · 4 =
2
31
50
31
5
17
11
36:6+ 11=
45:9+ 3·2=
р
е
т
г
и
б
п
д
у
о
31
94
28
48
50
12
2
17
11
5
Итог урока.
-Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой?
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу? Вспомним правила поведения в лесу.
- Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса станет экологом, но не забывайте, что любой эколог и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику.