Тема: «Водные ресурсы России.
Хозяйственное использование и охрана вод»
Цели урока.
Учебная:
– рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
– закрепить знания о внутренних водах России (понятия, типы вод)
Развивающая:
– продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Воспитательная:
– продолжить экологическое воспитание, рассмотреть влияние, которое оказывает деятельность человека на водные ресурсы, и меры по их охране и восстановлению.
Учебно-наглядный материал:
Карта России – физическая и климатическая, картины, схемы, таблицы, книги.
Тип урока:
Изучение нового.
Формы проведения урока:
– повторение с учащимися уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
– беседа о значении водных ресурсов в жизни и деятельности людей;
– самостоятельная работа учащихся – решение задач на расход воды в жизни и хозяйственной деятельности людей;
– беседа о распределении водных ресурсов по территории России;
– рассказ учителя о проблемах, связанных с использованием водных ресурсов России;
– сообщения учащихся о водохранилищах, причинах загрязнения вод и их охране, о стихийных бедствиях, связанных с водой.
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальные, парные, групповые, дифференцированные.
Формы организации работы учителя:
Урок с использованием некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.
Термины и понятия:
Водные ресурсы, вековые запасы, водный кадастр, водопотребители, промышленные стоки, водохранилища, каналы, оборотное водопотребление.
Географические объекты
Водохранилища: Рыбинское, Самарское, Саратовское, Волгоградское, Чебоксарское (все – Волга), Цимлянское (Дон), Камское (Кама), Красноярское, Саяно-Шушенское (Енисей), Усть-Илимское, Братское (Ангара). Вилюйское (Вилюй), Зейское (Зея)
Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы, Байкал, Нева.
Ход урока
Ι. Оргмомент (проблематизация, актуализация, мотивация)
Цель этапа: «Включение» в учебную деятельность.
ΙΙ. Первичное ознакомление
Цель этапа: «Включение» в целенаправленное действие
Изучение новой темы по плану:
- Водные ресурсы и их использование;
- Водный кадастр;
- Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление;
- Охрана вод, система оборотного водоснабжения;
- Стихийные явления.
Стадия вызова.
Приём «Продолжи фразу».
(Обучвющийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала).
Каждый ученик работает по индивидуальной карточке:
1. Водные ресурсы и их использование.
Задание №1. «Значение рек»
- Вода рек – это дешевые…
- Большая часть пресных вод расходуется…
- Вода источник…
Задание №2. «Расход воды»
Решите задачу:
Одному горожанину требуется в сутки от 300 до 400 л воды. Сколько воды потребуется семье из3 человек в год?
Водные ресурсы и их использование
Водные ресурсы – это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. Без воды человек жить не может.
Назовите значение рек:
а) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды. Для производства 1 тонны сахара расходуется 100 м³ воды, 1 т бумаги – 900 м³, 1 т резины – 1500 м³.
б) Вода рек – это дешевые водные пути.
в) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.