Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании
_________________Лебедева Л.Г. протокол № 1
Руководитель МО______________Кабанова Н.Н.
Приказ № 81 от 02.09.2013г.
п.Судиславль, 2013 г.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова – М.: Дрофа 2010
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.:Дрофа, 2008г.
Курс природоведения в 5 классе является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Резервное время, предусмотренное авторской программой основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова в рабочей программе отводится на экскурсию (Результаты работы текущих вод и ветра) в теме "Вода" (1час) на лабораторную работу (Описание погоды за месяц и сезон) в теме "Воздух" (1 час) на обобщающие уроки по темам: "Вселенная", " Строение и свойства вещества", "Воздух", "Растения", "Животные", обобщающий урок за курс 5 класса (6 часов).
Ключевыми понятиями в содержании программы являются: природа, человек, окружающая среда, что отражено при изучении всех тем курса.
Приоритетным направлением для формирования общеучебных ЗУН является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Особое внимание обращено на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации, энциклопедиями, словарями, Интернет ресурсами и др.
В качестве основных форм организации учебных занятий выступают: беседы, лекции, семинары, игры; предусмотрены практические занятия для отработки навыка экспериментальной работы. Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.
Тема курса | № урока | Тема урока | Лабораторные работы | Новые понятия | Опорные понятия | Требование к уровню подготовки обучающихся | Информационно-методическое обеспечение | Д/з |
Введение (2 часа) | 1(1) | Человек и природа. Зачем и как изучают природу | | Разнообразие природы, воздействие человека на природу | Природа, природа неживая и живая, тела природы, явления природы | Знать: об отдельных методах изучения природы Уметь: пользоваться приборами и инструментами; уметь провести наблюдения , опыт, поставить эксперимент | Демонстрация приборов и инструментов для проведения наблюдений, опытов, измерений | стр. 5-6 |
2(2) | Природа неживая и живая (экскурсия) | | Взаимосвязь живой и неживой природы | | Знать: перечислять тела, вещества и явления природы, методы ихзучения природы; знать основные характеристики погоды, наиболее распространенные растения и животных своей местности Уметь: составить отчет об экскурсии | Наблюдение тел живой и неживой природы, явлений природы. Оборудование: компасы, термометры, листы бумаги, планшетки | Составить отчет об экскурсии |
1. Вселенная (6 часов) | 1(3) | Звезды на небе. Наблюдение за звездным небом. | №1 Определение созвездий Северного полушария по звездной карте. | Звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая медведица, малая медведица, яркость звезд | Тела природы | Знать: перечислять известные созвездия; давать определения терминам Уметь: находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты, давать характеристику звездам (размеры, цвет, шкала яркости); созвездиям | Демонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звездного неба | §1 |
2(4) | Земля – наш дом | №2 Определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий на карте и глобусе | Ось Земли, Северное полушарие, Южное полушарие, орбита экватор, високосный год, суточное и годовое движение земли. | Форма и размеры Земли, глобус, северный и Южный полюсы, смена дня и ночи, смена времен года, компас, стороны света. | Знать: давать определения терминам; называть полюса и полушария Земли, размеры нашей планеты; иметь представление об оси Земли, экваторе, орбите Земли, о суточном и годовом движении Земли, о високосном годе Уметь: характеризовать положение Земли в Солнечной системе; объяснять значение вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца | Демонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса, табл. «Планеты Солнечной системы». Работа с картами, атласами, глобусом. | §2 |
3(5) | Оболочки Земли | | Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера | | Знать: перечислять внешние оболочки Земли; давать определения терминам Уметь: характеризовать литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу (состав, строение, процессы) | Демонстрация глобуса, физических карт полушарий, фотографий Земли из космоса | §3 |
4(6) | Луна – естественный спутник Земли | | Луна – спутник Земли, кратеры, лунные фазы | Причины смены дня и ночи на Земле | Знать: давать определения терминам; перечислять лунные фазы Уметь: объяснять, что собой представляет поверхность Луны; объяснять причины образования фаз Луны, как происходит смена дня и ночи; характеризовать Луну как спутник Земли | Демонстрация рисунков, фотографий поверхности Луны, лунохода | §4 |
5(7) | Солнце. Солнечная система | | Солнце – звезда, ближайшая к Земле, солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты | Солнце и его значение для жизни на Земле, звезды, орбита | Знать: давать определения терминам; перечислять планеты и тела Солнечной системы Уметь: характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле; описывать строение Солнечной системы; давать характеристику планетам, кометам, метеорам, метеоритам; вести наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца | Табл. «Планеты Солнечной системы». Наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца | §5, повторить §1-4 |
6(8) | Контрольно –обобщающий урок по теме «Вселенная» К/р №1 (тест) | №3 Ориентирование на местности с помощью компаса, полярной звезды и местных признаков | а) Солнечная система, ее состав; б) Солнце – звезда ближайшая к Земле; в) планета Земля, ее положение в Солнечной системе; смена дня и ночи, времен года на Земле; г) естественные спутники планет | | Знать: перечислять небесные тела; называть расстояние, на котором находится Земля от Солнца; называть лунные фазы, два главных вида движения Земли; перечислять внешние оболочки Земли Уметь: характеризовать Солнечную систему, ее строение и состав, ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе, естественные спутники планет; объяснять смену дня и ночи, времен года на Земле; определять стороны горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков и компаса | Табл., рисунки, слайды с изображением небесных тел, глобус, компас, физическая карта полушарий | |
2.Строение и свойства вещества (12 часов) | 1(9) | Тела и вещества | | Вещества, состояния веществ. Твердое вещество, жидкое и газообразное. Свойства вещества | Тела в природе, термометр, три состояния воды | Знать: перечислять агрегатные состояния вещества Уметь: характеризовать и сравнивать различные тела (форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, из которого оно состоит; приводить примеры тел, состоящих из разных веществ; делать выводы об агрегатных состояниях веществ | Демонстрация веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Демонстрация опыта: три состояния воды | §6 |
2(10) | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | | Свойства твердых тел. свойства жидкостей и газов. Деформация, упругость пластичность | Вода в природе, круговорот воды в природе | Знать: перечислять свойства твердых тел, жидкостей и газов; давать определения терминам Уметь: характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры и демонстрировать упругость, пластичность | Демонстрация упругости, пластичности тел | §7 |
3(11) | Вещества и смеси | | Вещества, смеси | Вещества, свойства веществ | Знать: перечислять вещества и смеси Уметь: характеризовать свойства веществ и смесей, делать выводы; приводить примеры применения свойств веществ человеком | Демонстрация свойств серы и железа в виде веществ и смеси | §8 |
4(12) | Молекулы. Атомы Элементы | | Молекулы, свойства молекул, атомы, химический элемент, химический знак | Свойства твердых тел, жидкостей и газов | Знать: давать определения терминам; называть частицы, из которых состоят вещества Уметь: давать характеристику молекул, их свойств, атомов, химических элементов; показывать на доске запись некоторых химических элементов с помощью химических знаков | Демонстрация моделей молекул различных веществ. Демонстрация опытов, рассмотренных в учебнике | §9 |
5(13) | Движение частиц вещества | | Движение молекул, диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Скорость диффузии | Молекулы, свойства молекул | Знать: давать определения терминам; называть частицы, из которых состоят вещества Уметь: характеризовать движение как естественное состояние молекул; диффузию в газах, жидкостях, твердых телах; скорость движения молекул разных веществ | Демонстрация опытов, доказывающих диффузию в газах и жидкостях | §10 |
6(14) | Взаимодействие частиц | | Сила притяжения, условия притяжения | Движение частиц веществ | Знать: называть частицы, из которых состоят тела; давать определения терминам Уметь: давать характеристику силе притяжения, объяснять условия притяжения; сравнивать силу притяжения твердых тел и жидкостей | Демонстрация опыта: «Взаимодействие между молекулами в жидкостях» | §11 |
7(15) | Разнообразие веществ | | Простые вещества, сложные вещества. Органические вещества , неорганические вещества | Молекулы, атомы, элементы | Знать: называть тела живой и неживой природы, неорганические и органические вещества; перечислять простые вещества Уметь: давать характеристику простым веществам; характеризовать сложные вещества, вещества неорганические и органические; сравнивать тела неживой и живой природы, находить отличия и сходство , делать выводы | Демонстрация моделей молекул простых и сложных веществ. Демонстрация органических и неорганических веществ | §12 |
8(16) | Явления природы. Физические явления | | Физические явления природы | Явления природы | Знать: определения терминов Уметь: давать характеристику физическим явлениям; приводить примеры физических явлений | Демонстрация опытов: физические явления | §13 |
9(17) | Химические явления. Горение | | Химические явления. Горение, его значение. Топливо. Топливо твердое, жидкое и газообразное. Способы тушения горящих веществ | Физические явления | Знать: определения терминов Уметь: давать характеристику химическим явлениям, приводить примеры химических явлений; давать характеристику процессу горения, объяснять его значение; характеризовать различного рода топливо; приводить примеры жидкого, твердого и газообразного топлива; объяснять способы тушения горящих веществ | Демонстрация опытов6 химические явления. Демонстрация опыта с горением трех свечей. Демонстрация жидкого и твердого топлива | §14 |
10(18) | Окисление | | Окисление, медленное окисление; дыхание | Горение, химические явления | | Демонстрация тел, подверженных медленному окислению (образование ржавчины) | §15 |
11(19) | Электризация тел. Электрические заряды | | Электризация тел, свойства наэлектризованных тел, заряды «+»(плюс) и « » (минус); проводники и непроводники электрического тока | Явления природы | Знать: о простейших электрических явлениях; о видах электрических зарядов; о свойствах наэлектризованных тел; о веществах проводниках и непроводниках электрического тока Уметь: приводить примеры проводников и непроводников электрического тока | Демонстрация опытов по электризации тел путем трения | Записи в тетрадях |
12(20) | Строение и свойства веществ. Обобщающий урок | №4 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел | а) Строение веществ: молекулы, атомы, элементы; б) разнообразие веществ: простые, сложные, неорганические, органические; в) явления природы: физические, химические | | Знать: называть тела неживой и живой природы; перечислять простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества; называть частицы из которых состоят тела и вещества; давать определения терминам Уметь: давать характеристику строению веществ: молекулы, атомы, элементы; характеризовать разнообразие веществ: простые, сложные, неорганические, органические; объяснять явления природы: физические и химические; приводить примеры | Демонстрация моделей строения молекул простых и сложных веществ, демонстрация неорганических и органических веществ. | Повт. §6 –15, записи в тетрадях по теме « Строение и свойство веществ» |
3. Воздух ( 8 часов) | 1(21) | Воздух – смесь различных газов К/р №2 по теме: «Строение и свойства веществ» (тест) | | Состав воздуха, примеси | Значение воздуха для человека, кислород, углекислый газ | Знать: состав воздуха, примеси Уметь: иметь представление о роли кислорода и углекислого газа в поддержании жизнедеятельности организмов | Демонстрация схем «Состав воздуха» Оборудование: стаканчик с известковой водой, стеклянная палочка, резиновая груша | §16 |
2(22) | Свойства воздуха | | Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком | Свойства воздуха | Знать: свойства воздуха Уметь: объяснять, что воздух занимает все предоставляемое ему пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком | Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха и с воздушным пистолетом | §17 |
3(23) | Вес воздуха и атмосферное давление | | Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон | Атмосфера | Знать: термины атмосфера, атмосферное давление Уметь: объяснять что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты; давление воздуха на окружающие предметы со всех сторон | Демонстрация опытов, доказывающих, что воздух имеет вес; что воздух оказывает давление на предметы со всех сторон | §18 |
4(24) | Изменение давления воздуха с высотой | | Изменение плотности воздуха с высотой, атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, барометр | Вес воздуха | Знать: определение терминов, единицы измерения атмосферного давления, барометры Уметь: объяснять изменение плотности воздуха с высотой, | Демонстрация барометра | §19 |
5(25) | Нагревание воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой | №5 Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой) | Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. Изменение температуры воздуха с высотой, снеговая линия, облака, осадки и их виды | Солнце – источник тепла на Земле, смена времен года. Ледники, круговорот воды в природе | Знать: давать определения терминам: снеговой линии, облаках, осадках, их видах; находит на карте горы со снежными вершинами Уметь: объяснять нагревание воздуха от поверхности Земли; о том, что воздух – плохой проводник тепла и холода; объяснять изменение температуры воздуха с высотой. | Демонстрация теплопроводности воздуха | Записи в тетрадях |
6(26) | Ветер | | Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра в природе | Атмосферное давление | Знать: определения терминов Уметь: объяснять ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работу ветра в природе | Демонстрация модели флюгера и определение направления ветра. Демонстрация опыта, доказывающего движение воздуха (опыт со свечами) | Записи в тетрадях |
7(27) | Погода и ее предсказание | №6 Описание погоды за месяц и сезон | Погода , признаки погоды своей местности. Предсказание погоды | Годовое движение Земли, причины смены времени года | Знать: знать определения терминов: погода, признаки погоды; что такое предсказание погоды Уметь: описывать погоду своей местности за месяц и сезон | | §20, оформить лабораторную работу в тетрад, |
8(28) | Контрольно-обобщающий урок по теме «Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения» К/р №3( биологический диктант) | | а) Состав воздуха; б) свойства воздуха; в) погода, ее предсказание; г)охрана воздуха | | Знать: определения понятий и терминов данной темы Уметь: объяснять: состав воздуха, свойства воздуха, погоду и ее предсказания, охрану воздуха | Демонстрация опытов, доказывающих свойства воздуха | повт. §16-20, записи в тетрадях по теме «Воздух» |
4. Вода (4 часа) | 1(29) | Три состояния воды | | Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар | Вода в природе, свойства воды, круговорот воды в природе | Знать: определения понятий и терминов Уметь: объяснять, что жидкая вода плохой проводник тепла; теплопроводность, свойства твердой воды, туман, пар | Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла | §21 |
2(30) | Тепловое расширение воды | | Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4° С | Свойства твердых, газообразных тел при нагревании и охлаждении | Знать: определения понятий и терминов Уметь: объяснять сжатие воды при охлаждении, расширении ее при температуре +4°С | Демонстрация опытов, доказывающих тепловое расширение воды | §22 |
3(31) | Вода – растворитель. Работа воды в природе | | Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и ее охрана | Свойства воды, значение воды в жизни человека, животных, растений | Знать: определения понятий и терминов Уметь: объяснять, что такое раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе; значение воды и ее охрана | Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер | §23 |
4(32) | Результаты работы текущих вод и ветра (экскурсия) | | Разрушительная и созидательная работа воды, ветра | Разрушение твердых пород под действием природных факторов. Выветривание, работа воды в природе | Знать: знать и использовать в описании объектов термины и понятия Уметь: объяснять разрушительную и созидательную работу воды и ветра | Демонстрация продуктов выветривания, результатов разрушительной работы воды и ветра | Отчет по экскурсии |
5. Горные породы (3 часа) | 1(33) | Внутреннее строение Земли. Горные породы | №7 Описание минералов и горных пород и определение их свойств | Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород, минералы | Внешние оболочки Земли | Знать: о внутренних оболочках Земли; горных породах и минералах; знать определения понятий и терминов Уметь: объяснять происхождение горных пород | Демонстрация схем, рисунков внутреннего строения Земли. Демонстрация коллекций горных пород и минералов различного происхождения | §24 |
2(34) | Разрушение горных пород | | Разрушение твердых пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород человеком | Свойства твердых тел, жидкостей и газов расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении | Знать: о разрушении твердых пород под воздействием природных факторов, обломочных горных породах Уметь: объяснять процессы выветривания; использование обломочных горных пород человеком | Демонстрация обломочных горных пород; проведение опыта, доказывающего расширение твердых тел при нагревании и сжатие при охлаждении. Демонстрация фотографий, рисунков с изображением скал причудливых форм | §25 |
3(35) | Полезные ископаемые. Металлы Биологический диктант по теме: «Полезные ископаемые. Металлы» | №8 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами | Руда, руды черных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые | Полезные ископаемые, виды полезных ископаемых. Охрана полезных ископаемых | Знать: виды полезных ископаемых, руды черных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые Уметь: находить в коллекции руды черных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые | Демонстрация коллекций руд черных и цветных металлов, нерудных полезных ископаемых | §26 |
6. Почва (4 часа) | 1(36) | Образование почв и их разнообразие | | Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы | Почва, перегной, черноземные почвы, подзолистые почвы | Знать: давать определения понятиям и терминам: структурная и бесструктурная почва, почвенные горизонты, кислые почвы Уметь: отличать структурную и бесструктурную почвы | Демонстрация физической карты России, образцов различных почв: чернозёмной, подзолистой, торфяной, песчаной, глинистой | §27 |
2(37) | Состав и свойства почвы | | Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения | Состав почвы, плодородие почвы, удобрения, передвижение воды в почве | Знать: о неорганических и органических веществах почвы; о солончаковой почве; капиллярах; органических и неорганических удобрениях Уметь: объяснять передвижение воды в почве; обосновывать роль органических и неорганических удобрений в повышении плодородия почвы | Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы | §28 |
3(38) | Уход за почвой Влияние растений на почву | | Органические и минеральные удобрения Влияние почвы на растения, влияние растений на почву | Обработка почв, плодородие почв Плодородие почвы, еловый лес, луг | Знать: о влиянии удобрений и способах обработки почвы; о влиянии почвы на растения и влиянии растений на почву Уметь: обосновывать зависимость свойств почвы от способов ухода за ней | Демонстрация минеральных удобрений. Демонстрация таблиц, показывающих способы обработки почвы Демонстрация таблиц с изображением елового леса, луга | §29-30 |
4(39) | Разрушение почв | | Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы | Влияние ветра и воды на почву, защитные лесные полосы, охрана почв | Знать: о ветровой и водной эрозии почв; об обработке почвы Уметь: объяснять, что растения – защитники почвы, что человек – защитник почвы | Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки | §31 |
7. Организмы (6 часов) | 1(40) | Организм и его свойства | | Организм. Свойства живых организмов | Растения, грибы, животные, человек. Размножение растений, животных, питание животных | Знать: что такое организм, о свойствах живых организмов Уметь: называть организмы своей местности, особенности их питания и размножения | Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую жидкость | §32 |
2(41) | Где живут организмы | | Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология | Лес, растения и животные леса; влияние растений на животных; приспособленность организмов к условиям среды | Знать: давать определения понятиям и терминам: среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология Уметь: объяснять влияние факторов неживой и живой природы на жизнь живых организмов | Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса | §33 |
3(42) | Экскурсия в природу «Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды» | | Разнообразие организмов, их приспособленность к условиям среды, относительный характер их приспособленности | Растения и животные леса, луга, поля, водоема | Знать: представителей живых организмов данного биогеоценоза; давать определения терминам и использовать их в описании наблюдаемых объектов Уметь: выявлять приспособленность живых организмов к условиям среды обитания | Наблюдение за разнообразием живых организмов в лесу (или другом биогеоценозе) по сезонам года | |
4(43) | Увеличительные приборы | | Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка | | Знать: что такое лупа, микроскоп, окуляр, объектив; иметь представление о клетке Уметь: работать с микроскопом | Демонстрация лупы, микроскопа | §34 |
5(44) | Строение организмов | | Клетка, оболочка, цитоплазма, ядро; одноклеточные организмы, неклеточные организмы; ткань, орган, многоклеточные организмы | Микроорганизмы. Растения, животные | Знать: давать определения терминам: многоклеточные организмы, одноклеточные организмы, неклеточные организмы, ткани, органы, клетка, оболочка, цитоплазма, ядро Уметь: по рисунку называть части клетки | Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекция насекомых, муляжей грибов, микропрепарата клетки под микроскопом | §35 |
6(45) | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Организмы» К/р №4 (тест) | | а) Организм, его свойства; б) среда обитания организмов, факторы среды; в) строение организмов | | Знать: о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания Уметь: давать определения терминам данной темы | Демонстрация таблиц с изображением грибов, растений, животных | повт§32 -35 |
8. Растения (8 часов) | 1(46) | Признаки растения | | Общие признаки растений, отличительные признаки растений; пигменты, хлорофилл, фотосинтез | Значение растений в природе | Знать: что такое пигменты, хлорофилл, фотосинтез; знать о значении растений в природе Уметь: характеризовать отличительные признаки растительных организмов | Демонстрация комнатных растений, гербарных образцов растений | §36 |
2(47) | Разнообразие растительного мира | | Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений | Растения леса, луга, поля, водоема; теневыносливые растения, светолюбивые; дикорастущие, культурные растения | Знать: что бывают растения цветковые и нецветковые; дикорастущие и культурные; что цветок – орган растения; что такое одомашнивание дикорастущих растений Уметь: приводить примеры цветковых и нецветковых растений | Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений | §37 |
3(48) | Строение цветковых растений | №9 Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах | Органы цветкового растения; функции органов цветкового растения | Части растения, семенное размножение | Знать: органы цветкового растения; функции органов цветкового растения Уметь: распознавать органы цветковых растений | Демонстрация таблицы, рисунков по строению цветковых растений. Гербарии и живые растения | §38 |
4(49) | Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека» | | Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, аптекарские огороды, ядовитые растения | Разнообразие лекарственных растений | Знать: о многообразии дикорастущих растений, их местах обитания; что такое аптекарские огороды; ядовитые растения Уметь: распознавать ядовитые растения своей местности | Демонстрация гербариев дикорастущих лекарственных растений | §39 |
5(50) | Красная книга растений | | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения | Красная книга, растения Красной книги | Знать: иметь представление о Красной книге и ее значении Уметь: называть растения, занесенные в Красную книгу | Демонстрация видеофильма на тему «Растения Красной книги» | §40 |
6(51) | Многообразие культурных растений | №10 Определение названий растений с помощью атласа-определителя | Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие | Культурные растения, растения поля | Знать: что такое овощные, зерновые, плодовые, технические культуры, их разнообразие Уметь: определять название растений с помощью атласа-определителя | Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур или их изображений | §41 |
7(52) | Распознавание различных видов растений своей местности (экскурсия) | | Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений | | Знать: иметь представление о многообразии дикорастущих растений своей местности Уметь: называть дикорастущие растения, характеризовать места их обитания | Демонстрация живых растений | |
8(53) | Обобщающий урок по теме: «Растения» | | а) признаки растений; б) цветковые и нецветковые растения; в) строение цветковых растений; г) функции органов цветкового растения; д) влияние факторов среды обитания на растения | | Знать: основные понятия и термины темы Уметь: характеризовать признаки: растений; цветковых и нецветковых растений; строение цветковых растений; функции органов цветкового растения; объяснять влияние факторов среды обитания на растения | Демонстрация таблицы, рисунков по строению цветковых растений. Гербарии и живые растения | повт. §36-41 |
9. Грибы (2 часа) | 1(54) | Разнообразие грибов К/р №6 по теме: «Растения» (проверочная работа по вариантам) | | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов | Грибы | Знать: особенности строения и размножения грибов; их разнообразие Иметь представление об особенностях одноклеточных и многоклеточных грибов, их значении в природе и жизни человека | Демонстрация белой плесени на продуктах, демонстрация зеленой плесени на хлебе | §42 |
2(55) | Шляпочные грибы | №11 Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов | Шляпочные грибы, строение шляпочных грибов. Грибы-двойники | Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов | Знать: что такое шляпочные грибы, их строение; правила сбора грибов Уметь: распознавать грибы-двойники | Демонстрация свежих, консервированных грибов и их муляжей | §43 |
10. Животные (6 часов) | 1(56) | Признаки животных | | Многообразие животных по способу питания. Клетчатка | Животные леса, поля, луга, водоема. Животные дикие и домашние | Знать: о многообразии животных по способу питания; о том, что такое клетчатка; характерные признаки животных; Уметь: характеризовать признаки отличия животных от растений | Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных | §44 |
2(57) | Дикие животные и условия их жизни | | Условия жизни диких животных; среды обитания диких животных Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания | Сезонные явления в жизни диких животных | Знать: иметь представление об условиях жизни и средах обитания диких животных Уметь: называть приспособления диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной среде; приводить примеры животных обитающих в разных природных зонах | Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. Организация наблюдений за дикими животными в природе | §45 (стр 189-190), подготовить сообщение о диком животном |
3(58) | Многообразие диких животных | №12 Узнавание различных видов животных своей местности | Животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные | Дикие животные леса, поля, луга, водоема | Знать: о многообразии диких животных Уметь: узнавать диких животных своей местности | Демонстрация коллекций чучел, таблиц, изображающих диких животных. | §45 (стр 191-195), |
4(59) | Значение диких животных и их охрана | | Значение животных в природе. Значение животных для человека. Животные Красной книги, меры охраны диких животных | Значение диких животных. Охрана животных. Заповедники | Знать: о значении животных в природе и жизни человека, о животных Красной книги; о мерах по охране диких животных Уметь: приводить примеры животных занесенных в Красную книгу | Демонстрация кинофильма, слайдов, таблиц о животных Красной книги | §46 |
5(60) | Домашние животные | | Сельскохозяйственные животные, животноводство | Домашние животные, условия жизни домашних животных по сезонам года, уход за домашними животными | Знать: домашних животных и условия их содержания; иметь представление о животноводстве Уметь: обосновывать термин сельскохозяйственные животные | Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных | §47, повт. §44-46 |
6(61) | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Животные» К/р №7 (тест) | | а) признаки животных; б) приспособленность диких животных к обитанию в различных средах; в) сезонные явления в жизни диких животных; г) многообразие животных | | Знать: основные понятия и термины темы Уметь: характеризовать признаки животных; приспособленность диких животных к обитанию в различных средах; сезонные явления в жизни диких животных; многообразие животных | Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных. | |
11. Ваши любимые растения и животные (3 часа) | 1(62) | Растения в вашем доме | №13 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными | Значение комнатных растений. Разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Уход за комнатными растениями | Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений | Знать: о значении комнатных растений, их разнообразии, об экологических группах растений Уметь: ухаживать за комнатными растениями | Демонстрация разнообразия комнатных растений. | Записи в тетрадях |
2(63) | Животные в вашем доме | | Домашние животные (собака, кошка). Породы собак: служебные, декоративные | Домашние животные. Уход за домашними животными | Знать: домашних животных, условия их содержания в доме, в квартире; породы собак, породы кошек Уметь: ухаживать за домашними животными | Демонстрация собак различных пород (служебных, декоративных), демонстрация кошек различных пород | Записи в тетрадях |
3(64) | Ваш аквариум | | Устройство аквариума. Растительный и животный мир аквариума | | Знать: устройство аквариума, растительный и животный мир аквариума Уметь: ухаживать за животными и растениями в аквариуме | Демонстрация аквариума, аквариумных растений и животных | Записи в тетрадях |
12. Природа едина (2 часа) | 1(65) | Связи живого и неживого | | Пищевые связи – цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое | Неживая и живая природа. Факторы неживой природы, факторы живой природы. Значение живой природы, значение неживой природы. Экология | Знать: признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость; знать, что такое пищевые связи, цепи питания, пищевые сети Уметь: составлять цепи питания, доказывать единство живой и неживой природы | Демонстрация рисунков, таблиц с изображением растений и животных для составления простых цепей питания | §48 |
2(66) | Природа – наш друг | | Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе | Неживая, живая природа, взаимосвязь между ними. Природа и человек | Знать: правила поведения в природе Уметь: доказывать взаимосвязи в природе между живыми и неживыми компонентами | Демонстрация рисунков, отражающих правила поведения в природе. Демонстрация таблиц и рисунков по охране природы | Записи в тетрадях |
13. Человек, его здоровье и безопасность жизни (2 часа) | 1(67) | Человек и окружающая среда | №14 Определение показателей своего организма | Система органов, физические, химические, биологические факторы среды, травмы, солнечный и тепловой удар | Среда обитания человека | Знать: об особенностях влияния физических, химических и биологических факторов среды на организм человека Уметь: определять показатели развития своего организма | Демонстрация таблиц, изображающих строение тела человека | §49 |
2(68) | Как беречь свое здоровье и жизнь? Вредные привычки и их предупреждение | №15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах | Виды травм: ушибы, ожоги, кровотечения, растяжение связок, переломы. Вредная привычка, курение, никотин, алкоголь, наркомания | Особенности поведения в природе. Здоровый образ жизни | Знать: особенности поведения в природе и виды травм; знать что такое вредные привычки, их разновидности и как предупредить их появление Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, ожогах, ушибах и переломах; | Демонстрация таблиц, показывающих способы оказания первой медицинской помощи; плакатов показывающих пагубное влияние алкоголя и табака на организм человека | §50,51 |