Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье"
Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье"
Пояснительная записка
Предлагаемая программа прикладного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс рассчитан на 34 часа, общего времени, с периодичностью преподавания 1 раз в неделю.
Прикладной курс составлен для обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.
В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.
2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.
3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Учащиесядолжны знать:
особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;
причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения;
Учащиеся должны приобрести умения:
1. применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;
2. объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;
3. составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;
4. применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;
5. распознавать психические особенности личности человека;
6. самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции-беседы, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение прикладного курса «Человек и его здоровье» в 11 классе не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачет при условии выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные баллы ученик получает:
1. Использование Интернет технологий.
2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
3. Доклады в школе или за её пределами.
Организация учебной работы
По возможности проводить лабораторные работы, использовать при решении задач часто встречающиеся заболевания. Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных задач, организация самостоятельной деятельности. Важным структурным компонентом данного курса является достижение планируемых результатов различными способами.
Ожидаемый результат:
Владеть определениями основных понятий и терминологией;
Иметь представления различных генетических заболеваниях
3.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье" »
Прикладной курс по биологии
«Человек и его здоровье»
для 11 класса
Составил:
учитель химии и биологии
Михайловской СОШ
Гайдар Лариса Николаевна
Пояснительная записка
Предлагаемая программа прикладного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения.Курс рассчитан на 34 часа, общего времени, с периодичностью преподавания 1 раз в неделю.
Прикладной курс составлен для обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.
В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курсасостоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.
2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.
3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Учащиесядолжны знать:
особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;
причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения;
Учащиеся должны приобрести умения:
1. применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;
2. объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;
3. составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;
4. применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;
5. распознавать психические особенности личности человека;
6. самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Основными формами и методамиизучения курса являются лекции-беседы, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение прикладного курса «Человек и его здоровье» в 11 классе не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачет при условии выполнения заданий 75-100%. В задания входят – решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные баллы ученик получает:
1. Использование Интернет технологий.
2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
3. Доклады в школе или за её пределами.
Организация учебной работы
По возможности проводить лабораторные работы, использовать при решении задач часто встречающиеся заболевания. Глубокому и осмысленному усвоению знаний способствуют целенаправленное решение различных задач, организация самостоятельной деятельности. Важным структурным компонентом данного курса является достижение планируемых результатов различными способами.
Ожидаемый результат:
Владеть определениями основных понятий и терминологией;
Иметь представления различных генетических заболеваниях
3.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.
Программа прикладного курса
Глава 1 Введение. (1ч)
Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека.
Глава 2 Общий обзор организма .(2ч)
Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.
Глава 3 «Двигатели нашего тела».(2ч)
Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.
Лабораторная работа №1 «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений».
Глава 4 «Исполнители симфонии жизни».(3ч)
Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.
Лабораторная работа №2 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».
Глава 5 Иммунитет (2 ч)
Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.
ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
Глава 6 «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья».(3ч)
Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.
Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона».
Глава 7 «Свет мой, зеркальце, скажи...»(6ч)
Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.
Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.
Глава 8 Репродуктивная система человека (6 ч)
Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.
Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).
Глава 9 «Наш долг перед будущим».(7ч)
Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.
Лабораторная работа №4 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»
Глава 10 «Наука будущего».(2ч)
Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.
Календарно- тематическое планирование
N
Тема урока
Всего часов
Лекций с элементами беседы
практических занятий
Срок проведения
1
Введение
1ч
Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека.
1ч
2
Общий обзор организма
2ч
Система органов в организме. Уровни организации организма.
1ч
Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.
1ч
3
«Двигатели нашего тела»
2ч
Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы.
1ч
Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.
Лабораторная работа №1 «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений».
1ч
4
«Исполнители симфонии жизни»
3ч
Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма.
1ч
Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.
1ч
Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.
Лабораторная работа №2 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».
1ч
5
Иммунитет
2ч
Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.
1ч
ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
1ч
6
«Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья»
3ч
Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона».
1ч
Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание.
1ч
Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.
1ч
7
«Свет мой, зеркальце, скажи...»
6ч
Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия).
1ч
Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.
1ч
Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции.
1ч
Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.
1ч
Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви.
1ч
Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.
1ч
8
Репродуктивная система человека
6ч
Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы.
1ч
Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша.
1ч
Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.
1ч
Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия.
1ч
Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста.
1ч
«Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).
1ч
9
«Наш долг перед будущим»
7ч
Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина.
1ч
Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови.
1ч
1ч
Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека.
Лабораторная работа №4 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»