Представлена разработка урока по математике по теме "Решение задач вдогонку". Урок составлен согласно возрастным особенностям ребенка, применен личностно-ориентированный подход в обучении, работа на уроке организована в группах. В течение всего занятия учащиеся самостоятельно добывают знания. работая в группе (создание коллаборативной среды). Соблюдены все этапы урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У каждого ученика на парте индивидуальная карточка. В течение 4 минут ученики выполняют задание, данное на карточке: в каждой строчке необходимо закрасить окошко с правильными ответами.
1 уровень – для учащихся с низкой мотивацией (обучающиеся на «3»);
2 уровень – для учащихся с высокой мотивацией (обучающиеся на «4» и «5»)
1 уровень
Время обозначается
V
S
P
t
X
Формула нахождения времени
V:t
S:t
S:V
V:t
S:V
Расстояние обозначается
t
V
S
x
S
Формула нахождения расстояния
V:t
S:t
V*t
S*V
V*t
Скорость обозначается
t
x
V
t
V
Формула нахождения скорости
S*t
S:t
S:t
V*S
S:t
Время обозначается
V
S
P
t
X
Формула нахождения времени
V:t
S:t
S:V
V:t
S:V
Расстояние обозначается
t
V
S
x
S
Формула нахождения расстояния
V:t
S:t
V*t
S*V
V*t
Скорость обозначается
t
x
V
t
V
Формула нахождения скорости
S*t
S:t
S:t
V*S
S:t
Скорость обозначается…
V
S
P
V
t
Формула нахождения скорости
S:t
S*t
S:t
V:t
V:S
Расстояние обозначается…
S
S
t
P
t
Формула нахождения расстояния
V*t
S*t
V*t
V:t
V:S
Время обозначается…
t
S
P
t
X
Формула нахождения времени
S:V
3 ч
V*t
V:t
S:V
Скорость обозначается…
V
S
P
V
t
Формула нахождения скорости
S:t
S*t
S:t
V:t
V:S
Расстояние обозначается…
S
S
t
P
t
Формула нахождения расстояния
V*t
S*t
V*t
V:t
V:S
Время обозначается…
t
S
P
t
X
Формула нахождения времени
S:V
3 ч
V*t
V:t
S:V
2 уровень
Пешеход шёл 5 мин. со скоростью 100м/мин. Какое расстояние он прошёл?
500
м
150 м
200м
150м
500
За 4 ч машина проехала с одной и той же скоростью 200 км. С какой скоростью ехала машина?
50 км/ч
240км/ч
800км/ч
240км/ч
50км/ч
Лыжник прошёл 1000м со скоростью 250м/мин. Сколько времени шёл лыжник?
4ч
5ч
6ч
6ч
4ч
Мотоциклист проехал 210 км за 3 часа. С какой скоростью ехал мотоциклист?
70км/ч
70км/ч
630 км/ч
70 км/ч
70км/ч
Велосипедист ехал со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние проехал за 2 часа?
28км
16 км
28км
22км
28 км
Лыжник ехал со скоростью 60 км/ч и проехал 120 км. Сколько времени он был в пути?
2ч
3 ч
2ч
6 ч
2ч
Пешеход шёл 5 мин. со скоростью 100м/мин. Какое расстояние он прошёл?
500
м
150 м
200м
150м
500
За 4 ч машина проехала с одной и той же скоростью 200 км. С какой скоростью ехала машина?
50 км/ч
240км/ч
800км/ч
240км/ч
50км/ч
Лыжник прошёл 1000м со скоростью 250м/мин. Сколько времени шёл лыжник?
4ч
5ч
6ч
6ч
4ч
Мотоциклист проехал 210 км за 3 часа. С какой скоростью ехал мотоциклист?
70км/ч
70км/ч
630 км/ч
70 км/ч
70км/ч
Велосипедист ехал со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние проехал за 2 часа?
28км
16 км
28км
22км
28 км
Лыжник ехал со скоростью 60 км/ч и проехал 120 км. Сколько времени он был в пути?
2ч
3 ч
2ч
6 ч
2ч
За 4 ч машина проехала с одной и той же скоростью 200 км. С какой скоростью ехала машина?
50 км/ч
240км/ч
800км/ч
240км/ч
50км/ч
Пешеход шёл 5 мин. со скоростью 100м/мин. Какое расстояние он прошёл?
500
м
150 м
200м
150м
500
Лыжник прошёл 1000м со скоростью 250м/мин. Сколько времени шёл лыжник?
4ч
5ч
4ч
6ч
4ч
Мотоциклист проехал 210 км за 3 часа. С какой скоростью ехал мотоциклист?
70км/ч
70 км/ ч
28 км/ч
630км/ч
70км/ч
Велосипедист ехал со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние проехал за 2 часа?
28км
16 км
7 км
21км
28 км
Лыжник ехал со скоростью 60 км/ч и проехал 120 км. Сколько времени он был в пути?
2ч
3 ч
3ч
6 ч
2ч
За 4 ч машина проехала с одной и той же скоростью 200 км. С какой скоростью ехала машина?
50 км/ч
240км/ч
800км/ч
240км/ч
50км/ч
Пешеход шёл 5 мин. со скоростью 100м/мин. Какое расстояние он прошёл?
500
м
150 м
200м
150м
500
Лыжник прошёл 1000м со скоростью 250м/мин. Сколько времени шёл лыжник?
4ч
5ч
4ч
6ч
4ч
Мотоциклист проехал 210 км за 3 часа. С какой скоростью ехал мотоциклист?
70км/ч
70 км/ ч
28 км/ч
630км/ч
70км/ч
Велосипедист ехал со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние проехал за 2 часа?
28км
16 км
7 км
21км
28 км
Лыжник ехал со скоростью 60 км/ч и проехал 120 км. Сколько времени он был в пути?
2ч
3 ч
3ч
6 ч
2ч
- Ребята, соберитесь в группы по характеру той буквы или рисунку, который у вас получился на карточке. (30 сек)
В результате работы образуются 4 группы по 5 человек. Учитель заранее для себя просматривает участников групп, поэтому может определить, кто решил неверно.
В группе происходит распределение ролей (30 сек):
1. Лидер
2. Секретарь
3. Тайммекер
4. Докладчик
5. Наблюдатель
3. Целевая установка. Определение темы урока (5 мин)
Группа, решив задачу, поднимает руку, учитель заслушивает докладчика. При верном ответе группа получает облачко, на котором написано слово.
1 группа – двигайся
2 группа - больше
3 группа – проживешь
4 группа – дольше
Когда все группы дадут ответ, на классной доске появляются облачка с надписями:
Двигайся
больше
проживешь
дольше
- Көбірек қозғалсаң, ұзақ өмір сүресің.
- Ребята, как понимаете смысл пословицы?
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке? (учащиеся высказывают свои предположения)
4. Постановка проблемы (1 мин)
-Откройте конверты, которые лежат на партах. (У каждой группы свой конверт)
1 группа – велосипедист (велосипедші)
2 группа – лыжник (шаңғышы)
3 группа – легкоатлеты (бегуны) (жүгіруші)
4 группа – конькобежцы (коньки тебуші)
- Что связывает этих людей с нашим уроком? (двигаются, ведут здоровый образ жизни)
- Тренируясь перед соревнованиями, спортсмены живут в домиках.
Чтобы наши спортсмены тоже заселились в домики, необходимо решить задачу, данную на обороте домика.
5. Изучение новой темы (13 мин)
Учащиеся читают задачу.
«Расстояние между деревней спортсменов и стадионом 200 метров. Две группы спортсменов одновременно вышли из деревни и со стадиона. Пошли в одном направлении. Скорость первой группы 110м/мин, а второй – 60 м/мин. Через какое время первая группа догонит вторую?»
- На интерактивной доске учитель изображает чертеж к задаче, поэтапно внося данные. В результате появляется чертеж:
110 м/мин 60 м/мин
200 м
- В каком направлениидвигаются группы? (В одном направлении: одна группа догоняет другую)
- Такое движение называются движение вдогонку.
- С какой скоростью шла первая группа? А вторая?
- Может ли первая группа догнать вторую? Почему?
- На сколько уменьшается расстояние каждую минуту?
Учащиеся заполняют таблицу в учебнике, страница 26 .
- Как вы узнали это расстояние?
- При таком движении находим скорость сближения по следующей формуле:
V сблж=V1-V2
По ходу анализа задачи на классной доске появляется солнышко, на лучах которого формулы нахождения скорости сближения, расстояния, времени.
t=S: V сблж
S= V сблж*t)
V сблж=V1-V2
- Как найти расстояние в данном виде задач? (S= V сблж*t)
- Как найти время? (t=S: V сблж)
6. Физминутка (1 мин)
- Под каким девизом проходит наш урок? («Двигайся больше, проживешь дольше»)
- Мы отдохнем под музыкальное сопровождение (презентация), повторяя движения за веселыми мультяшками, которые тоже любят заниматься спортом..
7. Понимание и применение знаний (7 мин)
Каждая группа получает рисунок дерева, на котором написан текст задачи.
1 группа: «Из пунктов А и В, удаленных друг от друга на 200 км, одновременно в одном направлении выехали автобус и велосипедист. Скорость велосипедиста 10км/ч, а автобус догоняет его со скоростью 60 км/ч. Когда произойдет встреча?»
2 группа: Из пунктов А и В, удаленных друг от друга на 100 км, одновременно в одном направлении выехали два лыжника . Скорость первого лыжника 20 км/ч, а скорость второго лыжника, идущего вдогонку первому 40 км/ч. Когда произойдет встреча?
3 группа: Из пунктов А и В, удаленных друг от друга на 30 км, одновременно в одном направлении выбежали два бегуна. Скорость первого бегуна 15 км/ч, а скорость второго бегуна, бегущего вдогонку первому 20 км/ч. Когда произойдет встреча?
4 группа : Из пунктов А и В, удаленных друг от друга на 40 км, одновременно в одном направлении выбежали конькобежцы. Скорость первого конькобежца 16 км/ч, а скорость второго бегуна, бегущего вдогонку первому 20 км/ч. Когда произойдет встреча?
Учащиеся, решив задачу, поднимают руку. Проверив правильность решения, учитель дает группе конверт, в котором лежит такое же дерево, но уже с фотографией спортсмена, добившегося в данном виде спорта высоких результатов и прославивших Казахстан.
1 группа: Александр Винокуров - велогонщик, занявший 1 место в Олимпиаде в Лондоне. Наш земляк.
2 группа: Хрусталёва Елена – биатлонистка, занявшая 2 место в Лондоне.
3 группа: Евгений Мелешенко - легкоатлет, золото на чемпионате Казахстана.
4 группа: Денис Кузин – конькобежец, 1 место Азиада, 2011 год
8. Закрепление (7 мин)
- Чтобы достичь высот в спорте, необходимо обладать определенными качествами. Узнаем, какими именно, выполнив задание.
Придумайте задачу на движение вдогонку, в которой надо узнать:
1 группа – время до встречи
2 группа – скорость одного из движущихся объектов
3 группа – первоначальное расстояние между ними
4 группа - первоначальное расстояние между ними
- Докладчик из каждой группы выходят, представив схему задачи на формате А3. Остальные группы записывают.
Появляется заборчик, на котором на табличках записаны качества, необходимы для победы.
Выносливость - төзімділік
Устремленность - ұмтылыс
Сила - күш
Воля - ерік
Ловкость - ептілік
Упорство - жігер
Внимание - зейін
Мышление - ойлау
- Чтобы достичь высот в обучении, вы, ребята, тоже должны обладать такими качествами, как спортсмены.
9. Обобщение (2 мин)
- Ребята, используя маркеры и листы, представьте информацию о движении в виде схемы кластер.
навстречу
вдогонку
движение
V сблж=V1+V2
V сбл.=V1-V2
Противо-
положные стороны
V отд.=V1+V2
10. Оценивание (1 мин)
Наблюдатель в каждой группе заполняет лист оценивания, сдаёт учителю.
Ф.И. наблюдателя Иванов Максим.
Имя учка
Повторение знаний
Применение знаний
Закрепление
знаний
Обобщение
(кластер)
Общий балл
Оценка
Катя
5
4
5
4
18
5
Аружан
5
4
3
4
16
4
Нияз
3
3
3
3
12
3
Асанали
2
3
3
4
12
3
Максим
5
5
5
5
20
5
Критерии оценивания:
20-18 баллов – «5»
16-14 баллов - «4»
12-10 баллов – «3»
Менее 10 баллов – «2»
11. Рефлексия(1 мин)
- На партах лежат смайлики, которые ученики закрепят около каждого домика. В результате учитель увидит, достиг ли урок своей цели.
- всё отлично понял
- понял не до конца
- ничего не понял
-Ученики отмечают на рисунке, как чувствовали себя на уроке, и насколько им удалось реализовать себя. (по Блобу) ( Приложение А)
12. Итог, домашнее задание (1 мин)
- Я желаю вам, ребята
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
- Дома выполните на стр. 27 №3 – учащиеся, занимающиеся на «3»
стр. 29 №3- учащиеся, занимающиеся на «4»
стр. 98 №3, стр. 103 №14 (2 часть учебника, 4 класс, Л.Г.Петерсон)- учащиеся, занимающиеся на «5»
- Спасибо, ребята, за урок. Данный проект продолжите во внеурочное время. Каждая группа подбирает материал о том виде спорта, с которым они работали в группе.