УЭ – 3 1. Ваш помощник. Составление карточки-образца для дальнейшего изучения темы ” Тригонометрические уравнения’’ и подготовке к экзамену………………………………………………………………. ….10мин.
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории к занятию. Информация преподавателя о порядке ведения занятия . Слайды 1-2.Объявление темы занятия, цели занятия. Слайд 3 Актуализация темы. Великий физик, математик и политик А.Эйнштейн заметил: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
Сегодня на занятии мы повторим, приведем в систему наши знания по решению тригонометрических уравнений. И ваша задача – показать свои знания и умения по их решению.
Эпиграф нашего занятия: Слайд 4 «Сегодня мы учимся вместе: я, ваш учитель, и вы мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса» (Сухомлинский)
УЭ – 0. Входной контроль
УЭ – 1. Контроль усвоения знаний. Проверка знания формул решений простейших тригонометрических уравнений.
УЭ – 2. Решение простейших тригонометрических уравнений
УЭ – 3.
1. Ваш помощник. Составление карточки-образца для дальнейшего изучения темы” Тригонометрические уравнения” и подготовке к экзамену.
УЭ – 3 1. Ваш помощник. Составление карточки-образца для дальнейшего изучения темы ” Тригонометрические уравнения’’ и подготовке к экзамену……………………………………………………………….. …..10мин.
2. Работа на доске…………………………………………….....................12мин.
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории к занятию. Информация преподавателя о порядке ведения занятия . Слайды 1-2 .Объявление темы занятия, цели занятия. Слайд 3 Актуализация темы. Великий физик, математик и политик А.Эйнштейн заметил: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
Сегодня на занятии мы повторим, приведем в систему наши знания по решению тригонометрических уравнений. И ваша задача – показать свои знания и умения по их решению.
Эпиграф нашего занятия: Слайд 4 «Сегодня мы учимся вместе: я, ваш учитель, и вы мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса» (Сухомлинский)
Работаем вместе, работаем устно
2. Тренинг.
Цель: проверить теоретические знания по теме “ тригонометрические уравнения”
Вопросы для студентов
Предполагаемые ответы
Какие уравнения называются тригонометрическими?
Уравнения, в которых переменная стоит под знаком тригонометрической функции, называются тригонометрическими.
Какие тригонометрические уравнения называются простейшими?
Уравнения вида sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a называются простейшими тригонометрическими уравнениями.
Что значит решить тригонометрическое уравнение?
Решить тригонометрическое уравнение это значит – найти множество углов удовлетворяющих данному уравнению или убедиться, что корней нет.
Сколько корней может иметь тригонометрическое уравнение?
Тригонометрические уравнения имеют множество корней в силу периодичности тригонометрических функций.
В уравнениях sin x = a и cos x = a оцените число а.
Если /а/ › 1, то корней нет. Если /а/ ≤ 1, то имеет корни.
Как решаются простейшие тригонометрические уравнения?
Для решения простейших тригонометрических уравнений используется тригонометрический круг либо применяем формулы нахождения корней.
По какой формуле находятся корни уравнения sin x = a.
Корни уравнения sin x = a находятся по формуле x = (-1)karcsin a + πk, k є Z.
По какой формуле находятся корни уравнения cos x = a.
Корни уравнения cos x = a находятся по формуле x = ± arcсos a +2 πn, n є Z
По какой формуле находятся корни уравнения tg x = a.
Корни уравнения tg x = a находятся по формуле x = arctg a + πn, n є Z
По какой формуле находятся корни уравнения ctg x = a.
Корни уравнения ctg x = a, находятся по формуле x = arcctg a + πn, n є Z
Как называются уравнения вида
a sin 2 x + b sin x + c = 0
a cos 2 x + b cos x + c = 0
a tg 2 x + b tg x + c = 0
a ctg 2 x + b ctg x + c = 0
Уравнения такого вида называются квадратными относительно тригонометрических функций.
Как называются уравнения вида
a sin 2 x + b cos x + c = 0
a cos 2 x + b sin x + c = 0
Уравнения такого вида называются сводящимися к квадратным.
Как называются уравнения вида
a sin 2 x + b sin x cos x + c cos 2 = 0
Это тригонометрическое уравнение называется однородным 2 степени.
УЭ – 1. Контроль усвоения знаний. Проверка знания формул решений простейших тригонометрических уравнений.
Преподаватель берет понравившееся ему высказывание. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же примеров так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы.
Каждому студенту преподаватель дает карточку с номером задания из приложения № 1.
На доске записаны буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам.
Ниже записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании).
Студент, выполнивший задание, находит в таблице свой ответ и номер своей карточки.
Преподаватель под числом (номер названной студентом карточки) ставит эту букву. И так далее, пока не будет заполнена вся таблица (А) и не будет прочитано высказывание.
Д
Е
Л
О
Л
А
Д
И
Т
С
Я
У
М
Е
Н
И
Е
М
А
Б
А
Й
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
№ карточки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Пояснение преподавателя:
Решить то уравнение, номер которого указан на вашей карточке, найти ваш ответ в приложении1. и назвать преподавателю номер своей карточки и букву.
Взять карточку учета знаний и поставить за правильный ответ 1 балл
2. Презентация афоризмов и высказываний Абая
УЭ – 2. Решение простейших тригонометрических уравнений.
Цель: Закрепить знания решений простейших тригонометрических уравнений, тестирование
После проверки на экране не забудьте поставить в лист учета знаний количество набранных баллов (каждый правильный ответ – 1 балл)
УЭ – 3.
1. Ваш помощник. Составление карточки-образца для дальнейшего изучения темы” Тригонометрические уравнения” и подготовке к экзамену.
Цель: закрепить знания решени тригонометрических уравнений сводящихся к квадратным и составить карточку – образец по этой теме для подготовки к экзамену.
На экране слайд с таблицей (Приложение № 3).
Преподаватель предлагает студентам определить тип каждого из уравнений и рассказать алгоритм решения каждого из них. По ходу рассказа на экране появляется решение каждого из уравнений.
Преподаватель предлагает просмотреть ход решений уравнений и оставить эту карточку для дальнейшей учебы.
Предполагаемые ответы (алгоритм решения каждого из предложенных уравнений):
1 тригонометрическое уравнение, квадратное относительно тригонометрической функции.
2 тригонометрическое уравнение, сводящееся к квадратному.
Из формулы тригонометрической единицы выразим ту функцию, которая в данном уравнении во 2 степени и поставим полученное выражение в уравнение.
Раскрываем скобки.
Расставляем все по своим местам, т.е. в порядке понижения степени.
Т.К. коэффициент при наивысшей степени отрицательный, то умножаем обе части на (-1).
Решаем полученное тригонометрическое уравнение квадратное относительно тригонометрической функции.
Вводим замену.
Решаем полученное алгебраическое уравнение.
Возвращаемся в замену и решаем 2 простейших тригонометрических уравнения.
Записываем ответ.
3 уравнение, содержащее только sin и cos, причем каждое слагаемое одинаковой степени и правая часть равна нулю, называется однородным относительно sin и cos. Следовательно, это уравнение однородное относительно sin и cos 2 степени. И решается делением каждого слагаемого на наивысшую степень входящего cos.
Делим каждое слагаемое на наивысшую степень cos, т.е. на cos2 x.
Получаем тригонометрическое уравнение квадратное относительно tg.
Вводим замену, получаем квадратное алгебраическое уравнение и решаем его.
Возвращаемся в замену и решаем простейшее тригонометрическое уравнение.
Записываем ответ.
4 уравнение, которое отличается от однородного только входящим числом называется неоднородным и сводится к однородному умножением этого числа на тригонометрическую единицу. Умножаем число на sin2x + cos2x.
Раскрываем скобки, переносим все слагаемые в одну сторону и приводим подобные.
Полученное однородное уравнение делением каждого слагаемое на cos2x сводим к тригонометрическому уравнению, квадратному, относительно tg.
Вводим замену.
Решаем полученное алгебраическое уравнение.
Возвращаемся в замену и решаем 2 простейших тригонометрических уравнения.
Записываем ответ.
2.Работа на доске.
Цель: Закрепить знания по решению стандартных тригонометрических уравнений
К доске вызываются два студента.
3 sin2 х+ 4 cos2x = 13 sin Х cos x
2 sin2 4x + 5 cos 4x – 4 = 0
Все студенты решают уравнения в тетрадях .За правильное решение получают 2 балла.
Если вы набрали 13-15 и выше баллов, то ваша оценка за урок «5».
Если вы набрали 10-12 баллов, то ваша оценка за урок «4»
Если вы набрали 8-9 баллов, то ваша оценка за урок «3»
Если вы набрали меньше баллов, то вам надо проконсультироваться с преподавателем и сдать самостоятельные работы, они оцениваются отдельно.
Рефлексия Приложение5.
Прочитайте еще раз требования к уровню подготовки и ответьте на вопрос:
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Оцените свое самочувствие на уроке, поставив какой – либо значок на графике функции у = sin x, изображенном в приложении5. Где вы себя ощущаете: на гребне волны синусоиды или во впадине?
Домашнее задание.
Индивидуально – дифференцированное, причем каждому студенту есть возможность “продвинуться”, те кто решал на «3» - дома будет решать на «4», кто решал на «4» - дома будет решать на «5», тот кто решал на «5» - будет решать на «5/5».
Предлагаю закончить урок словамиЯ. А. Каменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Приложение № 5. Сегодня на занятии мы повторили, привели в систему наши знания порешению тригонометрических уравнений. Ваша задача была – показать свои знания и умения по их решению
Ответьте на вопрос:
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Вопрос к группе: Оцените свое самочувствие на уроке, поставив какой – либо значок на графике функции у = sin x, изображенной на доске. Где вы себя ощущаете: на гребне волны синусоиды или во впадине?
у = sin x
Предлагаю закончить урок словамиЯ. А. Каменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»
Спасибо за урок!!!
Презентация решения нестандартных тригонометрических уравнений слайд
1 уравнение) tgx – 4ctgx = 3
tg2 x – 3 tg x – 4 = 0
Вз: Ввз:
tg x = y tg x = - 1 tg x = 4
y2 – 3 y – 4 = 0 x = - π + πn x = arctg 4 + πn
4
т.к. a + с = b =
Y1 = - 1 y2 = - с = 4
a
2 уравнение) 6 cos2 x + 5 sin x – 7 = 0 – сводящееся к квадратному
6 (1- sin2 x) + 5 sin – 7 = 0
6 – 6 sin2 x + 5 sin x – 7 = 0
- 6 sin2 x + 5 sin x – 1 = 0
6 sin2 x – 5 sin x + 1 = 0
Вз: Ввз:
Sin x = y
6 y2 – 5 y + 1 = 0 sin x = 1 sin x = 1
2 3
D = b2 – 4 ac x = (-1)k×arcsin 1 + πk
2
D = 25-24 = 1 x = (-1)n× π + πn x = (-1)n×arcsin 1 +