Решение текстовых задач арифметическим способом (урок систематизации и обобщения знаний и умений)
Решение текстовых задач арифметическим способом (урок систематизации и обобщения знаний и умений)
Цель урока:
создание условий, инициирующих детское действие для систематизации и обобщения знаний и умений, совершенствование практических навыков решения текстовых задач арифметическим способом и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
-обучающие: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Решение текстовых задач арифметическим способом» с помощью сложения и вычитания, умножения и деления, (задачи на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности, на предположение, на проценты всех типов), повторить основные правила действий с дробями; создать условия для обобщения и систематизации знаний о типах текстовых задач и методах их решения.
-развивающие: обеспечить условия для общего развития учащихся, развития как логического, так и образного мышление, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти, формирования креативных способностей и навыков самоконтроля; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание и смекалку, составлять или интерпретировать условие задачи в конкретных условиях.
-воспитательные: воспитывать активность, мобильность, умение общаться, общую культуру, развивать познавательный интерес через практическое и познавательное значение текста задачи, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение текстовых задач арифметическим способом (урок систематизации и обобщения знаний и умений) »
Открытый урок14.02.2014 г
1. ФИО
2. Место работы
3. Должность
4. Предмет
5. Класс
6. Тема и номер урока в теме
7. Базовый учебник
Фанта Татьяна Ивановна
МОУ СОШ с. Аксарка
учитель математики
математика
5
Решение текстовых задач арифметическим способом (урок систематизации и обобщения знаний и умений)
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
8. Цель урока:
создание условий, инициирующих детское действие для систематизации и обобщения знаний и умений, совершенствование практических навыков решения текстовых задач арифметическим способом и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
-обучающие: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Решение текстовых задач арифметическим способом» с помощью сложения и вычитания, умножения и деления, (задачи на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности, на предположение, на проценты всех типов), повторить основные правила действий с дробями; создать условия для обобщения и систематизации знаний о типах текстовых задач и методах их решения.
-развивающие: обеспечить условия для общего развития учащихся, развития как логического, так и образного мышление, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти, формирования креативных способностей и навыков самоконтроля; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание и смекалку, составлять или интерпретировать условие задачи в конкретных условиях.
-воспитательные: воспитывать активность, мобильность, умение общаться, общую культуру, развивать познавательный интерес через практическое и познавательное значение текста задачи, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
9. Планируемые результаты:
Предметные УУД: освоение систематических знаний, их преобразование, применение и самостоятельное пополнение, владение представлениями о типах задач и методах их решения, умение в процессе реальной ситуации использовать эти знания и умения.
Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному процессу, уметь анализировать, оценивать ситуацию, выражать доброжелательное отношение к познанию, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого, уметь работать в парах и группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: умение применять и сохранять учебную задачу, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль.
Познавательные УУД: уметь искать и обрабатывать информацию, записывать ее и воспринимать в том числе и средствами ИКТ; использовать модели, знаки, символы и схемы; осуществлять логические операции: анализ, синтез, сравнение, сериация и классификация, обобщение, подведение под понятие, аналогия, суждение, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной задачи, принимать на себя ответственность за результат своих и коллективных действий, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; формировать умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и к своей работе.
10. Тип урока:урок систематизации и обобщения знаний и умений
11. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:организация своей учебной деятельности
Личностные:мотивация учения
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного счета и повторения основных типов текстовых задач.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
5
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудни-чества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности
Личностные: оценивание усваивае-мого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
3
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4.Обобщение и систематизация знаний
Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности в условиях решения задач.
Формирование и развитие ценностного отношения к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов
Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний. Организует ситуацию выполнения заданий на повторение и закрепление изученного материала
10
Выполняют задания учителя. Придумывают свои задания по изученной теме
Физкультминутка
Смена деятельности
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
1
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разно-образие текстовых задач, решаемых в жизни; формировать умение составлять текстовые задачи практического содер-жанияв том числе с использованием ИКТ
Организация и конт-роль за процессом решения задач.
Работают в парах над поставленными задачами.
12
Познавательные:формирование интереса к данной теме.
Личностные:формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения постав-ленной задачи и контроль получен-ного результата.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
4
Личностные:формирование пози-тивной самооценки
Коммуникативные: объективная и доброжелательная оценка работы одноклассников
Регулятивные:умение самостоя-тельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
2
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
1
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный этап. Эпиграф к уроку:« Есть три пути познания: размышления - самый благородный; подражания – самый легкий; опыта – самый горький»
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Обсуждение эпиграфа.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей.
Внимательно слушают, подписывают карточки
2. Актуализация знаний
Устные упражнения:Определите тип задачи и решите ее.
1. В оленьем стаде 60 телят. Сколько оленей в стаде, если телята составляют 20 % общего количества оленей в стаде?
2. Масса северного оленя составляет 10% массы белого медведя. Какова масса оленя, если масса белый медведь весит 500 кг?
3. При метании тынзяна на хорей у мальчика было 40 попаданий из 50 бросков. Сколько % составили попадания от общего количества бросков?
4.В двух ведрах 15 кг морошки. Сколько морошки в каждом ведре, если в первом в 2 раза больше, чем во втором?
Устно выполняют предложенные задания.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На экране появляются условия текстовых задач.
Задача №1 .(Слайд №1). Расстояние между поселками Белоярск и Щучье 56 км. Из этих пунктов одновременно навстречу друг другу отправились оленья упряжка и снегоход «Буран», причем скорость «Бурана» в 6 раз больше скорости упряжки. Найдите скорость «Бурана» и скорость оленьей упряжки, если известно, что они встретились через 1,6 часа от начала движения.
2.Задача № 2.Местный материал. (Слайд №2) В соревнованиях по метанию тынзяна на хорей у Кирилла было 36 попаданий из 60 бросков, у Ильи - 35 из 50, бросков, а у Жени– 36 из 40. Чей результат лучше? Какое место занял каждый участник соревнований?
3.Задача № 3. Местный материал. (Слайд №3) Масса четырех северных оленей и трех белых медведей составляет 1700 кг. Какова масса белого медведя, если масса одного белого медведя и одного северного оленя в сумме составляет 550 кг.
4. Задача № 4. Местный материал. (Слайд №4) Самое глубокое озеро Ямала Большое Щучье в 12 раз мельче озера Байкал. Найдите глубину озера Большое Щучье, если глубина озера Байкал достигает 1632м, что на 1496 м больше глубины озера Большое Щучье.
5.Задача №5 Местный материал. (Слайд №5) После пожара ягель восстанавливается через 25 лет. Сколько времени потребуется на его восстановление и увеличение в росте на 4,5 см, если ежегодно он прирастает на 3 мм?
6.Задача №6 Местный материал. (Слайд №6) Для пошива ягушки требуется в два раза больше оленьих шкур, чем для пошива малицы. Чтобы сшить одну малицу и одну ягушку израсходовали 18 шкур.а) Сколько малиц получится из 37 шкур? б) Хватит ли 47 шкур для пошива 4 ягушек?
Прочитайте эти задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли желание их решить?
Если интересно, то как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
Прошу разбиться на группы по 2-3 человека и выбрать понравившуюся задачу для решения
Читают условия, высказывают мнение по их содержанию.
Выбирают одну задачу
Предлагают свои решения, высказывают мнения по содержанию и предложения по решению задачи.
Читают условия задач.
Формулируют тему и учебную задачу урока, записывают в тетради дату и тему урока. Выбирают задачу для решения
4. Систематизация и обобщение знаний.
Итак, приступаем к решению задач, которые вы выбрали. Такие задачи очень часто нам приходится решать в жизни. Тексты задач имеют достоверные данные по нашему Приуральскому району.
Решение задач:
№.1. Т.к. скорость «Бурана» в 6 раз больше скорости упряжки, то примем скорость упряжки за одну часть, а скорость «Бурана» - за 6 частей. Всего частей 7.На одну часть приходится 56 : 7 = 8 (км) –прошла упряжка до встречи, 8*6 = 48 (км) – прошел «Буран» до встречи. Скорость упряжки: 8:1,6=5 км/ч, а «Бурана»- 48:1,6=30( км/ч)
№2. Определим % попаданий каждого мальчика:1)36:60=0,6=60%-у Кирилла; 2)35:50= 0,7=70% -у Ильи; 3)36:40=0,9=90%- у Жени. Ответ: Лучший результат у Жени -1 место; у Ильи – 2 место; у Кирилла – 3 место.
№3. Масса одного белого медведя и одного северного оленя в сумме составляет 550 кг, а масса трех белых медведей и трех оленей составляет: 550*3=1650 (кг), тогда масса оленя равна: 1700-1650=50 (кг), а медведя: 550-50=500 (кг).
№4. Т.к. озеро Большое Щучье в 12 раз мельче озера Байкал, то приняв его глубину за 1 часть, а глубину озера Байкал – за 12 частей, разница глубин этих озер равна 11 частям, что соответствует 1496 м. Значит, на 1 часть приходится 1496 :11=136 (м)- глубина озера Большое Щучье, а глубина озера Байкал равна 136 + 1496=1632 м.
№5.1)3мм = .0,3 см – за 1 год; 2) 4,5:0,3=15 (лет) – после восстановления увеличит в росте на 4,5 см; 3) 15+25 = 40(лет). Ответ: 40 лет
№6. Примем количество шкур, необходимых для пошива малицы за 1 часть, тогда для пошива ягушки небходимо 2 таких части. Всего частей 3, что соответствует 18 ягушкам. Значит, на 1 часть приходится 18:3= 6 (шкур) – пойдет на малицу, а на ягушку-6*2 =12 (шкур). Из 37 шкур получится: 37:6 = 6 (малиц) и 1 шкура останется; 47:12= 3 (ягушки) и останется 11 шкур. Ответ:а) 6 малиц; б) не хватит.
Обучающиеся в парах и группах решают выбранную задачу.
Все вычисления выполняют в тетрадях, при необходимости в столбик. По окончании работы над каждой задачей, один представитель от группы объясняет классу решение задачи на доске, дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Ответы к задачам: №1 5км/ч; 30 км/ч
№2.. У Жени -1 место; у Ильи – 2 место; у Кирилла – 3 место.
№3. 50 кг и 500 кг
№4. 136м, 1632м
№5.. 40 лет
№6. :а) 6 малиц; б) не хватит,
Физкультминутка
Давайте немного передохнем.
Видео физкультминутка
Обучающиеся поднимаются с мест, в такт музыке повторяют действия за мультяшным утенком.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
В качестве домашнего задания на предыдущих уроках вы составляли задачи разных типов. Все ваши задачи были очень интересными. Сейчас Яна Сядай представит свою задачу, а вы попробуйте ее решить. Ваня Желонин, Женя Ширшов и Илья Шестопалов. Чьи задачи мы не успеем решить в классе вы можете решить дома. Теперь мы посмотрим задачи, которые составили ваши одноклассники, а вы выберите, чью задачу вы хотите решить дома.
Авторы задач выходят к доске и презентуют свои задачи. Задают наводящие вопросы одноклассникам по тексту и помогают им решить задачу. М
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Что нового, интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу? Почему вы так думаете?
Вы решали сегодня задачи, тексты которых содержали реальные данные по нашему району.. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
8. Информация о домашнем задании: Домашнее задание:
Решите №1612 стр 243 и любые две задачи из предложенных:
№ 1. В Приуральском районе река Щучья длиннее реки Юнъяха на 511 км, а их общая длина составляет 619 км. Найдите длину каждой реки.
№2.Общая площадь земель, используемых для нужд оленеводства в Приуральском районе, составляет 91,9 % территории района. На какой площади производится выпас оленей в районе, если его общая площадь 66 тыс кв.км?
№3. В двух ведрах 13,8 кг брусники. В одном ведре в два раза больше брусники, чем в другом. Сколько кг брусники в каждом ведре?
№4. Для приготовления джема из сладкого перца на 5 частей ягод берут 3 части сахара. Сначала варят сироп, затем кладут ягоду. Сколько граммов сахара необходимо, если у Маши 900 граммов перца?
№5. Жил-был на свете царь Султан. И было у него большое царство-государство. Вместе с ним проживали его верные слуги. Повара готовили ему вкусные обеды, завтраки, ужины. Портные шили ему красивые платья для бала. А дружинники охраняли его покой и царство-государство. Всего у Султана был 1291 слуга. Поваров было в его царстве в 4 раза меньше, чем дружинников и на 31 меньше, чем портных. Царь был очень щедрым и платил своим слугам много золотых. Один дружинник получал 50 золотых в месяц. Повар - 40 золотых в месяц. Один портной - 30 золотых в месяц. Однажды царь прогуливался по саду и увидел, что 70 % его дружинников спят на посту. Он очень разозлился и решил им не выплачивать жалование за этот месяц. Всем портным царь за хорошую работу в этом месяце заплатил в два раза больше, чем обычно. И недавно принял на работу еще 15 пова-ров. Сколько всего золотых монет царь Султан заплатил своим верным слугам за месяц?
№6. Шли как-то Винни-Пух и Пятачёк. Захотелось им покушать медка. Всего мёда было 19 кг. Винни-Пух съел на 5 кг 600 г больше, чем Пяточёк. Сколько мёду съел каждый из них?
Учащиеся получают карточки с домашним заданием.
Информационные источники,
используемые при подготовке к уроку.
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11. М.: Дрофа, 2001;
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Завуч. инфо http://www.zavuch.info/
Материалы курсовой підготовки.
Карточка самооценивания. Карточка самооценивания.
Ф. И. ______________________________________ Ф. И. ______________________________________
Система оценивания: Система оценивания:
"+" - справился с задачей без затруднений, "+" - справился с задачей без затруднений,
"±" - справился с задачей, но возникали сложности, "±" - справился с задачей, но возникали сложности,
"-" - не справился с задачей. "-" - не справился с задачей.
№ задания
Задание
Оценка
1
Устный счет
2
Работа в парах
3
Задачи на местный материал
4
Задача, составленная мной
5
Итого: ваша оценка за урок
№ задания
Задание
Оценка
1
Устный счет
2
Работа в парах
3
Задачи на местный материал
4
Задача, составленная мной
5
Итого: ваша оценка за урок
Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»; Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим оценку «5»;
4- 3,5 «+» - «4»; 4- 3,5 «+» - «4»;
3- 2,5 «+» - «3». 3- 2,5 «+» - «3».
Лист обратной связи: Лист обратной связи:
Сегодняшний урок мне позволил: ___________ Сегодняшний урок мне позволил:_______________
Невероятно интересным на уроке было: ________ Невероятно интересным на уроке было:____________