Урок математики в 5 классе
по теме «Действия с десятичными дробями»
(урок – подготовка к путешествию на космическом корабле)
Тема урока:действия с десятичными дробями
Тип урока: обобщающий урок.
Формируемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ: а) знать правила действий с десятичными дробями;
б) уметь выполнять действия с десятичными дробями;
ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: устанавливать аналогии; слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Методы обучения: репродуктивный, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, самостоятельная.
Средства обучения: ИКТ, документ- камера.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Организационный этап | Несколько раз на уроках мы побывали в сказках, попадали в различные ситуации вместе с героями этих сказок, оказывали помощь этим героям в преодолении возникающих трудностей, препятствий. Сегодня мы готовимся к путешествию на космическом корабле в неизведанные Миры. | ||
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности | Объявляется суточная готовность к полету. Экипажу внимательно слушать и выполнять команды Центра. В течение урока мы проверим готовность всех систем корабля к полету. Для этого всем потребуется умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями. | Формулируют правила действий с десятичными дробями: правило умножения, деления на десятичную дробь. | Личностные:устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Коммуникативные: слушают и понимают речь других, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли |
Обобщение и систематизация знаний | 1 команда:всем членам экипажа приступить к операции «Компьютер». Начинаем проверку блока памяти. Демонстрирует 1 слайд. (фронтальная работа) - что такое 1%? - какой угол называется прямым? Острым? Тупым? - как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000,.? - как разделить целое число на десятичную дробь? - как поставить запятую в произведении десятичных дробей? - как найти процент от числа? 50% числа, 25%, 20%, 10%? - какую часть метра составляют 8 см? - какую часть тонны составляет 1ц? - какую часть га составляет 1м2 ? 2 команда:проверяем работу процессора Демонстрирует 2 слайд. (фронтальная работа) 7-1,4 3-0,7 0,73-0,7 0,8-0,09 0,3*8 1,4*2 0,4*0,6 41*0,6 4,2*3 17,5-8 0,8*0,1 0,8*100 0,12 0,22 0,23 0,32 0,33 0,72:0,009, 5,6:0,000001 0,00063:0,7 3 команда:проверимработу электронно-вычислительной машины в диалоговом режиме. Демонстрирует 3 слайд. (51-48,8) * 7,7+6:0,75 Для проверки правильности вычислений:
| Выполняют задание в тетрадях по вариантам. Отвечают на вопросы Устно (фронтальная работа) выполняют действия Выполняют задание в тетрадях. Отвечают на вопросы. | Предметные: закрепляют умение умножать и делить на 10,100,…; находить % от числа; работать с именованными числами; выполнять действия с десятичными дробями. Регулятивные:осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
Повторение | 4 команда:Внимание! Экипажу приступить к эксперименту по проверке основных параметров корабля. Демонстрирует 3 слайд. Сообщаем данные: Масса 3 ступени ракеты-носителя космического корабля в 6 раз меньше массы второй ступени, а массапервой в 2,5 раза больше массы второй ступени. Разность масс первой и третьей ступеней равна 700т.Сколькотонн топлива необходимо для полета, если оно составляет 85% от массы корабля? 5 команда:проверим умение членов экипажа пользоваться измерительными приборами: на столах учащихся карточки с заданиями на измерение углов (4 варианта). | Самостоятельно выбирают способ решения задачи несколько минут. Один ученик составляет у доски уравнение по условию задачи и решает его. 15х –х=700, х=50. Второй ученик находит массу корабля удоски. х+6х+15х=22х=22*50=1100(т) Третий ученик находит 85% от массы корабля. 1100т * 0,85=935т Ответ: 935 т - Результаты измерений записывают в тетради. - меняются тетрадями; - осуществляют взаимопроверку результатов измерений. - перепроверяют результаты по слайду с готовыми ответами. Отвечают на вопрос. - работают в парах, выполняют построение; - меняются тетрадями; - осуществляют взаимопроверку построенных графиков; - обсуждают в парах результаты исследования; - формулируют вывод в парах; Озвучивают полученные результаты. | Предметные: закрепляют умение решать текстовые задачи с помощью уравнений; умение пользоваться измерительными приборами. Личностные:формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. Познавательные: анализируют,делаютвыводы; учатся слушать и понимать речь других; учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные:осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. |
Оценивание | Кто без ошибок выполнил задание, получает оценку «5». Эти члены экипажа готовы к полету. А кто допустил ошибку в измерениях? Можно ли их взять в полет в качестве члена экипажа? Почему? Но мы всех, допустивших ошибки, возьмем на борт корабля в качестве пассажиров. Итак, все системы корабля к полету готовы. Выставляются за урок только «5», т.к. иную оценку член экипажа получить не может. Перечисляет учеников, успешно прошедших испытания на уроке. | Высказывают свое мнение. | Познавательные: ориентация в своей системе знаний. |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Дома для подготовки к полету необходимо выполнить тренировочные упражнения № 1123(15), 1129(2), №1191. Комментирует задания. | Записывают задание на дом. | Регулятивные: осуществляют самоконтроль. |