Тема урока: Решение систем уравнений с двумя переменными (4 ч.)
9 класс
Место урока в системе уроков: В соответствии со стандартом по математике данный урок включается в тематический раздел «Уравнения и системы уравнений» (25 ч.)
Дата урока: 05.02.2014.
Продолжительность урока: 1 урок (40 минут).
Цель урока: выработка умений самостоятельного применения учащимися знаний и навыков по теме «Решение систем уравнений с двумя переменными» в комплексе, в новых условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить теоретический материал по методам решения систем уравнений с двумя переменными: графического, метода подстановки;
- выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способом подстановки;
- формировать умения и навыки рационального применения данных методов для решения различных задач.
Коррекционные:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельной учебной деятельности, творчества и инициативы;
- формировать культуру математической речи, умение анализировать, работать по алгоритму;
- прививать навыки самоконтроля, умение организовывать индивидуальную и самостоятельную работу, работу в группах;
Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности, самостоятельности;
- продолжить воспитание устойчивого познавательного интереса к математике.
Литература:
Ученику: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А45 [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Учителю: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А45 [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Основные термины и понятия: решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, уравнение второй степени, решение системы уравнений, метод постановки, графический метод.
Форма проведения: Комбинированная, с применением ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы; электронный тест, созданный для работы в программе Votum; демонстрационный материал - компьютерная презентация, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: рационально применять различные методы при решении систем уравнений с двумя переменными.
Получат возможность научиться: решать системы уравнений методом замены переменных.
Структура урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (5 мин)
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
4.Первичное закрепление (15 мин)
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (11 мин)
6. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению (2 мин)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Ход урока:
- Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас открытый урок и на нем будут присутствовать преподаватели нашей школы. Благодаря совместной работе, занятие станет познавательным для учащихся и интересным для гостей. Итак, приступим.
- Проверка домашнего задания, воспроизведения и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (5 мин)
Начнем с проверки домашнего задания.
Учащиеся называют свои ответы
№451, назовите координаты точек пересечения параболы и прямой в) (7;18), (-2;0), г) (3;1). № 453 а) 1 решение, г) 2 решения. № 454 в) (0;0), (1;1). № 456 а) (0;0), (-2;4). д) (8 2/3; 1/3); (-2;3).
Молодцы, все справились с заданием. Вы уже обратили внимание, что на ваших столах стоят компьютеры. Самое время воспользоваться ими. Выполним электронное тестирование с использованием системы Votum. Возьмите в руки пульты и приступите к выполнению теста. Напоминаю правила работы: выбираем на пульте номер правильного варианта и нажимаем кнопку send.
Вопросы
Ответы
1.Что называется решением уравнения с двумя переменными?
Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
2.Равносильные уравнения – это…
Это два уравнения с двумя переменными, имеющие одно и то же множество решений.
3.Что мы называем графиком уравнения с двумя переменными?
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство.
4. Сколько пар решений может иметь система уравнений?
Одну. Две, несколько пар чисел.
Учащиеся выполняют тестирование. Их результаты фиксирует учитель.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
Французский писатель XIX века Анатоль Франс однажды заметил; «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня на уроке следовать этому совету писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
В связи с тем, что в этом году 9 классу предстоит сдача ГИА по математике, мы будем с вами выполнять задания по теме «Решение систем уравнений с двумя переменными», которая входит во вторую часть модуля «Алгебра».
Поэтому целью урока является выработка умений решать системы уравнений с двумя переменными, используя различные методы и способы. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату 5 февраля и тему урока: «Решение систем уравнений с двумя переменными».
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
- Первичное закрепление (15 мин)
Ребята, мы вспомнили с вами все необходимое, теперь приступим к выполнению заданий. Откройте учебники на странице 166 № 451(а,б). В данном задании необходимо вычислить координаты точек пересечения параболы и прямой.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Следующее задание № 453(б,в). Используя графический метод, необходимо определить сколько решений имеет система.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Хорошо. Приступаем к выполнению № 454(а). Нам необходимо решить систему графически.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Молодцы. Далее № 456 (в,г). Необходимо решить систему уравнений.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
- Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (11 мин)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Откройте учебник на странице 168, давайте выполним № 461 (а). Сделайте это задание в тетрадях самостоятельно, а затем мы сверим ответы.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Ребята, при выполнении упражнения заметили ли вы что-либо интересное? Посмотрите внимательно на данную систему.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов: похожие выражения, оба уравнения содержат формулы сокращенного умножения и т.д.
Действительно, данная система отличается от решаемых нами ранее. В этом номере, по указанию авторов, мы ввели замену переменных. Что позволило нам избежать громоздких записей и сложных расчетов. Таким образом, мы познакомились с еще одним методом решения систем уравнений с двумя неизвестными - методом замены переменных. А для того чтобы вам было удобнее работать, я раздам вам памятки, в которых указаны различные виды замен переменных.
Данная система уравнений.
Введение новой переменной.
Система уравнений с новыми переменными.
- Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Домашнее задание № 457, 462. В задании 457 необходимо решить систему уравнений, используя в качестве образца пример №4 из учебника. В №462 нужно ввести соответствующую замену и свести уравнения к виду линейных.
- Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Вот и подошел к концу наш урок. Что же нового вы узнали сегодня?
(Метод замены переменных).
Какие методы решения систем уравнений с двумя переменными мы использовали?
(Метод подстановки, графический метод, метод замены переменных).
Что вам понравилось больше всего?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
В завершении я прошу вас оценить себя, ответив на вопросы в розданных табличках.
За работу на уроке оценку отлично получают ____________, оценку хорошо получают ____________.
Спасибо за урок. До новых встреч.
Просмотр содержимого документа
«Урок по алгебре по теме Решение систем уравнений с двумя переменными 9 класс (подготовка к ГИА)»
Тема урока: Решение систем уравнений с двумя переменными (4 ч.)
9 класс
Место урока в системе уроков: В соответствии со стандартом по математике данный урок включается в тематический раздел «Уравнения и системы уравнений» (25 ч.)
Дата урока: 05.02.2014.
Продолжительность урока: 1 урок (40 минут).
Цель урока: выработка умений самостоятельного применения учащимися знаний и навыков по теме «Решение систем уравнений с двумя переменными» в комплексе, в новых условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить теоретический материал по методам решения систем уравнений с двумя переменными: графического, метода подстановки;
- выработать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способом подстановки;
- формировать умения и навыки рационального применения данных методов для решения различных задач.
Коррекционные:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельной учебной деятельности, творчества и инициативы;
- формировать культуру математической речи, умение анализировать, работать по алгоритму;
- прививать навыки самоконтроля, умение организовывать индивидуальную и самостоятельную работу, работу в группах;
Воспитательные:
- воспитывать чувства ответственности, самостоятельности;
- продолжить воспитание устойчивого познавательного интереса к математике.
Литература:
Ученику: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А45 [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Учителю: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А45 [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Основные термины и понятия: решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, уравнение второй степени, решение системы уравнений, метод постановки, графический метод.
Форма проведения: Комбинированная, с применением ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы; электронный тест, созданный для работы в программе Votum; демонстрационный материал - компьютерная презентация, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: рационально применять различные методы при решении систем уравнений с двумя переменными.
Получат возможность научиться: решать системы уравнений методом замены переменных.
Структура урока:
1.Организационный момент (2 мин)
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (5 мин)
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
4.Первичное закрепление (15 мин)
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (11 мин)
6. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению (2 мин)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас открытый урок и на нем будут присутствовать преподаватели нашей школы. Благодаря совместной работе, занятие станет познавательным для учащихся и интересным для гостей. Итак, приступим.
Проверка домашнего задания, воспроизведения и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (5 мин)
Начнем с проверки домашнего задания.
Учащиеся называют свои ответы
№451, назовите координаты точек пересечения параболы и прямой в) (7;18), (-2;0), г) (3;1). № 453 а) 1 решение, г) 2 решения. № 454 в) (0;0), (1;1). № 456 а) (0;0), (-2;4). д) (8 2/3; 1/3); (-2;3).
Молодцы, все справились с заданием. Вы уже обратили внимание, что на ваших столах стоят компьютеры. Самое время воспользоваться ими. Выполним электронное тестирование с использованием системы Votum. Возьмите в руки пульты и приступите к выполнению теста. Напоминаю правила работы: выбираем на пульте номер правильного варианта и нажимаем кнопку send.
Вопросы | Ответы |
1.Что называется решением уравнения с двумя переменными? | Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство. |
2.Равносильные уравнения – это… | Это два уравнения с двумя переменными, имеющие одно и то же множество решений. |
3.Что мы называем графиком уравнения с двумя переменными? | Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых обращают уравнение в верное равенство. |
4. Сколько пар решений может иметь система уравнений? | Одну. Две, несколько пар чисел. |
Учащиеся выполняют тестирование. Их результаты фиксирует учитель.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)
Французский писатель XIX века Анатоль Франс однажды заметил; «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня на уроке следовать этому совету писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
В связи с тем, что в этом году 9 классу предстоит сдача ГИА по математике, мы будем с вами выполнять задания по теме «Решение систем уравнений с двумя переменными», которая входит во вторую часть модуля «Алгебра».
Поэтому целью урока является выработка умений решать системы уравнений с двумя переменными, используя различные методы и способы. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату 5 февраля и тему урока: «Решение систем уравнений с двумя переменными».
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Первичное закрепление (15 мин)
Ребята, мы вспомнили с вами все необходимое, теперь приступим к выполнению заданий. Откройте учебники на странице 166 № 451(а,б). В данном задании необходимо вычислить координаты точек пересечения параболы и прямой.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Следующее задание № 453(б,в). Используя графический метод, необходимо определить сколько решений имеет система.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Хорошо. Приступаем к выполнению № 454(а). Нам необходимо решить систему графически.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Молодцы. Далее № 456 (в,г). Необходимо решить систему уравнений.
Учитель вызывает одного ученика к доске, остальные выполняют задание в тетрадях.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (11 мин)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Откройте учебник на странице 168, давайте выполним № 461 (а). Сделайте это задание в тетрадях самостоятельно, а затем мы сверим ответы.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях.
Ребята, при выполнении упражнения заметили ли вы что-либо интересное? Посмотрите внимательно на данную систему.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов: похожие выражения, оба уравнения содержат формулы сокращенного умножения и т.д.
Действительно, данная система отличается от решаемых нами ранее. В этом номере, по указанию авторов, мы ввели замену переменных. Что позволило нам избежать громоздких записей и сложных расчетов. Таким образом, мы познакомились с еще одним методом решения систем уравнений с двумя неизвестными - методом замены переменных. А для того чтобы вам было удобнее работать, я раздам вам памятки, в которых указаны различные виды замен переменных.
Данная система уравнений. | Введение новой переменной. | Система уравнений с новыми переменными. |
| | |
| | |
| | |
| | |
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению (2 мин)
Домашнее задание № 457, 462. В задании 457 необходимо решить систему уравнений, используя в качестве образца пример №4 из учебника. В №462 нужно ввести соответствующую замену и свести уравнения к виду линейных.
Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Вот и подошел к концу наш урок. Что же нового вы узнали сегодня?
(Метод замены переменных).
Какие методы решения систем уравнений с двумя переменными мы использовали?
(Метод подстановки, графический метод, метод замены переменных).
Что вам понравилось больше всего?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.
В завершении я прошу вас оценить себя, ответив на вопросы в розданных табличках.
Умения и навыки | Графический способ | Способ подстановки | Способ сложения | Какими умениями и навыками владеете Вы “+”-владею хорошо “-”- не владею “?” затрудняюсь ответить |
Построение графиков | | | | |
Решение линейных уравнений | | | | |
Решение квадратных уравнений | | | | |
Нахождение координат точки на плоскости | | | | |
Вычислительные навыки | | | | |
Действия с многочленами | | | | |
Применение формул сокращенного умножения | | | | |
За работу на уроке оценку отлично получают ____________, оценку хорошо получают ____________.
Спасибо за урок. До новых встреч.