Конспект урока предназначен для студентов 2 курса по программе подготовки специалистов среднего звена по дисциплине "Математика вариативная часть". Урок-закрепление с использованием приемов технологии "Модереации". В течении всего занятия варьируются различные виды групповой работы студентов: работа в парах, работа в мини группах. Особый акцент сделан на формирования общих компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение систем линейных уравнений методом Крамера»
Тип урока: урок-зачет.
Форма урока: соревнование интеллектуалов.
Цели урока:
Выявить качество усвоения студентов знаний и способов действий по теме “Матрицы и определители”, определить недостатки в знаниях и способах действий студентов и установить их причины.
Создать условия для развития способности студентов к оценочным действиям.
Содействовать развитию вычислительных навыков студентов, логического мышления, способности к самоконтролю, самооценке, рефлексии.
Ход урока
Организационный момент.
Наша задача – помочь вам овладеть алгебраическими методами; ваша задача – не противиться обучению, с готовностью следовать за нами, преодолевая трудности. А. Мордкович
Эпиграфом к уроку я хочу взять слова высказывания доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Мордковича Александра Григорьевича.
Скажите, как вы понимаете его слова. (высказывания студентов)
Сегодня мы проведем необычный урок – интеллектуальное соревнование по теме: “Определители 2 и 3 порядка”. У каждого студента на столе находится лист самоконтроля и оценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя и вносить результаты в личную карточку.
Личная карточка студента______________________________
Кроссворд
Индивидуальная работа
Решение задачи
1этап(7-8 мин) Работа в парах: Вам необходимо решить кроссворд, для того вам можно будет выполнить эту работу в парах.
По горизонтали 2. Матрица, у которой число строк m равно числу столбцов n называется (квадратная) 3. Зависимость переменной y от x (функция) 5. Многочлен матрицы от элементов квадратной матрицы, каждый член которого является произведением n элементов, взятых по одному из каждой строки и каждого столбца со знаком произведения, заданным четностью перестановок называется (определитель) 7. Квадратная матрица у которой детерминант равен 0 называется(Вырожденная) 10. Как называется переменная xi, если она входит только в одно уравнение системы с коэффециентом 1(Разрешенная) 11. Квадратная матрица у которой диагональные элементы равны 1, а остальные элементы равны 0, называется (единичная)
По вертикали 1. Прямоугольная двумерная таблица, содержащая m строк и n столбцов элементов (матрица) 2. Из чего при неизвестных и свободных членов системы составляют матрицу (коэффициентов) 4. Как называется система не имеющая ни одного решения (несовместимой) 5. Матрица отвечающая условию A = A (ортогональная) 6. Как называются две системы линейных уравнений с одинаковыми неизвестными (равносильными) 8. Как называется система имеющая хотя бы одно решение (совместной) 9. Как называется линейное уравнение (однородным)
В кроссворде было 11 заданий, кто разгадал все слова верно, поставьте себе заслуженно 1 балл в листы самооценки,
10-8 слов по 0,8 балла
7-5 слов по 0,6 балла
4-2 слов по 0,4 балла
менее по 0 баллов.
2 этап: Индивидуальная работа(7-8 мин)
Теперьпроверим ваши практические знания и умения по вычислению определителей, вам необходимо выполнить самостоятельную работу, работать каждый из вас будет индивидуально, а затем проверим результаты:
Самостоятельная работа
1 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
2 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
3 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
4 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
5вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
6 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
7 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
8 вариант
Вычислить определитель
Вычислить определитель
Оцените свою работу и поставьте в лист по 1 баллу за каждый правильный ответ
3.Этап. Групповая работа
А теперь решим систему линейных уравнений с тремя неизвестными методом Крамера, для этого разобьемся на группы по 4 человека. Каждый из группы вычисляет по одному определителю и затем мы сверим полученные ответы к задаче:
Автомобильный завод производит продукцию трех видов: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы. Для их производства используются материалы трех типов: оцинкованная сталь 1250*2500*0,65 мм, листовой алюминий 1,5*1500*3000 мм, чугун. Нормы расхода каждого из них на одну продукцию и объем расхода сырья на один день заданы таблицей:
Найти ежедневный объем выпуска каждого вида продукции. Решение:
Пусть ежедневно завод выпускает x₁ легковых автомобилей,
x₂ грузовых автомобилей
и x₃ автобусов.
Тогда в соответствии с расходом сырья каждого вида имеем систему:
235x₁ + 280x₂ + 285x₃ = 5780
135x₁ + 240x₂ + 255x₃ = 3990
105x₁ + 175x₂ + 185x₃ = 3005
∆ = 2250
∆₁ = 33750
∆₂ = 11250
∆₃ = 6750
x₁ = 33750/2250 = 15
x₂ = 11250/2250 = 5
x₃ = 6750/2250 = 3
Ответ: фабрика выпускает 15 легковых автомобилей, 5 грузовых автомобилей и 3 автобуса.
Если ваша группа верно решила задачу, поставьте каждый себе по 1 баллу.
Этап рефлексии.
Подсчитайте общее количество заработанных балов
Студентам предлагается выбрать пословицы, которые наиболее точно отражают настроение.
Без муки нет науки.
Без терпенья нет ученья.
Без труда ничего не дается.
Бери в работе умом, а не горбом.
Большому уму и в маленькой голове не тесно.
Была бы охота, а выучиться можно.
Ученья корень горек, да плод сладок.
Работу с плеч, да и на печь.
С чем пришел, с тем и ушел.
Работай – сыт будешь; учись – умен будешь.
Повторять да учить – ум точить.
Погонишься за большим - и малое потеряешь.
Полбеды – человек отстал, две беды – догонять не хочет.