kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Матрицы и определители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 1. Линейная алгебра

Тема 1.1. Матрицы и определители

Урок№1.

Тема: Понятие матрицы. Виды матриц. Выполнение операций над матрицами.

Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела математики – линейной алгебры.Изучить понятие матрицы, её видов, операции над матрицами.

Задачи:

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательная мотивация;

• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;

• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;

• углубление теоретической и практической подготовки;

• развитие инициативы и самостоятельности студентов.

Вид занятия:Лекция систематического изложения курса.

Ход занятия.

1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;

2.Проверка готовности учащихся к занятию;

3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:

Изучить теоретический материал по теме «Матрицы. Выполнение операций над матрицами».

Рассмотреть примеры решения типовых заданий.

Ответить на контрольные вопросы.

  1. Организационный момент.

Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции.

 

В школьном курсе алгебры 7 – 9 классов рассматриваются различные способы решения систем линейных уравнений: метод подстановки, метод сложения, метод двойного сложения, графический метод, метод сравнения. Возникает вопрос, а существуют ли какие-либо другие способы решения данных систем. Действительно, кроме методов, изучаемых в школе, существуют и другие, доступные для учащихся старших классов методы решения систем линейных уравнений: метод Крамера, метод Гаусса, матричный метод. Эти методы способствуют развитию внимания, памяти. При применении этих методов встречаются новые понятия: «матрица», «определитель», «минор», «дополнение». Возникает необходимость уметь вычислять определители, миноры, дополнения.

При решении систем линейных уравнений методом Гаусса также нужно уметь выполнять преобразования над строками матриц.

Что же такое матрица, какие действия  с ними можно выполнять?

2.Изучение нового материала.

Определение: Матрицей размеров mxn называется система mn чисел (элементов матрицы), расположенных в прямоугольной таблице из m строк и n  столбцов. Если m=n, матрицу называют квадратной матрицей порядка n.

Обозначения:   или

Или кратко: А=(аij)mn или А=[aij].  Две матрицы А и В одинаковых размеров равны  А=В, если аij=bijдля любых i, j.

Матрицы бывают:  0 =  - нулевая матрица,

А =  - матрица противоположная матрице А,

 - матрица – строка,                  - матрица – столбец,

 - верхняя треугольная матрица,

 -нижняя треугольная матрица,- диагональная матрица,

Е =  - единичная матрица.

Если все аij действительные, то матрица А называется действительной, если хотя бы одно из чисел аijкомплексное, то матрица называется комплексной.

ДЕЙСТВИЯ  НАД МАТРИЦАМИ

 

1. Суммой матриц А = (аij) и В = (bij) одинаковых размеров называется матрица С = (сij) тех размеров, у которой сij = аij + bij, для любых i, j.

C = A + B

Свойства сложения матриц:

  1. A+B = B + A
  2. (A +B) +C = A + (B + C)
  3. A + 0 = A
  4. A + (-A) = 0, для любых А, В, С одинаковых размеров.

 

Транспонирование матриц.

 

А =Ат =

 

 

Ат – транспонированная матрица.

Свойства транспонирования:

1)              3)

2)           4)

Произведением матрицы А = (аij) на число k называется матрица С = (сij)

Тех же размеров, у которой сij = k?aijдля любых i,j.

C = k?A

Свойства умножения матрицы на число:

1)

2)

3)

4)  для любых А,В одинаковых размеров, любых α, β  R

Произведением матрицы А = (аik) размеров mn на матрицу В = (bkj) размеров np называется матрица С = (сij) размеров mp, у которой

cij = ai1b1j + ai2b2j + … + ainbnj.

C = AB

Свойства умножения матриц:

  1. AE = EA = A
  2. A0 = 0A = 0
  3. (AB)D = A(BD)
  4.  
  5. (A + B)D = AD + BD
  6. D(A + B) = DA + DB   (при условии, что все указанные операции имеют      смысл).

Для квадратных матриц АВ≠ВА

3.Закрепление нового материала.

 

Пример 1:  Найти сумму матриц:  А =  и  В  =.

Решение: С = А + В           С =

Чтобы вычесть из матрицы А матрицу В, надо к матрице А прибавить матрицу, противоположную матрице В.

А – В = А + (-В)

Пример 2:  Найти разность матриц А – В:  А =  и В =.

Решение: С = А – В      -В =       С =

Пример 3:  Дана матрица А =.      Найти матрицу С = 2А.

Решение:   С = 2А =

Пример 4:   Даны матрицы: А =  и  В =.

Найти произведение матриц А и В.

Решение:   С = АВ     С = С =

 

4.Итог занятия. Рефлексия.

5.Домашнее задание. Учить определения, составить опорную схему конспекта. Выполнить упражнения:

1.Найти, если.

2.Даны матрицы.

3.Найти:   а)       б)

 

4.Найти матрицу, если

а)  

б)  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Матрицы и определители" »

Раздел 1. Линейная алгебра

Тема 1.1. Матрицы и определители

Урок№1.

Тема: Понятие матрицы. Виды матриц. Выполнение операций над матрицами.

Цель: приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела математики – линейной алгебры.Изучить понятие матрицы, её видов, операции над матрицами.

Задачи:

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательная мотивация;

• овладение языком науки, навыки оперирования понятиями;

• овладение умениями и навыками постановки и решения задач;

• углубление теоретической и практической подготовки;

• развитие инициативы и самостоятельности студентов.


Вид занятия:Лекция систематического изложения курса.

Ход занятия.

1.Формулирование темы занятия, пояснение связи темы с другими темами учебной дисциплины;

2.Проверка готовности учащихся к занятию;

3.Проведение непосредственно занятия согласно тематике и в соответствии с рабочей программой дисциплины:

› Изучить теоретический материал по теме «Матрицы. Выполнение операций над матрицами».

› Рассмотреть примеры решения типовых заданий.

› Ответить на контрольные вопросы.


  1. Организационный момент.

Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции.


В школьном курсе алгебры 7 – 9 классов рассматриваются различные способы решения систем линейных уравнений: метод подстановки, метод сложения, метод двойного сложения, графический метод, метод сравнения. Возникает вопрос, а существуют ли какие-либо другие способы решения данных систем. Действительно, кроме методов, изучаемых в школе, существуют и другие, доступные для учащихся старших классов методы решения систем линейных уравнений: метод Крамера, метод Гаусса, матричный метод. Эти методы способствуют развитию внимания, памяти. При применении этих методов встречаются новые понятия: «матрица», «определитель», «минор», «дополнение». Возникает необходимость уметь вычислять определители, миноры, дополнения.

При решении систем линейных уравнений методом Гаусса также нужно уметь выполнять преобразования над строками матриц.


Что же такое матрица, какие действия с ними можно выполнять?


2.Изучение нового материала.

Определение: Матрицей размеров mxn называется система mn чисел (элементов матрицы), расположенных в прямоугольной таблице из m строк и n столбцов. Если m=n, матрицу называют квадратной матрицей порядка n.


Обозначения: или


Или кратко: А=(аij)mn или А=[aij]. Две матрицы А и В одинаковых размеров равны А=В, если аij=bijдля любых i, j.


Матрицы бывают: 0 = - нулевая матрица,



А = - матрица противоположная матрице А,


- матрица – строка, - матрица – столбец,

- верхняя треугольная матрица,


-нижняя треугольная матрица,- диагональная матрица,



Е = - единичная матрица.

Если все аij действительные, то матрица А называется действительной, если хотя бы одно из чисел аijкомплексное, то матрица называется комплексной.



ДЕЙСТВИЯ НАД МАТРИЦАМИ


1. Суммой матриц А = (аij) и В = (bij) одинаковых размеров называется матрица С = (сij) тех размеров, у которой сij = аij + bij, для любых i, j.

C = A + B

Свойства сложения матриц:


  1. A+B = B + A

  2. (A +B) +C = A + (B + C)

  3. A + 0 = A

  4. A + (-A) = 0, для любых А, В, С одинаковых размеров.


Транспонирование матриц.


А =Ат =



Ат – транспонированная матрица.

Свойства транспонирования:

1) 3)

2) 4)


Произведением матрицы А = (аij) на число k называется матрица С = (сij)

Тех же размеров, у которой сij = k·aijдля любых i,j.

C = k·A

Свойства умножения матрицы на число:

1)

2)

3)

4) для любых А,В одинаковых размеров, любых α, β R


Произведением матрицы А = (аik) размеров mn на матрицу В = (bkj) размеров np называется матрица С = (сij) размеров mp, у которой

cij = ai1b1j + ai2b2j + … + ainbnj.

C = AB

Свойства умножения матриц:

  1. AE = EA = A

  2. A0 = 0A = 0

  3. (AB)D = A(BD)

  4. (A + B)D = AD + BD

  5. D(A + B) = DA + DB (при условии, что все указанные операции имеют смысл).

Для квадратных матриц АВ≠ВА



3.Закрепление нового материала.


Пример 1: Найти сумму матриц: А = и В = .


Решение: С = А + В С =

Чтобы вычесть из матрицы А матрицу В, надо к матрице А прибавить матрицу, противоположную матрице В.


А – В = А + (-В)


Пример 2: Найти разность матриц А – В: А = и В = .


Решение: С = А – В -В = С =


Пример 3: Дана матрица А =. Найти матрицу С = 2А.


Решение: С = 2А =



Пример 4: Даны матрицы: А = и В = .

Найти произведение матриц А и В.

Решение: С = АВ С = С =


4.Итог занятия. Рефлексия.


5.Домашнее задание. Учить определения, составить опорную схему конспекта. Выполнить упражнения:

1.Найти , если .

2.Даны матрицы .

3.Найти: а) б)


4.Найти матрицу , если

а)

б)






































Составить самостоятельно пример на тему «Матрицы»


Таблица результатов

Преподаватель определяет следующие критерии:

1. Правильность составления алгоритма действий при вычислении матриц

2. Составление примера и его правильное решение

Оценка

Критерии оценки

Количество учеников

«1»

Алгоритм не составлен

Пример составлен с допущением ошибок и не решен

2

«2»

Алгоритм составлен с допущением ошибок. Пример составлен и решен с допущением ошибок

9

«3»

Алгоритм составлен очень кратко без пояснений. При решении примера допущены ошибки

2

«4»

При составлении алгоритма допущена незначительная ошибка

5

«5»

Алгоритм составлен подробно, правильно. Пример составлен самостоятельно и решен правильно

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Разработка урока "Матрицы и определители"

Автор: Сейтжанова Айнура Ермековна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2130 руб.
2660 руб.
2110 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства