Решение систем линейных неравенств с одной переменной.
Решение систем линейных неравенств с одной переменной.
Аннотация
Данный урок проводится в 8 классе. Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математической подготовки обучающихся 8-х классов, являясь базой для решения более сложных неравенств, изучаемых в дальнейшем в курсе математики средней школы.
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой разработку конкретного урока по математике с использованием средств ИКТ. Урок «Решение систем линейных неравенств с одной переменной» по тематической направленности урок изучения нового материала. По методике проведения это урок – беседа с элементами исследования и самостоятельной работы. По организации это урок – практикум. По форме работы урок комбинированный, так как используются и фронтальный опрос, и коллективная, и индивидуальная работы.
Повторение изученного материала проводится в устной форме; в форме самостоятельной работы по индивидуальным карточкам у доски; в форме тестирования, с использованием тестов в компьютерном варианте, выполненных в программе Excel. По завершению работы с тестом, обучающийся сам видит свою оценку на мониторе ноутбука.
Контроль усвоения новых знаний, умений и навыков предусмотрен в виде самостоятельной работы, а так же в виде самостоятельно выставленной оценки при подведении итогов урока.
Применение раздаточного материала и использование медиапродукта на занятии дает возможность активизировать познавательный процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, а так же - это экономия времени, быстрая проверка теста, быстрая смена заданий, красочность используемых заданий, интерес к уроку.
Методические приемы используемые на данном уроке могут быть применены в работе с обучающимися различной подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение систем линейных неравенств с одной переменной. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общая общеобразовательная школа №19
муниципального района Мостовский район
Краснодарский край
Методическая разработка урока
по математике
«Решение систем линейных неравенств с одной переменной»
для учащихся 8 класса
(изучение нового материала и первичное закрепление)
Автор разработки: учитель математики
Осипова Юлия Игорьевна
Анкета
Осипова Юлия Игорьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общая общеобразовательная школа №19
муниципального района Мостовский район
Краснодарский край
Работа состоит из двух частей
модель урока;
разработка методических материалов:
а) презентация «Решение систем линейных неравенств с одной переменной»;
б) тест (в двух вариантах), выполненный в программе Excel;
в) приложение.
Аннотация
Данный урок проводится в 8 классе. Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математической подготовки обучающихся 8-х классов, являясь базой для решения более сложных неравенств, изучаемых в дальнейшем в курсе математики средней школы.
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой разработку конкретного урока по математике с использованием средств ИКТ. Урок «Решение систем линейных неравенств с одной переменной» по тематической направленности урок изучения нового материала. По методике проведения это урок – беседа с элементами исследования и самостоятельной работы. По организации это урок – практикум. По форме работы урок комбинированный, так как используются и фронтальный опрос, и коллективная, и индивидуальная работы.
Повторение изученного материала проводится в устной форме; в форме самостоятельной работы по индивидуальным карточкам у доски; в форме тестирования, с использованием тестов в компьютерном варианте, выполненных в программе Excel. По завершению работы с тестом, обучающийся сам видит свою оценку на мониторе ноутбука.
Контроль усвоения новых знаний, умений и навыков предусмотрен в виде самостоятельной работы, а так же в виде самостоятельно выставленной оценки при подведении итогов урока.
Применение раздаточного материала и использование медиапродукта на занятиидает возможность активизировать познавательный процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, а так же - этоэкономия времени,быстрая проверка теста, быстрая смена заданий, красочность используемых заданий, интерес к уроку.
Методические приемы используемые на данном уроке могут быть применены в работе с обучающимися различной подготовки.
Модель урока
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели:1) Образовательная: создать условия для освоения каждым учеником стандарта образования; ввести понятия: решение систем неравенств, равносильные системы неравенств и их свойства; научить применять эти понятия при решении простейших систем неравенств с одной переменной.
2) Развивающая: способствовать развитию элементов творческой, самостоятельной деятельности обучающихся; развивать речь, умение мыслить, анализировать, обобщать, высказывать свои мысли четко, лаконично.
3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения друг к другу и ответственного отношения к учебному труду.
Задачи:
повторить теорию по теме числовые неравенства и числовые промежутки;
привести пример задачи, которая решается системой неравенств;
рассмотреть примеры решения систем неравенств;
выполнить самостоятельную работу.
Оборудование:
мультимедиа; ноутбуки; презентация;
карточки задания в двух вариантах; (приложение 1,3)
раздаточные таблицы – подсказки для каждого обучающегося;
(приложение 2,4)
тесты в компьютерном варианте, выполненные в программе Excel.
Формы организации учебной деятельности: -фронтальная – коллективная- индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный.
ПЛАН УРОКА
Блоки
Этапы урока
Время
1
организационный момент
мотивация, постановка цели
актуализация изучения темы
8 мин.
2
Основная часть:
первичное усвоение нового материала
осознание, осмысление
первичное закрепление и применение нового материала
25 мин.
3
Домашнее задание и рекомендации по его выполнению
2 мин.
4
Подведение итогов урока:
выполнение самостоятельной работы
рефлексия
10 мин.
Ход урока.
Орг. момент.
Неравенство может быть хорошим помощником. Только надо знать, когда к нему необходимо обратиться за помощью. На языке неравенств нередко формулируется постановка задач во многих приложениях математики. Например, многие экономические задачи сводятся к исследованию систем линейных неравенств. Поэтому важно уметь решать системы неравенств. А что же значит – «решить систему неравенств»? Это мы и разберем сегодня на уроке.
Устная работа с классом, три ученика выполняют тест в компьютерном варианте, два ученика работают у доски по индивидуальным карточкам.
Для повторения теории темы «Неравенства и их свойства», проведем тестирование с последующей проверкой ( один ученик выполняет тест на закрытой доске) и беседой по теории данной темы. Каждое задание теста предполагает ответ «Да» - фигура , «Нет» - фигура .
В результате выполнения теста должна получиться какая-то фигура.(слайд 3).
Верно ли утверждение: если х2 и у14, то х+у 16?
Верно ли утверждение: если х2 и у14, то х·у
Является ли число 0 решением неравенства 3х-1
Является ли неравенство 3х+ 122х – 2 строгим?
Существует ли целое число, принадлежащее промежутку ?
Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства не меняется?
(ответ: ).
Записать в тетради « дата, кл. работа»
Множество чисел, удовлетворяющих неравенству -4
Числовой промежуток (; 9] изображен на рисунке…
Ответ:3). (слайд 5)
Установить соответствие между неравенством и числовым промежутком (слайд 6)
«Математика учит преодолевать трудности и исправлять собственные ошибки». Найдите ошибку в решении неравенства, объясните почему допущена ошибка, запишите в тетрадь правильное решение. ( слайд 7,8)
Задача:Автомобиль по горной дороге за 7 часов проезжает больше 210 км, а по шоссе за 5 часов – не более 400 км. В каких пределах может изменяться его скорость? (слайд 9).
Составление математической модели (слайд 10).
Постановка проблем: требуется найти такие значения х, при которых верны оба неравенства, т.е. найти общее решение этих неравенств. В таких случаях говорят, что надо решить систему неравенств, и используют следующую запись
7х 210,
5х 400.
Новая тема. Записать в тетрадь название темы «Решение систем линейных неравенств с одной переменной» (слайд 11)
- Как вы думаете, что называется решением системы неравенств? (слайд 11)
(Решением системы неравенств с одной переменной называется значение переменной, при котором верно каждое из неравенств системы)
- Что значит « Решить систему неравенств»? (слайд 11)
(Решить систему неравенств– значит найти все её решения или доказать, что решений нет)
- Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос « является ли заданное число
решением системы неравенств?»
(Подставить это число в оба неравенства системы, если получатся верные неравенства, то заданное число является решением системы неравенств, если получатся неверные неравенства, то заданное число не является решение системы неравенств)
Решить самостоятельно систему в задаче на движение автомобиля и ответить на вопрос задачи. (слайд 12)
Сформулировать алгоритм решения систем неравенств (слайд 13)
Рассмотреть примеры, (слайды 14,15)
Физминутка
Для спины, плечевого пояса, шеи (« Квазимодо»):
- Поднять плечи максимально вверх, подержать, опустить. ( 2 раза)
Тонизирующие упражнения:
- Свободное вращение головой в одну и другую сторону.
Для лица:
- Сильно нахмурились (свести брови), задержались, расслабились.
- Сильно удивились (поднять брови), задержались, расслабились.
- Максимально широко улыбнулись, задержали «улыбку», расслабились.
4.Закрепление темы. Работа с учебником (стр.188 № 878(а), 879(а),
6. Самостоятельная работа по вариантам (Карточки- задания, раздаточные таблицы –подсказки для каждого обучающегося на столах)
- Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себе оценку «5» - все понимаю; «4»- понимаю, но есть вопросы; «?» -затрудняюсь решать системы неравенств. (слайд 18)
7. Подведение итогов урока (выставляются оценки)
Рефлексия: - Какую тему рассмотрели сегодня на уроке?
- В чем испытали затруднения?
- Над чем необходимо еще поработать?
Самоанализ урока
Данный урок проводится в 8 классе. Материал урока входит в систему уроков по теме "Неравенства с одной переменной и их системы". Умение решать неравенства с одной переменной и их систем является одним из важных требований математической подготовки обучающихся 8-х классов, являясь базой для решения более сложных неравенств, изучаемых в дальнейшем в курсе математики средней школы.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, ноутбуки.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал:
Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel.
Урок «Решение систем линейных неравенств с одной переменной» по тематической направленности урок изучения нового материала. По методике проведения это урок – беседа с элементами исследования и самостоятельной работы. По организации это урок – практикум. По форме работы урок комбинированный, так как используются и фронтальный опрос, и коллективная, и индивидуальная работы.
Применение раздаточного материала и использование медиапродукта на занятиидает возможность активизировать познавательный процесс понимания, запоминания и усвоения учебного материала, а так же - этоэкономия времени,быстрая проверка теста, быстрая смена заданий, красочность используемых заданий, интерес к уроку.
Возможности использования дидактического материала педагогом на уроке:
презентация – на всех этапах урока;
тест, выполненный в программе Excel - на этапе повторения темы «Неравенства и их свойства»;
индивидуальные карточки – на этапе повторения;
алгоритм решения систем неравенств с одной переменной – при закреплении темы;
самостоятельная работа - контроль усвоения новых знаний, умений и навыков.
Повторение изученного материала проводится в устной форме; в форме самостоятельной работы по индивидуальным карточкам у доски; в форме тестирования, с использованием тестов в компьютерном варианте, выполненных в программе Excel. По завершению работы с тестом, обучающийся сам видит свою оценку на мониторе ноутбука.
Контроль усвоения новых знаний, умений и навыков предусмотрен в виде самостоятельной работы, а так же в виде самостоятельно выставленной оценки при подведении итогов урока.
Поставленная цель соответствует этапу обучения, индивидуальному уровню развития школьников.
Особое внимание на уроке уделялось развитию следующих качеств: внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль.
Тип урока, методы и приемы обучения обоснованы и соответствуют подобранному содержанию урока. Присутствовали задания не только репродуктивного, но и поискового характера: найди соответствие, сравни, найдите два способа решения.
Использованы следующие методы познания: наблюдение, опыт, сравнение.
Наглядный материал уместен. Показана связь изучаемого материала с жизнью.
Домашнее задание носит творческий характер.
Методические приемы используемые на данном уроке могут быть применены в работе с обучающимися различной подготовки.
Список литературы
Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М: Интеллект-Центр, 2005
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, СБ Суворова; под редакцией С.А. Теляковского. – М: Просвещение, АО «Московские учебники», 2012
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Поурочные планы по алгебре 8 класс. – Волгоград. : Учитель, 2005.