Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью систем уравнений»
Решение задач с помощью систем уравнений
Цели урока:
*Сформировать умение применять системы уравнений при решении задач;
*Развитие познавательной деятельности учащихся на основе систематизации теоретических основ.
Задачи урока:
*Научить решать задачи с применением систем уравнений.
*Обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы и задач урока.
Чтобы решать задачи, что мы должны знать?
Знать: как решать системы уравнений (алгоритмы решения), знать формулы
Что уметь?
Уметь: составлять системы уравнений, применять различные способы при решении систем уравнений.
3. Какие шаги надо выполнить при решении задач с помощью уравнений или систем уравнений?
Этапы решения текстовой задачи.
Составление модели (выбор удобных переменных, их обозначение и точное словесное описание, составление уравнений или их систем в соответствии с условием задачи.)
Работа с составленной моделью.(решение полученной математической задачи)
Выбор тех решений, которые удовлетворяют условиям задачи (нахождение искомой величины и запись ответа).
Два подхода к решению задачи с помощью составления дробно-рационального уравнения или систем уравнения.
В одном варианте менее сложный этап составления математической модели, но более сложнаяматематическая модель, тоесть болеетрудный этапрешения полученной задачи.
В другом варианте более сложный этап составления модели, но менее сложный этап решения.
Поскольку объективнопервый этап – этап составления модели труднее ( на этом этапе выполняется творческая работа, чем второй – этап решения модели ( на этом этапе выполняется техническая работа- работа по готовым алгоритмам), то более целесообразно упрощать именно первый этап – этап составления модели, то есть работать с двумя переменными.
Поскольку этап решения систем более простой (по алгоритму), то повторим алгоритмы решения систем уравнений .По принципу «от простого к сложному2
Что повторить?
Решение систем: способом сложения, способом подстановки, графическим, способом замены переменных. Какой из этих способов дает погрешность, т.е. менее точный и поэтому нецелесообразно применять при решении задач?
Чтобы применить тот или иной способ, что надо знать?
Задание №1.
Повторим алгоритм, наиболее часто применяемый к решению систем уравнений.
Указать порядок выполнения в способе сложения и в способе подстановки
Карточка №1.
Карточка №1.
Вариант 1. Установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом подстановки
Вариант 2. Установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом сложения.
1
А
Выражают в одном из уравнений одну переменную через другую.
А
Выражают в одном из уравнений одну переменную через другую.
Б
Складывают левые и правые части уравнений.
2
Б
Складывают левые и правые части уравнений.
5
В
Записывают ответ.
5
В
Записывают ответ.
Г
Умножают левые и правые части одного из уравнений на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных оказались противоположными числами..
1
Г
Умножают левые и правые части одного из уравнений на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных оказались противоположными числами..
4
Д
Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную
4
Д
Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную
3
Е
Решают получившееся уравнение с одной переменной.
3
Е
Решают получившееся уравнение с одной переменной.
2
Ж
Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение.
Ж
Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение.
1-А, 2-Ж, 3-Е, 4-Д, 5-В
1-Г, 2-Б, 3-Е, 4-Д, 5-В.
Взаимопроверка
1. Способ подстановки;
1). Выразить у через х (или х через у) из одного уравнения системы;
2). Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение системы;
3). Решить получившееся уравнение с одной переменной;
4). Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную;
5). Записать ответ в виде пар чисел (х; у).
1. Способ подстановки;
1). Выразить у через х (или х через у) из одного уравнения системы;
2). Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение системы;
3). Решить получившееся уравнение с одной переменной;
4). Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную;
Что может помочь при составлении математической модели?
Используем таблицу. Перед заполнением таблицы ответить на вопросы:
1. Какой процесс описывается в задаче? (движение, движение по реке, работа)
2. Какими величинами характеризуется процесс? (S,V, t, A, p)
3. Как связаны между собой величины? (S=Vt, A=pt)
4. Сколько реальных процессов описывается в задаче – столько строчек в таблице.
5. Значения каких величин известны?
6. Значения каких величин сравниваются?
7. Значения каких величин требуется найти.
8. Одну из неизвестных величин обозначить за х, другую через у. Выразить неизвестные величины через х и у, и известные величины. Используя одно из сравнений величин, составить систему уравнений.
Задание №5..
Заполнить таблицу и составить систему уравнений для задачи №1 или задачи №2 (на выбор)
К карточке №5
Задача №1 ( на «3»).
.Расстояние между пунктами по реке равно12 км. Лодка проходит этот путь по течению реки за 3 часа, а против течения реки за 4,5 часа. Найти собственную скорость лодки и скорость течения реки.
Из двух городов, расстояние между которыми 500 км, одновременно отправились 2 поезда и встретились через 6 часов. Если второй отправится раньше первого на 5 часов, то они встретятся через 3 часа. Найти скорость каждого поезда.
-Предварительно выполнить чертеж.
Ф. И.__________________________________________________
V
1 пешеход
х
6
6х
500
2 пешеход
у
6
6у
Уравнение:
6х+6у=500
* Предварительно выполнить чертеж.
Ф. И.__________________________________________________
V
1 пешеход
х
3х
3
500
2 пешеход
у
8у
3+5
Уравнение: 3х+8у=500
Взаимопроверка.
Задание №6..
Заполнить таблицу и составить и решить систему уравнений для задачи №1 или задачи №2 (на выбор)
К карточке №6.
.Задача №1.. «на 3».
Лодка прошла по течению реки 14 км за 2 часа, а против течения расстояние в 9 км.- за 3 часа. Какова собственная скорость лодки и скорость течения реки?
К карточке №6.Задача №2. Из пунктов А и В, расстояние между которыми равно 40 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Через 4 часа им осталось пройти до встречи 4 км. Если бы из пункта А пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути. С какой скоростью шел каждый пешеход?
* Предварительно выполнить чертеж.
Ф. И.__________________________________________________
V
1 пешеход
х
4
4х
40
40- 4
2 пешеход
у
4
4у
40
Уравнение:
4х+4у=36
- Предварительно выполнить чертеж.
Ф. И.__________________________________________________