kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение задач с помощью систем уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение алгоритма решения систем,  рассматриваются способы решения задач, развитие познавательных интересов, умения решать задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью систем уравнений»

Решение задач с помощью систем уравнений

Цели урока:

*Сформировать умение применять системы уравнений при решении задач;

*Развитие познавательной деятельности учащихся на основе систематизации теоретических основ.


Задачи урока:

*Научить решать задачи с применением систем уравнений.

*Обеспечить устойчивую мотивационную среду, интерес к изучаемой теме.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Определение темы и задач урока.

Чтобы решать задачи, что мы должны знать?

Знать: как решать системы уравнений (алгоритмы решения), знать формулы

Что уметь?

Уметь: составлять системы уравнений, применять различные способы при решении систем уравнений.


3. Какие шаги надо выполнить при решении задач с помощью уравнений или систем уравнений?

Этапы решения текстовой задачи.

  1. Составление модели (выбор удобных переменных, их обозначение и точное словесное описание, составление уравнений или их систем в соответствии с условием задачи.)

  2. Работа с составленной моделью.(решение полученной математической задачи)

  3. Выбор тех решений, которые удовлетворяют условиям задачи (нахождение искомой величины и запись ответа).

Два подхода к решению задачи с помощью составления дробно-рационального уравнения или систем уравнения.

    • В одном варианте менее сложный этап составления математической модели, но более сложная математическая модель, то есть более трудный этап решения полученной задачи.

    • В другом варианте более сложный этап составления модели, но менее сложный этап решения.

    • Поскольку объективно первый этап – этап составления модели труднее ( на этом этапе выполняется творческая работа, чем второй – этап решения модели ( на этом этапе выполняется техническая работа- работа по готовым алгоритмам), то более целесообразно упрощать именно первый этап – этап составления модели, то есть работать с двумя переменными.

Поскольку этап решения систем более простой (по алгоритму), то повторим алгоритмы решения систем уравнений .По принципу «от простого к сложному2

  1. Что повторить?

Решение систем: способом сложения, способом подстановки, графическим, способом замены переменных. Какой из этих способов дает погрешность, т.е. менее точный и поэтому нецелесообразно применять при решении задач?

Чтобы применить тот или иной способ, что надо знать?


Задание №1.

Повторим алгоритм, наиболее часто применяемый к решению систем уравнений.

Указать порядок выполнения в способе сложения и в способе подстановки

Карточка №1.

Карточка №1.

Вариант 1. Установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом подстановки

Вариант 2. Установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом сложения.

1

А

Выражают в одном из уравнений одну переменную через другую.


А

Выражают в одном из уравнений одну переменную через другую.


Б

Складывают левые и правые части уравнений.

2

Б

Складывают левые и правые части уравнений.

5

В

Записывают ответ.

5

В

Записывают ответ.


Г

Умножают левые и правые части одного из уравнений на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных оказались противоположными числами..

1

Г

Умножают левые и правые части одного из уравнений на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных оказались противоположными числами..

4

Д

Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную

4

Д

Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную

3

Е

Решают получившееся уравнение с одной переменной.

3

Е

Решают получившееся уравнение с одной переменной.

2

Ж

Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение.


Ж

Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение.

1-А, 2-Ж, 3-Е, 4-Д, 5-В

1-Г, 2-Б, 3-Е, 4-Д, 5-В.

Взаимопроверка

1. Способ подстановки;

1). Выразить у через х (или х через у) из одного уравнения системы;

2). Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение системы;

3). Решить получившееся уравнение с одной переменной;

4). Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную;

5). Записать ответ в виде пар чисел (х; у).

1. Способ подстановки;

1). Выразить у через х (или х через у) из одного уравнения системы;

2). Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение системы;

3). Решить получившееся уравнение с одной переменной;

4). Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную;

5). Записать ответ в виде пар чисел (х; у).











Задание №2. Укажите способ решения.



Карточка №2. Ф.И._________________________________________________________________________________________

Задание . Указать способ решения. Поставить букву «С»-сложение или «П»- подстановка. (Возможен вариант –«С» и «П»), Что предпочтительнее?

1.

2.

3.

4.

5.

6.

П

С и П

С и П

С и П

С и П

П

Самопроверка.


*Что важно? Если можно выбрать и способ «сложение», и способ «подстановки», кто бы выбрал «сложение?» Почему?


Задание № 3. Решение в парах.


Решить систему уравнений методом подстановки:


Решить систему методом сложения:

Самопроверка


5. Способы решения систем уравнений повторили. Переходим к подготовке первого этапа решения задач..

Какие типы задач нам встречались?

Исходя из этого ,что надо знать, чтобы составить мат. модель задач «на движение» или «на работу.?

Повторяем формулы, которые применяем при решении задач «на движение» и «на работу».


Задание №4. .

Указать «верно» или « неверно».

Карточка №3. Ф.И.___________________________________________________

-

^

^

-

^

-

верно - « ^ « , неверно – « - »


Карточка №4. Ф.И.___________________________________________________

^

-

-

^

-

^

верно - « ^ « , неверно – « - »

Самопроверка



S


A

V

t


p

t


Что может помочь при составлении математической модели?

Используем таблицу. Перед заполнением таблицы ответить на вопросы:

1. Какой процесс описывается в задаче? (движение, движение по реке, работа)

2. Какими величинами характеризуется процесс? (S,V, t, A, p)

3. Как связаны между собой величины? (S=Vt, A=pt)

4. Сколько реальных процессов описывается в задаче – столько строчек в таблице.

5. Значения каких величин известны?

6. Значения каких величин сравниваются?

7. Значения каких величин требуется найти.

8. Одну из неизвестных величин обозначить за х, другую через у. Выразить неизвестные величины через х и у, и известные величины. Используя одно из сравнений величин, составить систему уравнений.


Задание №5..

Заполнить таблицу и составить систему уравнений для задачи №1 или задачи №2 (на выбор)

К карточке №5

Задача №1 ( на «3»).

.Расстояние между пунктами по реке равно12 км. Лодка проходит этот путь по течению реки за 3 часа, а против течения реки за 4,5 часа. Найти собственную скорость лодки и скорость течения реки.

.Ф. И.__________________________________________________



V


1). по течению


x+y

3

3(x+y)

12

2). против течения

x-y

4,5

4,5(x-y)

12




К карточке №5. Задача №2 (на «5»)

Из двух городов, расстояние между которыми 500 км, одновременно отправились 2 поезда и встретились через 6 часов. Если второй отправится раньше первого на 5 часов, то они встретятся через 3 часа. Найти скорость каждого поезда.

-Предварительно выполнить чертеж.

Ф. И.__________________________________________________



V



1 пешеход


х

6

500

2 пешеход

у

6


Уравнение:

6х+6у=500

* Предварительно выполнить чертеж.

Ф. И.__________________________________________________



V


1 пешеход


х

3

500

2 пешеход

у

3+5



Уравнение: 3х+8у=500



Взаимопроверка.


Задание №6..

Заполнить таблицу и составить и решить систему уравнений для задачи №1 или задачи №2 (на выбор)

К карточке №6.

.Задача №1.. «на 3».

Лодка прошла по течению реки 14 км за 2 часа, а против течения расстояние в 9 км.- за 3 часа. Какова собственная скорость лодки и скорость течения реки?


.Ф. И.__________________________________________________



V


1). по течению


x+y

2

2(x+y)

14

2). против течения

x-y

3

3(x-y)

9


Решение:

при х=5 у =7-5; у=2.

___________

3x = 6

x = 5

Ответ: 5 км/ч; 2 км/ч.


К карточке №6.Задача №2. Из пунктов А и В, расстояние между которыми равно 40 км, вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Через 4 часа им осталось пройти до встречи 4 км. Если бы из пункта А пешеход вышел на 1 час раньше, то встреча произошла бы на середине пути. С какой скоростью шел каждый пешеход?

* Предварительно выполнить чертеж.

Ф. И.__________________________________________________



V



1 пешеход


х

4

40

40- 4

2 пешеход

у

4

40


Уравнение:

4х+4у=36

- Предварительно выполнить чертеж.

Ф. И.__________________________________________________



V

1 пешеход


х

40

40:2

2 пешеход

у

40

40:2





Уравнение:





Решение:

х=9-у у2-40у+180=0

Д=1681

-

не удовлетворяет условию задачи.

Ответ: 5 км/ч; 4 км/ч.

Взаимопроверка.

Итог.

Кто удовлетворен своей работой?

В чем испытали трудности?

Что надо сделать?

Где сможем применить полученные знания ?

Самоанализ:

Задание:

Продолжите предложение.

Мне важно правильно решать задачи, потому что…

Чтобы правильно решить систему нужно…

Домашнее задание. №7. 7., (7.14 )














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Решение задач с помощью систем уравнений

Автор: Ерошенко Юлия Викторовна

Дата: 11.01.2020

Номер свидетельства: 535264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока "Решение задач спомощью систем уравнении". Математика. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-spomoshch-iu-sistiem-uravnienii-matiematika-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127501"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока Решение задач с помощью систем уравнений второй степени"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_rieshieniie_zadach_s_pomoshch_iu_sistiem_uravnienii_vtoroi_stiep"
    ["file_id"] => string(6) "362049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479930487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по алгебре на тему: "Решение задач с помощью систем уравнений" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-na-tiemu-rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-sistiem-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "127155"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277144"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени "
    ["seo_title"] => string(68) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-sistiem-uravnienii-vtoroi-stiepieni"
    ["file_id"] => string(6) "100772"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402392946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Решение задач (PIZA) с помощью систем уравнений "
    ["seo_title"] => string(56) "rieshieniie-zadach-piza-s-pomoshch-iu-sistiem-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "119925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413555236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства