Какие существуют способы решения систем уравнений?
ГИА: -с помощью графиков, изображенных на рисунке, решите систему.
у = - 4х +3,
у = х -1.
При решении систем графическим способом надо знать особенности графиков.
ГИА: -на рисунке изображен график функции у =+с. Определите знаки коэффициентов а и с.
а0, с0 2) а0, с0 4) а
Итак, сегодня на уроке мы продолжаем формировать навыки решения задач с помощью систем уравнений.
4. Математический диктант.
Перед вами лежат задания математического диктанта, выполните его.
1вариант.
Составьте уравнение с двумя переменными, если:
Сумма двух натуральных чисел равна 16.
Периметр прямоугольника равен 12 см.
Одна сторона прямоугольника на 8 см больше другой.
Произведение двух натуральных чисел равно 28.
Диагональ прямоугольника равна 5 см.
2 вариант
Составьте уравнение с двумя переменными, если:
Разность двух натуральных чисел равна 14.
Площадь прямоугольника равна 26 см².
Катет прямоугольного треугольника на 5 см больше другого.
Сумма квадратов двух натуральных чисел равна 30.
Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 8 см.
( проверьте и оцените свою работу)
Решение задач.
-Какой способ из ранее названных, не используется при решении задач с помощью систем. Почему?
-Ученик решает, составленную к задаче систему, способом подстановки. Как он должен поступить?
2х – у = 5, » у = 2х - 5
+ 4у = 7.
Из каких этапов состоит решение задач с помощью уравнений.
Введение переменных по условию задачи
Составление при помощи них системы уравнений.
Работа с системой уравнений.
Ответ на вопрос задачи.
В классе: № 471, № 472 (оцениваются на ГИА в 4 балла)
Вопросы к № 471
- что нам неизвестно? х и у
- что сказано о массах деталей? (поэтому какое первое уравнение можно
составить?) у – х = 0,2
- что такое 22?
- что можно определить, зная массу стали и массу детали нового типа?
- что такое 24?
- что можно определить, зная массу стали и массу детали старого типа?
-а что сказано о их количестве? (тогда какое уравнение можно составить?)
- = 2.
Составим систему:
у – х = 0,2
- = 2. Ответ: (1; 1,2)
Вопросы к № 472
- что нам неизвестно? х и у
- как шли пешеходы?
- что такое 4ч.? значит каждый затратил 4 часа.
- что можно определить, зная скорость и время?
- тогда сколько км прошел за 4ч. 1 пешеход? 2 пешеход? А оба? 4х и 4у
(поэтому какое первое уравнение можно составить?) 4х +4у = 36
- а если бы встреча произошла на середине пути, то сколько км прошел бы тогда каждый пешеход до встречи? По 20км
- чему тогда было бы равно время до встречи каждого пешехода? и
- а что сказано о времени движения пешеходов в этой ситуации?
- что это значит? (т.е пешеход вышедший из пункта А , был в пути на 1ч
больше)
-тогда какое уравнение можно составить? - = 1
Составим систему: 4х +4у = 36,
- = 1. (4;5)
6.Самостоятельная работа.
При решении работы учащиеся могут воспользоваться карточками-консультантами.
1 вариант.
Разность двух чисел равна 5, а их произведение 84. Найдите эти числа.
(12;7), (-7;-12)
2 вариант.
Сумма двух чисел равна 25, а их произведение равно 144. Найдите эти числа. (9;16), (16;9)
Карточки-консультанты к самостоятельной работе.
Пусть x – первое число, y – второе число. Зная, что x-y (х+у) – разность (сумма) чисел, x-y = …, xy – произведение чисел, xy = …, то составим и решим систему уравнений:
x-y=...
xy=.…
7.Итог урока.
В конце урока оцениваются ответы учащихся у доски и самостоятельные работы.